Архив
Из редакционного портфеля
* опилки дидактики
Раньше «Режиссура урока» регулярно выходила на страницах газеты «Первое сентября», поэтому у нас накопилась масса забавных и полезных учительских наработок, рассказанных и в письмах, и при личных встречах, и на школьных посиделках.
Все наоборот
Мы должны были на уроке друг у друга загадки отгадывать – молча! Обычно ученики свои версии писали на доске, а судьи (загадывающие) потом стирали ошибки, в том числе грамматические.
Tут я вспомнила совет – попробовать как-то наоборот. И решила, что ответы мы будем писать хоть и мелом, но не на доске, а на стенах. На урок пришла с ведром теплой воды…
Такой активности в классе я никогда не видела!..
А на перемене мы все вместе смывали разводы со стен.
Учитель литературы,
Красноярск, 2002
Живой алфавит
Каждый из учеников получает по букве. Ведущий (не обязательно я) задает какое-нибудь слово по учебнику, например, «деепричастие». По сигналу к доске выскакивают «буквы» и выстраиваются в слово.
Кому достались две буквы сразу, те придумывали разные способы: то две руки подняты, то два пальца. А один мальчик два стула вынес и лег на них.
А еще мы «пишем хлопками»: вставая, каждый хлопает в ладоши на свою букву. Так мы «пишем» не только слова, но и словосочетания или даже короткие фразы. Промежутки между словами и конец слов или фраз весь класс обозначает дружным хлопком. Так, например, мы пожелания от группы к группе телеграфировали на праздничном «огоньке».
«Живой алфавит» и орфографии учит, и педагогические задачи решает (действие сообща, тренировка внимания, мобилизация). У нас так много вариантов этого задания появилось!
Учительница словесности,
Екатеринбург, 2000
Носом по воздуху
Вычитала в «Хрестоматии игровых приемов обучения» (Библиотека «Первого сентября», М., 2002) упражнение «Буква по воздуху». Попробовала написание латинских букв и химических формул носом по воздуху. 7 и 8 классу это явно нравится. А вот 9–11 классам это не очень интересно.
Учитель химии, Сочи, 2002
Урок из бутика
Для темы «Мода» я взяла каталог из бутика. Весь изрезала. Ведь по учебнику лексика какая? Платье да рубашка. А тут – почва благодатная.
С этими карточками тема пошла на ура. А заодно и весь раздел обычного учебника. Тогда я для итогового занятия приготовила 13 французских слов-подсказок и разрезала их на слоги. Перемешала, разбросала по классу. Начался урок…
Я знала, что подсказок у меня 13. А у ребят-то вышло больше! Новый словарь французского языка.