Архив
Репортажи с морозца
* школьная традиция
Валентина ГУСЕВА, сельская учительница, с. Кладово Ярославской обл.
В нашей школе есть традиция один из зимних дней полностью посвящать играм на воздухе. Раньше это был день школьной «Зарницы», но и тогда, когда «Зарницы» приказали долго жить, традиция не умерла. Дети ждут этого дня, как самого большого праздника. Наш физкультурник В.П. Киселева – неутомимая выдумщица. Вы бы только видели, как дети играют в снежки прямо в школьном коридоре, используя вместо настоящих снежков кусочки пенопласта.
А на улице – самые разные игры: от разведчиков, которые в поисках пакета обследуют все дома и улицы, до каши прямо в снежных сугробах.
Кубики в сугробе
Порой для того, чтобы все свершилось, произошло, не хватает какой-то самой малой малости, пустячка. Снегопада, например! Его же специально Господу Богу не закажешь. А без него – вся затея псу под хвост. Остается надеяться на чудо...
Накануне мы с ребятами выбрали снежное поле и, набродившись по нему до умопомрачения, спрятали в сугробы разноцветные детские кубики. Измученные и усталые, приползли домой и начали ждать. А небо, как назло, звездное, ни малейшего намека на снегопад.
Засыпала я, гоня прочь невеселые мысли. Утром, боясь приблизиться к окну, чуть ли не шепотом: «Ну, что там?» И мамин голос: «Да бело, бело все, устала с крылечка сметать...»
Выбегаю на улицу и глазам своим не верю: снежное царство! Будет теперь моим пострелятам работы!
Задача была поставлена простая, проще некуда – какая команда больше кубиков отыщет.
Роют снег ногами, руками и носами (случается) – аж пар валит!.. Каждая находка – вопль радости!
Кубики были найдены, конечно, не все – вот и повод весной еще раз сходить на это поле и вспомнить нашу зимнюю вольницу.
Валя плюс Дима...
Многие страницы школьной жизни стерлись в моей памяти, отгорели, потухли, а вот такой пустячок, как «Валя + ...» живет и светит из прошлого.
Так почему бы не попробовать подарить этот огонек моим сегодняшним ученикам? Что для этого надо? А почти ничего – поле побольше да снег поглубже.
И вот класс на улице. Деление на команды и задача: написать шагами чьи-то инициалы, соединив их вечным плюсом. И размер букв, и время исполнения, и аккуратность (никаких лишних шагов!), и слаженность команды – все имеет смысл.
Задание дается без предварительной подготовки, поэтому сначала – период шушуканья. Каждому хочется стать героем снежного романа, а страшно – жуть!
Помню, как грустно брела малышка из четвертого класса: ни одна буковка ее имени не попала на белую скатерть, старшеклассники опередили, и как она ни ершилась, не послушали. Я ей шепнула, что у нее еще все впереди. Успокоилась.
Закончив, долго любовались. Чем это было для них? Для кого-то озорством, просто разминкой, а для кого-то, может быть, откровением, первым признанием в любви.
Гонки по снежным трассам
Нынешние дети очень рано прощаются с игрушками: видимо, пора школьного ученичества как-то мало располагает к общению с игрушками. И кочуют они сначала на полку повыше, потом на чердак, а то и вовсе в мусорный ящик. А ведь каждая игрушка – это кусочек детства. Так не рискнуть ли дать игрушкам вторую жизнь?
Пускаю по школе клич: «Приносите завтра машинки!». Призыв услышан и подхвачен. Решили провести гонки по снежным трассам. Нравится всем, особенно мальчишкам, но и девочки не против.
Многообразие марок и разная степень проходимости никого не смущали, лишь бы веревки были одинаковой длины. Быстрота, с которой хозяин накручивал веревку на карандаш, и определяла скорость движения машины.
Аварии, сбои, перевороты, наезды – все, как на настоящей трассе. И волнение, и боль проигрыша, и восторг победы – все настоящее.
И если после таких гонок игрушка не отправится сразу на чердак или в мусорку, а совершит второй круг своей игрушечной жизни, это и будут мгновения возвращенного детства.
От редакции
А давайте пофантазируем...
Представьте, что это не просто зимняя школьная традиция, а ваш обычный урок. И тогда шагами на снегу можно вытаптывать не только «Валя +...», но и словарные слова, формулы или примерчики для устного счета. И не только в одиночку, но и группами, например, «паровозиком».
Или вот те же самые пластмассовые кубики. Представьте: каждая группа на этих кубиках (или дощечках, картонках, бутылках из-под пепси и так далее) малюет маркерами свои задания: решить уравнение, подчеркнуть члены предложения, доказать теорему, вставить пропущенное в текст или в формулы и тому подобное. Затем выходит во двор, тайком от других команд хоронит свои секретики в укромных местах (например, в сугробе) и составляет маршруты поиска от дверей школы. (Если вы математик, то предложите командам свои путеводители изобразить в чертежах, если словесник – в словесах: русских, английских, немецких и так далее.) После чего команды обмениваются своими путеводителями и начинают поиски секретиков, чтобы выбрать из них самые-самые: самый каверзный, самый занудный и самый интересный. Свою точку зрения нужно будет доказать другим командам.