Архив
На свой страх и риск
* попробовать, что ли?
Ольга ЗАХАРОВА, учитель математики, замдиректора по учебной части, Московская обл.
Учителям, много лет преподающим такие фундаментальные науки, как математика и химия с биологией, не так-то просто отступать от привычных форм урока. Но не реагировать на детскую инициативу, пусть даже выходящую за рамки предмета, теперь уже не получается – совесть не позволяет.
Молчанка
В детстве, наверное, все играли в «молчанку».
Дети договариваются: «Раз, два, три – молчи!» А кто первым заговорит или засмеется, тот проиграл. И потом они стараются рассмешить друг друга, чтобы прокричать дразнилку «Болтушка-хохотушка, во рту лягушка».
Был у меня на уроке в 8 классе такой случай. Задержалась я в учительской после звонка на урок. Иду в класс и думаю: «Шумят, небось, мои ученики, мешают соседям учиться»…
Подхожу к кабинету – тишина. «Очень странно», – сказала я сама себе и зашла в класс. Гробовое молчание. Все сидят тихо, рты позажимали и хитро на меня смотрят. «Что-то здесь не то», – думаю…
И тут я вовремя сообразила, что это ребята в «молчанку» играют. «Если я сейчас заговорю, – подумала я, – то по правилам игры окажусь болтушкой-хохотушкой»… И тут мне пришла в голову идея – начать урок, не нарушая игру.
Я беру мел и размашисто пишу на доске: «Здравствуйте. Откройте тетради, запишите число. Тема урока...» Восьмиклассники, конечно, от меня этого не ожидали и дружно заржали. Они проиграли, а я выиграла – урок прошел на подъеме.
Задачи под партой
Математику я веду и в 5 «А». В этом возрасте дети и так-то очень подвижные, им трудно сидеть весь урок, не шевелясь, как обычно мы, учителя, требуем. А тут еще и класс непростой.
Как-то раз, устав призывать детей к порядку, я им и говорю:
– А залезайте-ка вы под парты.
– Что, правда? А вы ругаться не будете?
– Нет. Только пол холодный, боюсь, как бы вы не простудились.
– Ничего, мы куртки подстелим, – отвечают они уже радостно.
– И еще обещайте не шуметь.
– Не будем, – пообещали они.
Больше всего обрадовались мальчишки. Они-то и забрались под парты, но, конечно, не все, а человек десять. Другие ребята на них с удивлением смотрели, но не решились сделать то же.
На этом уроке мы изучали тему «Сложение и вычитание многозначных чисел», и мальчишки с удовольствием под партой решали примеры. Правда, соседи сидевших под партой ребят все время смотрели на них вниз и мало обращали внимания на доску.
Несколько минут в классе стоял шум, но я напомнила всем об их обещании, и стало почти тихо. «Почти» – это значит не было такой тишины, как всегда на уроке: мальчишки, сидящие под партами, шепотом обсуждали ситуацию, но все-таки рабочая обстановка быстро восстановилась.
Минут через десять некоторые все же сели обратно на стулья: видно, им стало неудобно полулежа работать. Но другие так и просидели под партами до конца урока.
Вышли с урока довольные...
Следующий урок начался с вопроса:
– А можно нам под парту?
– Можно, – говорю.
И тут уже под парты полезли не только мальчики, но и девочки. А те, кто остался сидеть на стульях, удивились: «И девчонки тоже?»
На этот раз все уже происходило быстро и тихо. И девочки, и мальчики с удовольствием решали под партой задачи и примеры. План урока при этом был выполнен, ребята работали хорошо.
Теперь на каждом уроке кто-нибудь из мальчишек то и дело меня спрашивает: «А можно под парту?» Если по плану нет объяснения нового материала, я им разрешаю. И они сидят под партами и тихонько делают задания. По-моему, с удовольствием.
Аббревиатуры
Игру эту я вычитала в «Хрестоматии игровых приемов обучения» (Издательский дом «Первое сентября», 2003. – Прим. ред.).
Я использовала аббревиатуры на уроке геометрии в 10 классе. Тема: «Аксиомы стереометрии и следствия из аксиом».
В начале урока я предложила классу расшифровать некоторые общеизвестные аббревиатуры: ООН, МГУ, США. Объяснила, что это такое. Затем к доске вышли пять человек и по памяти записали аббревиатуры трех аксиом стереометрии и двух следствий из них. Среди них была, например, такая: ЧЛТТНЛНОПППИПТО, что значит «Через любые три точки, не лежащие на одной прямой, проходит плоскость, и притом только одна».
Затем к доске вышли другие пять учеников и попробовали расшифровать эти аббревиатуры.
Ученики 10 «Б» внимательно смотрели на шифровку и читали аксиомы – дома они не очень хорошо их выучили. А вот в более сильном 10 «А» классе некоторые ученики не могли расшифровать запись. Хотя все аксиомы выучили без запинки.
Аббревиатуры позволили ученикам задуматься над каждым словом аксиомы. В математике ведь каждое слово несет огромную смысловую нагрузку, поэтому аксиомы нужно запоминать очень точно.
На следующем уроке я провела «обратную игру»: сама записала на доске все пять аббревиатур в произвольном порядке. А десятиклассники определяли, какая шифровка к какой аксиоме относится.
Такая игра показалась мне очень эффективной. А главное – всем, в том числе и мне, было интересно.