За три версты до демократии | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №3/2007

Архив

За три версты до демократии

Полевой очерк

* глазами бывших учеников

Геннадий СОЛОВЬЕВ, преподаватель вуза


Кирилл Коннович преподавал военное дело (была такая дисциплина в школе в 50–60-х годах). К.К. обладал импозантной внешностью. Высокий, более чем двухметрового роста, с густой копной напоминающих парик длинных седых волнистых волос. Смуглое, с крупными чертами лицо. Его идеально прямая могучая фигура с непокрытой головой в любое время года была видна издалека, как только он появлялся в переулке, где была расположена наша школа.
Самое удивительное, что в рамках своей дисциплины он пытался научить нас творческому и критиче­скому отношению к окружающему миру. С позиций сегодняшнего дня, возможно, он учил нас демократии.

Объясняя устройство винтовки, он четко и невозмутимо диктовал: «Винтовка состоит из приклада, ложа, ствола, мушки, носика, ротика...» Подойдя к кому-то из нас и увидев запись в полном объеме, он взрывался:
– Что ты пишешь?! какой носик? какой ротик? где ты его видишь?
– Но вы же сами продиктовали!
– Мало ли что я вам могу надиктовать! Вы все будете писать?..

Однажды, впервые построив нас в две шеренги, К.К. вызвал к себе кого-то из второго ряда. Пока ученик обходил кругом весь строй, К.К терпеливо ждал. Наконец ученик подошел к нему строевым шагом и доложил о прибытии.
– А как бы ты поступил, если бы строй, в котором ты стоишь, имел протяженность 2 км в одну сторону и 3 км в другую?
Ученик, проявив незаурядную сообразительность, сообщил, что пошел бы обходить строй в направлении, где 2 км, а не где...
Не дослушав ученика, К.К. встает в строй на его место, во второй ряд, и просит вызвать его. Ученик мнется. Остальные заинтригованы.
Не дожидаясь вызова, К.К. огромными ручищами раздвигает стоящую перед ним шеренгу первого ряда, разваливает ее влево, потом вправо и выходит вперед.
– Вот что вы должны сделать! – кричит К.К., лукаво глядя на нас.

На одном из уроков мы должны были имитировать стрельбу, лежа на матрасах с настоящими винтовками. Нам раздали по нескольку патронов. Далее шла репетиция по полной программе. Отрабатывалось дыхание... После окончания стрельбы каждый из учеников должен был отрапортовать: «Стрельбу окончил». Я же выпалил: «Отстрелялся!».
Позже, когда в строю нам объявляли отметки, я услышал:
– Соловьев, два!!
– Служу Советскому Союзу!!! – непроизвольно выпалил я.
Как много я прочитал в этот момент в глазах нашего учителя...
В конце учебного года на совместном собрании учеников и родителей классный руководитель, пожилой и строгий математик, еле сдерживая смех, припомнил этот эпизод. Потом он все же овладел собой и закончил: «Нам такие служаки не нужны!»

TopList