«Конкретно мозговально» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2007

Архив

«Конкретно мозговально»

Из песни, как говорится, слова не выкинешь

* на бис

Сергей БАННИКОВ, учитель географии, экономики и физики, Москва


Эти «шальные» приемы проведения уроков кому-то наверняка не покажутся новыми: он их и так давным-давно применяет. А кто-то, глядишь, возьмет на вооружение…

Все началось с урока по теме «Озеро Байкал. Экологические проблемы и пути их решения». В ответе одного из учеников вдруг промелькнула рифма. Моментально родилось задание: представить ответ на один из учебных вопросов (они напечатаны в конце параграфа) в виде четверостишия.
На удивление, ни одного голоса против высказано не было. Наоборот, ребята самостоятельно разбились на компании и тут же приступили к работе. Я думал, что результат будет отрицательным или сведется к какой-нибудь чепухе. Но моему удивлению не было предела, когда представленные ответы не только отражали суть поставленной проблемы, но и были облечены в стихотворную форму.

Самое удивительное, что при повторении подобного творческого задания по другим учебным темам в этом классе ни разу не было отказов. Использовать стихотворные формы, песни, загадки можно практически на любом этапе урока – от проверки домашнего задания до изучения нового материала и проверки первичного усвоения знаний.
Если ученики сочиняли песню, то в качестве аккомпанемента использовали подручные материалы: от пустых пластиковых бутылок до музыкальных инструментов из кабинета музыки. Мелодии в основном соответствовали музыкальным пристрастиям ребят – рэпу, року.
Реакция ребят-слушателей – аплодисменты, возгласы восторга и подбадривания, одобряющий свист и тому подобное.

Как-то раз в качестве задания я попросил по одному из параграфов сочинить загадки. Откликнулось всего шесть человек. Но при ответах я видел, что остальным было и интересно слушать ответы-задания, и завидно хорошим оценкам. Тогда ребята попросили на следующем уроке дать им опять какое-нибудь творческое задание.
Так я и сделал. К сочинению дидактической оды по учебной теме (или баллады – по выбору) подключились уже десять человек. А вот в сочинении и исполнении песен участвовали все!
Я думал, что на этом все закончится. Но ребята сами настояли на подготовке к следующему уроку ответов-частушек. А почему бы и нет? И что удивительно – домашнее задание выполнили абсолютно все. Даже те, кто отсиживался на последних партах. Исполнять частушки рвались все: и те, кто был на уроках всегда активен, и те, кто обычно при ответах отличался косноязычием.
На этот урок я специально пригласил завуча школы (она преподает физику), которая и оценивала работы ребят. В этой ситуации я больше смотрел не за учащимися, а за восторженной реакцией завуча. Ее оценки вызвали у ребят неподдельное недоумение. Представьте себе оценку пять в пятой или в седьмой степени!

Загадки по географии

9 класс
Тема: «Районирование территории России»
Загадки были составлены учениками дома в целях обобщения ранее изученного материала. Опрос производился с помощью передачи «волшебной палочки».

Маленький да удаленький,
Граничит с Прибалтикой он,
Специализируется
на машиностроении.
Что это за район?

На Кавказе адыгейцы,
кабардинцы и чеченцы.
А в Поволжье – чуваши.
Кто в Сибири? Подскажи...

Что из себя представляет район,
Который от России так удален?
Даже не район, а область так удалена,
Но на карте найти ее нет труда.
Балтийское море ее омывает,
Прибалтика нас туда не пускает.

Песни по географии

7 класс
Тема: «Географическое положение материка»

Исполнение песни сопровождалось показом географических объектов на картах под аккомпанемент подручных музыкальных инструментов, сделанных учениками заранее своими руками.

I куплет
Много интересного, чудесного, полезного
В себе он сохранил.
И низменность, пустыни,
Поля, луга красивые
И все места любимые.

II куплет
Из гор пример – Карпаты,
Хотя они горбаты.
А горы Пиренеи
Намного их острее.
Тянь-Шань и Гималаи
Не полностью в Китае.
И Альпы – иностранцы,
Хотя и не китайцы.

Загадки по физике

8 класс
Тема: «Световые явления»

Загадки были составлены прямо на уроке при проведении обобщения по данной теме.

Знаем область мы пространства,
В нее не попадает свет,
Источники туда не светят.
Ну вот и все. Я жду ответ.
(Тень)

Я стою, смотрюсь в него.
Не пойму я ничего.
Может, объясните мне –
Аньки стало целых две!
(Зеркало)

Без него умрут растенья,
Без него погибнем мы,
А еще в конце добавлю:
Он антоним темноты.
(Свет)

Он брат тени,
Но кровь в нем Солнца.
(Полутень)

Этот прибор называют
комнатой темной,
А изображение получишь
хорошо освещенным.
(Камера обскура)

Песни по экономике

11 класс
Тема: «Фискальная политика»

Спецификой исполнения было то, что помимо текста самой песни присутствовал речитатив – перевод якобы с итальянского языка.

Песня «Баксотырильно политикано».
(Фискальная политика.)

Баксотырильно политикано
Тундо Березовский.

(Я придумал фискальную политику.)

Для хапо свой кармано
Ундо разумально.
Финансо пирамидо
Для лохов постровально.

(Для достижения экономических целей я применяю множество расходных и налоговых функций.)

Конкретно мозговально
Шарахто я могунто.
Своя кармано баксо
До отказа набиванто.

(Теперь я могу управлять госбюджетом. Я стимулирую и ограничиваю совокупные спрос и расходы.)

Я раньше обожатто
Обломанто президента.
Поэтому за мной
Послали фээсбэнто.

(Я люблю ограничивать правительственные расходы и повышать налоги. Я назвал это ограниченной фискальной политикой.)

И дальше жизнь моя
Пошлатто плохованто.
И нанто было
За бугоро уезжанто.

(Моя любовь – расширенная фискальная политика, которая осуществляется за счет роста госрасходов.)

Такие формы изучения нового материала, проведения опроса и закрепления ранее изученного настолько заинтересовали ребят, что практически каждый урок кто-либо обращается с просьбой выслушать их ответ то в виде загадки, то песни, то какой-нибудь оды. Результаты проведения письменных работ в классах, где использовались игровые формы обучения, несравнимо выше, чем в классах, где изучение этих тем велось по стандартной методике. В классах, сочиняющих стихи и распевающих частушки, неудовлетворительные оценки отсутствуют, а количество хороших и отличных доходит до 95%.

TopList