По принципу «голь на выдумки хитра» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

По принципу «голь на выдумки хитра»

Подробный отчет о «виртуальной» экскурсии в Пушкинский заповедник

* попробовать, что ли?

Валентина ГУСЕВА, сельская учительница, Ярославская область


Тысячи сельских учителей страдают оттого, что не могут показать своим детям литературные и исторические места. Но если чуть-чуть пофантазировать...

Всегда с восторгом читаю статьи по музейной педагогике. Но у нас ни одного музея и близко нет. Экономическая ситуация такая, что моим ученикам за пределы своей деревни выехать не по карману. Они, словно сказку, слушают мои рассказы о том, как в прежние годы наши ученики ездили к Льву Толстому в Ясную Поляну, к Циолковскому в Калугу. Они не очень верят, по глазам видно. Но ведь это было, было! А теперь? А теперь следует действовать по принципу «голь на выдумки хитра».

Неодушевленных предметов нет

Вот возьмем и «поедем» в Михайловское — голос памяти зовет. Как только зажечь первую искру, чтобы интерес появился? Решила идти от книги Семена Степановича Гейченко «У Лукоморья», от волшебного аромата ее слов. Приношу на один из уроков эту книгу. Открываю двенадцатую страницу и без особых предисловий читаю:
«Когда люди уходят, после них остаются вещи. Вещи безмолвно свидетельствуют о самой древней истине — о том, что они долговечнее людей.
Неодушевленных предметов нет. Есть неодушевленные люди. Без вещей Пушкина, без природы пушкинских мест трудно понять до конца его жизнь и творчество».
— Поехали со мной в Михайловское?
— Поехали!
А сами улыбаются, поняли, что игра. Хорошо, что поняли, не надо тратить силы, чтобы искать верные слова и объяснять, почему мы в ближайшее лето не можем в самом деле навестить Михайловское. Объяснить очень хочется, но не стоит.
— Описание того, что можно увидеть в Михайловском, собрано вот в этой книжке. Выберите то, что вам хочется увидеть, а завтра расскажете.
— Сколько выбирать?
Законный вопрос — не переусердствовать бы зря, но и бледно не выглядеть на фоне класса. Вспоминаю о пользе ограничений (см. В.Букатов, М.Ганькина. «Групповая работа на уроке» в Библиотечке «Первое сентября», серия Воспитание. Образование. Педагогика, № 3, 2006.  — Прим.ред.)
— Приносите по пять, отберем самое интересное.
«По пять» — это понятно только нам с ребятами. Столько объектов для осмотра во время будущей экскурсии по Михайловскому войдет в поле зрения экскурсантов.
Книжек всего два экземпляра. Одна — ветхий номер «Роман-газеты». Предыдущие поколения с нею здорово поработали. Волей-неволей приходится делить класс на две команды и в каждой назначать распорядителя [см. комментарий 1 и 2 в конце статьи], только тогда можно надеяться, что книги побывают в руках каждого
[см. комм. 3].

Скамья Онегина и ларец Арины Родионовны

На другой день тетрадные листочки — и ровненькие, и с оборванными краями, сдвоенные и просто оторванные от страницы уголки-«листенечки» — ложатся на мой стол.
Оказывается, это очень продуктивный прием — «найти пять штук интересненького». Я и не чаяла получить такой урожай. Читаю. Удивляюсь. Умиляюсь.
— Хочу увидеть окно, у которого любил сидеть Пушкин.
— А озеро Маленец далеко?
— Интересно, какими тогда замками двери запирали?
Лампадка... Пушкин ведь зажигал лампадку?
— Читал про могилу Пушкина, даже страшно стало. Можно, мы туда тоже сходим. Не очень далеко.
Ключи от парижского чемодана Онегина...
— Старинная пушечка.
Фотография усадьбы, снятая
5 апреля 1955 года.
Сосна. Ей 300 лет, Пушкина помнит.
Яблоки из сада.
— Льняная скатерть.
— Старинный полог-«шептун», которым Пушкин приказал отгородить свою кровать.
— Кусочек дерева от ели-шатра из Тригорского.
— Бронзовые дедовские часы.
Скамья Онегина.
Ларец Арины Родионовны.
— Пушкинский бильярд.
— Горбатый мостик.
Собрав все, что накопали дети, пытаюсь разобраться, где и что можно посмотреть (сама в Михайловском никогда не бывала — трудно). Начинаю понимать, что изучать придется не только дом-музей в Михайловском. Даже для пятого-шестого классов этого уже недостаточно. Всю территорию заповедника!
Поэтому старшим классам для этой «поездки» выделяю два урока.

Воссоздаем атмосферу

Когда материал для экскурсии отобран, необходимо сделать самое сложное — экспозицию. Ребята ее делают с удовольствием. Что-то рисуют, что-то макетируют в натуральную величину. Появляются и оригинальные заменители подлинников — свечи, льняные скатерти, кусок дерева, цветы.
Воссоздать атмосферу музея помогают репродукции картин, иллюстрации к пушкинским произведениям, которые есть в каждой школьной библиотеке.
С экскурсоводами вопрос решить можно по-разному. Я люблю такие экскурсии проводить сама [см. комм. 4]. С малышами могут поработать старшеклассники, но обязательно ребята должны быть эмоциональные, с хорошей речью.
Желающих провести экскурсию бывает хоть отбавляй — устраиваю конкурс. Каждому претенденту даю «объект» [см. комм. 4], о котором он должен собрать как можно больше интересного материала, и не просто собрать, а преподнести воображаемой аудитории.
Вот запись одного из таких устных рассказов: «Как вы думаете, что это? Не догадываетесь? Это гвоздь! (Восторженная пауза.) Не простой гвоздь, а от гроба Пушкина! (Опять большая пауза, обводит всех глазами, будто проверяет, шевелятся ли у малявок волосы на макушке.) Этот гвоздь Семен Степанович Гейченко взял для музея, когда вскрывали могилу Пушкина. Люди ночь не спали, домой не уходили, ждали, когда будет вскрыта внутренность склепа. Столько лет прошло (просит посчитать; пауза нужна, чтобы дать возможность деткам расслабиться да и самому глотнуть воздуху побольше), а стенки гроба сохранились, только вот крышка обрушилась внутрь. Прах Пушкина сильно истлел. Нетленными оказались только волосы».

Игровые ситуации

Начиналась экскурсия перед дверями нашего самодельного музея. Малышам для большей достоверности мы прочитали нотацию о том, как себя вести в музее: руками ничего не трогать, не отставать, не разговаривать.
Для старших этого делать не стали. Они все равно из любой ситуации выкрутятся. Один ходил-ходил, сел на пол.
— Ты чего? Заболел?
— Да нет, поваляюсь на лужочке.
При проведении экскурсии с малышами лучше создать игровую ситуацию. Например: «Садимся в вагончики, путь наш долгий». А если еще и по стакану газировки налить, то они и жаркое лето представят. Даже если за окнами снежная кутерьма [см. комм. 5].
Со старшими лучше затевать игру другую. Предложить им заранее приготовить «билетики» — сведения о михайловском периоде жизни Пушкина, которые будут начинаться словами: «А я знаю, что Пушкин...»
После того, как «билеты» будут «куплены», раскрыть широко дверь класса, и пусть они, подобно герою фильма «Любовь и голуби», окунутся в атмосферу музея-заповедника [см. комм. 6].
И так просто, остановившись у обычного классного окна, сказать: «Представьте себе, у этого окна любил сидеть Пушкин». Как подметил это Семен Гейченко, «тут все они начинают смотреть на обыкновенное окошко и вдруг видят, что оно не обыкновенное, что никто из них такого раньше не видел, не видел около окна этого зеленого куста, что другого такого куста нет на всем свете, что над кустом небо, какое было при Пушкине, и облако, и отраженный стеклом силуэт пролетающей птицы, которую, может быть, видел и он».
Очень важно не только интересно начать экскурсию, но и своеобразно ее закончить. Предлагаю ребятам повернуться к окошку и «крикнуть шепотом» (чтобы другие классы не подумали, что у нас крыша поехала): «Александр Сергеевич!» И ждать, затаив дыхание, чтобы вдруг кому-то почудилось: «А-у-у! Иду-у!» Почудится — значит, экскурсия состоялась.


В. БУКАТОВ,
доктор педагогических наук

Рабочие комментарии для классных руководителей

Комм.1. Очень хорошо, что класс поделился на команды. Наличие всего двух книг явилось тем несчастьем, которое по народной пословице помогло появиться счастью.
Работа в командах сплачивает детей, создает и на уроке, и во внеурочной работе атмосферу дружественности. Об этом знает каждый учитель.

Комм.2. Как учителям искать «распорядителя»? Его ведь можно не только назначать.
Назначает обычно классный руководитель. А если и выбирает, то все равно, как правило, он. Выбирает по своему педагогическому усмотрению. Это может разъединять детей. А вот в уличных играх водящего выбирают сами дети с помощью разных считалочек и жеребьевок. Такой способ объединяет их общностью игрового уговора.
Учителям привычно опасаться того, что вдруг по считалочке роль распорядителя достанется самому ленивому, несобранному, безответственному. В результате прием откладывается до следующего раза. А жаль!
В педагогике давно подмечено, что авансирование доверия окрыляет. Хорошо, когда жребий быть распорядителем падает на покладистого, ответственного ученика. Это воспринимается им как заслуженная справедливость.
Если же жребий выпадает на нерадивого — что ж, тоже хорошо! У ребенка появляется возможность примерить роль, непривычную ни для окружающих, ни для него самого. Не всегда эта примерка будет успешной. Но она должна быть у каждого. И чем больше проблем у ученика, тем чаще его следует окружать ситуациями игровых примерок и не откладывать их до лучших времен.

Комм.3. Читатели согласятся, что выход из ситуации, когда на весь класс всего две книги, был найден великолепный. Но можно сконструировать и другие приемы, чтобы книга побывала в руках у всех.
Например, каждый ученик складывает два числа: день своего рождения плюс порядковый номер месяца. Суммы у всех получаются индивидуальные. И каждый ученик своей рукой внесет полученный результат в общий список.
Затем учитель объявляет, что числа обозначают страницы. Нужно и в той, и в другой книге (они, напомним, разных изданий) открыть разворот с этой страницей.
И на этих разворотах найти «самое-самое»  — по одному или по паре с каждого разворота. (Две книжки при такой режиссуре на дом не выдаются. Вся работа проводится в рамках классного часа.)
Подчеркнем, что такой прием концентрирует читательское внимание и будоражит ученическое воображение. Наверняка потом многим ученикам захочется прочитать книгу от корки до корки.
И хотение это будет не мимолетным, а долгим, затяжным.
По мере чтения своих разворотов ученики делают отметки в общем списке. Появление в нем каждой записи становится игровым стимулом — напоминанием для учеников, страдающих «девичьей памятью».

Комм. 4. Хорошо, когда учителя заражаются от учеников любопыт­ством. Детская непосред­ственность и некомпетентность часто помогают взрослым взглянуть на извест­ное в новом ракурсе, «из нового окошка».
Но взрослого, обогатившегося детским любопытством, неминуемо поджидает опасный соблазн. Соблазн инициативности. Восхитившись открывшимися горизонтами, взрослому часто хочется не только подольше полюбоваться самому, но и предъявить образец для копирования. Мы порой становимся слишком инициативными и, застревая в оконном проеме, не только заслоняем детям пейзаж, но и настойчиво указываем, куда глядеть. Возрастная дальнозоркость начинает навязываться детям. Их же обычно интересуют детали, которые для нас, взрослых, являются давно пройденным этапом.
Подробность и искренность авторского описания позволяют задуматься: а всегда ли наши соб­ственные попытки разобраться идут на пользу детям? Не ущемляем ли мы их силой своего интереса?
Можем ли мы, поймав себя на увлеченности, скомандовать себе «стоп» и, замерев, уступить детям самое аппетитное — возможность разбираться самим? Или уступить возможность вести экскурсию, которую не терпится начать самой? Или уступить судейство в конкурсе, когда желающих претендентов хоть пруд пруди?
Учителей иногда смущают положительные ответы на подобные вопросы. Их внутренний оппонент начинает сопротивляться: «Как дети могут судить, готовить экскурсию, разбираться, где и что можно посмотреть, если в Михайловском никогда не были? И Гейченко не читали, разве что отдельные развороты?» Так, может быть, попытка разобраться в маршруте или судействе и окажется тем стимулом, который обеспечит эмоциональность и результативность обучения?
Смысл этой реплики-комментария в том, чтобы учителя, заряжаясь любопытством от детей, затем поступали бы противоестественно для человека, почувствовавшего жажду. Вместо того чтобы прильну ть к ковшику с водой, спокойно передать его детям и терпеливо ждать, когда они набалуются, насытятся пусканием пузырей, расплескиванием и прочими, казалось бы, несерьезными шалостями, благодаря которым ими и был открыт и родник, и наша внезапная жажда.

Комм. 5. Детям разного возраста нужна разная режиссура. Это очень точно подмечено. Пародировать для малышей чтение нотации перед музеем — здорово! Спасибо Валентине Павловне и за идею вагончиков, и особенно за газировку.
Добавим в копилку воспитателям группы продленного дня несколько советов. Как в настоящем, так и в игровом музее проблему маршрута можно решать разными способами. Даже парадоксальными. Например, сняв всякую обязательность маршрута.
Дети разбредаются по экспозиции. А через 30 секунд (не минут, а секунд — иначе игрового настроя не получится) каждый пишет на доске название экспоната, который его заинтересовал. Дети, видя весь список, могут подивиться разнообразию интересов своих товарищей и их цепкости. И уже потом старшеклассник-экскурсовод по этому списку начнет излагать свои байки. Что-то забывая, а что-то импровизируя на ходу, как заправский экскурсовод.

Комм. 6. Прием с «билетиками» для старших подростков описан менее подробно. Поэтому давайте пофантазируем и сочиним недостающие детали.
Как, например, учитель может распределять «билетики»? Ученики тянут жребий своей рукой или же учитель сам раздает вопросы по своему усмотрению? Первый вариант для детей гораздо интереснее.
Подумаем и над тем, где взять учителю эти самые «билетики». Сформулировать вопросы самому или доверить составление ученикам? Можно сочинять вопросы по списку интересных тем, которые были найдены другим классом. Но лучше, если темы ученики каждого класса будут отыскивать заново.
Или можно сделать иначе. Если так уж получилось, то пусть один класс готовит музей. А ученики другого класса будут всего лишь «обилеченными» посетителями. Свою долю радости могут вкусить и они.
Например, ученики, вытащив «билетик», начинают готовить ответ не дома, а прямо перед входом в музей и даже без книг. И войдя через пару минут в зал, они начнут сравнивать версии (свои и друзей) с надписями на табличках у экспонатов. Да и рассказы экскурсоводов (их может быть несколько) будут восприниматься очень заинтересованно. Ведь возможность сравнивать новую информацию со своей доморощенной версией заостряет внимание, углубляет память, эмоционально окрашивает понимание.
Ну а в конце экскурсии можно подбросить детям идею книги отзывов. В ней все желающие смогут посоревноваться не только в перечне понравившихся экспонатов, но и в коллективной грамотности. Соревноваться в индивидуальном правописании некоторым ученикам будет не с руки. А вот объединившись в малые группки (тройки, пятерки), помериться коллективной грамматической зоркостью будет интересно почти всем. И учителю тоже.

TopList