Недружный класс… Что делать? | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №4/2007

Архив

Недружный класс… Что делать?

Конечно, изобретать велосипед!

* ой, знаю!

Алена НОВГОРОДОВА, преподаватель уроков театра, г. Вологда


Сейчас детей все больше ориентируют на индивидуальные достижения: «самый умный», «ученик года», «лучший первоклассник», «лучший выпускник». В нашем школьном обиходе появились слова: «рейтинг», «портфолио». Родители и учителя чуть не с детского сада нацеливают ребенка на поступление в вуз как на главную жизненную задачу, а для этого необходимо обогнать всех, стать первым, лучшим.

Новая общность?

Возможно, мы на пороге новой общности учеников – не одноклассников, а соучеников.
Как-то раз я заменяла в элитном математическом классе заболевшего классного руководителя и была безмерно удивлена тому, что на туристическом школьном слете, тогда как другие классы умудрились общую уху сварганить, у нас не получилось даже общего стола: все дети одиноко жевали то, что принесли. «И списывать не дают», – пожаловалась мне одна девочка.
Работать в классе «индивидуалистов» трудно. Когда я вела факультатив по театру в трех седьмых классах, подростки, поначалу посчитав новый факультатив ненужным и необязательным, использовали время урока кто во что горазд: пререкались со мной по поводу необходимости такого предмета, выясняли отношения между собой, демонстрировали свое негативное отношение и к театральному искусству в целом, и ко мне лично в част­ности. Но мало-помалу втянулись в работу.
Я изобретала свой велосипед. И потихоньку еду на нем, объезжая камни на дороге с помощью приемов, которые в огромном количе­стве подсказывает мне социоигровая педагогика.

Не просто соученики

Урок в девятом классе. Знаком­ство с законами драматургии. Никакого рассказа о драматургии я не начинала, а сразу, как только ученики разделились на группы, выдала им сборники пьес. Каждая группа должна была из своего сборника выписать на отдельные бумажки четыре интересные реплики. Сборники были самые разные: Островский, Мрожек, Шекспир, Олби.
Когда реплики были выбраны и выписаны, посыльные от каждой группы сложили их в «шапку» на учительском столе. После чего выбежали другие посыльные (под любым предлогом даю детям подвигаться) и вытянули по одной бумажке. То, что они вытянули, записали на доске. Получилось пять совершенно не связанных между собой реплик. В том числе: «Ну наконец-то на меня взглянула благосклонно Беатрис» и «Питер, хотите знать, что случилось в зоопарке?».
Каждая группа получила задание придумать некую историю, используя только эти реплики в любом порядке. И не только придумать, но и показать. В процессе подготовки были задействованы тут же найденные среди одноклассников детали костюмов и предметы, находящиеся в классе. В ход пошел даже глобус. В результате мы увидели пять совершенно разных произведений. Тут были и детектив, и слезоточивая мелодрама, и пьеса абсурда, и даже школьная быль. Смотреть эти представления было очень весело, а играть, я думаю, еще веселее.
Что делали дети на уроке? Просто развлекались? Нет, они ненавязчиво входили в то, что называется драматургией, где главное – дей­ствие, а не слова пьесы. Слова могут быть одинаковыми, а истории совершенно разными.
На этом уроке присутствовали мои коллеги, педагоги дополнительного образования из школ города. Я попросила написать их в конце урока свои отзывы, но только так, чтобы все слова начинались на одну букву. Они страшно удивились, но, объединившись в несколько команд, написали потрясающие отзывы. Не стану скромничать и приведу несколько из них. Вот два отзыва на букву «П»: «Популярно, потрясающе просто произведена попытка построения простых пьес подростками. Приветливый педагог порхала, подопечные пыхтели, погружались, понимали, потом показывали пьесу. Посмотрели, поучились, повеселились, попробуем потом повторить подобный полезный проект»; «Просто прекрасно, превосходно, потрясающе продемонстрирован педагогический прием постановки подростками, придуманной по произвольному принципу пьесы по популярным произведениям прошлого».
А вот какой коллективный отзыв получился у гостей, которые выбрали себе букву «С»:
«Сегодня сверстники смело суетились, спорили, смекнув, славно сыграли старинные сюжеты, сговорившись сообща.
Сидим с саквояжами серьезных самонаблюдений. Смотрели себя со стороны. Соблазн скопировать сущность: слюнки сдержать стыдно. Самочувствие сказочное.
Соскучившись, снова соберемся сложить светлые свершения. (Содружество спевшихся сердец.)»

Уморительные сценки

А недавно у меня был урок в третьем классе – первый в этом году. Захожу в спортивный зал, куда за отсутствием кабинетов нас посадили, и вижу такую картину. На длинной скамеечке, как воробышки, прижавшись, сидят шесть мальчиков. Далее метр свободного пространства, а потом, так же тесно прижавшись друг к другу, сидят шесть девочек.
Ну, я сразу это безобразие устранила. Конечно, не дисциплинарными методами, а опять же специальными заданиями типа «пересядьте так, чтобы самый высокий сидел справа от меня, а самый маленький слева». Потом – у кого самые большие ботинки и самые крошечные. Потом – кто самый старший и самый младший… Ну, тут мы помучились немножко и про то, кому с кем не хочется сидеть, забыли.
В это время в зал стали заглядывать мои «театральные» дети – 9–11 классы (после этого урока у нас должно было быть занятие). Сначала попросились «просто посмотреть», потом стали участвовать в упражнениях.
Дальше нужно было встать в круг в алфавитном порядке (по первой букве фамилии) – начало алфавита справа, конец слева. Говорить нельзя, общаться только знаками. Это надо было видеть! И пальцами буквы показывали, и в воздухе рисовали, и даже «из себя» строили. И старшие, и младшие общались наравне. Более того, старшим нравилось, что они с малышами резвятся. А маленькие гордились, что они все делают не хуже больших.
Потом разбились на группы и придумывали сценки, а потом их показывали. Старшеклассники «режиссировали». Сценки получились уморительные. В одной группе девочке подсказывали стихо­творение «Утес». Она, внимательно глядя на свою группу, серьезно повторяла: «…спит… облачко… погладили ее... чудовища!» (это утес-великан ей так страшно показали).
В другой группе мальчик повторял алфавит, группа показывала ему предметы, начинающиеся на первые буквы. В качестве «незнайки» выбрали мальчишку, который в предыдущем упражнении («пересесть по первой букве фамилии») заблудился и потом признался, что забыл алфавит.
В общем, получился хороший урок. Было весело, интересно, а главное – дружно. Третьеклассники потом спрашивали меня про старших: «А они к нам еще придут?» И моим «театралам» тоже понравилось быть вожатыми.

Совет для классных руководителей недружных детей: попробуйте поставить с вашим классом своими силами спектакль!


Oказывается...

Прогнозы-2007 в образовании

Алексей Чернышов, зампред комитета Госдумы по образованию и науке, считает, что хотя доля средств, выделенная в бюджет нацпроекта «Образование» на 2007 год, значительно увеличилась, тем не менее просто выделять деньги на образование мало. И деятельность комитета Госдумы по образованию и науке в 2007 году будет направлена на то, чтобы методика траты этих денег была изменена.
Прежде всего деньги должны быть даны на развитие лабораторий, на привлечение молодых кадров в академические сообщества и на развитие необходимых государству специальностей. Считается, что такими специальностями на ближайшие 5–10 лет станут: генетика, микробиология, нанотехнологии, некоторые гуманитарные специальности.
Так как на сегодняшний день количество абитуриентов сравнялось с количеством учащихся в вузах, то практически в институты можно поступать без конкурса. Но, по мнению Госдумы, в нашей стране слишком много высшего образования быть не должно. Поэтому если вузы не будут выполнять некоторые объективные требования, их количество будет сокращаться.
Что касается бюджетных мест, то количество их сокращалось в предыдущие годы и будет сокращаться в 2007-м.

Галина БАРИНОВА /По материалам из Интернета/

TopList