Архив
Как подготовить класс к экскурсии
Неожиданные советы и социоигровые рекомендации
* из первых рук
Вячеслав БУКАТОВ
Совет первый:
повесить объявление
вверх ногами
Считается, что классному руководителю следует заранее сообщить о теме экскурсии, ну, например, за одну-две недели. А заодно и рассказать ребятам о книгах, которые хорошо бы полистать до экскурсии. По-социоигровому все это можно сделать иначе, с тем чтобы как следует заинтриговать класс.
Например, не устно сообщать о предстоящей экскурсии, а письменно. Следуя совету Виктора Шкловского про остраннение, классный руководитель печатает объявление об экскурсии крупным шрифтом на листе А4 и вешает это объявление на классный стенд… вверх ногами. Или обратной стороной: получится, что нужно листочек с объявлением отогнуть, чтобы узнать, что же на нем написано.
Больше чем уверен: на такое объявление обратят внимание все ученики, никто не скажет, что он-де его не заметил. И про книги лучше не упоминать, а разложить по классу записки с указанием книг.
Например, учитель для экскурсии выбрал три книги. Название одной он приклеивает к тыльной стороне стекла между оконными рамами так, чтобы текст был виден на просвет, но только в зеркальном отражении. Наверняка все в классе подойдут и будут по слогам считывать ту информацию, которую классный руководитель до них хотел довести.
А про вторую книжку будет написано на закладке, вложенной в третью книгу в стопке на углу учительского стола. Информация же о том, где стопка и в какой книжке закладка, будет указана в объявлении или в той записке, что будет красоваться между рамами.
Ну а насчет третьей книжки можно написать (в объявлении или в закладке) примерно так: мол, желающим нужно подняться в школьную библиотеку (часы работы такие-то) и у библиотекарши Нины Ивановны узнать выходные данные этой книги.
Совет второй:
дать классу «разогреться»
Обычно методисты предлагают классному руководителю дать трем-четырем ученикам задание к очередному классному часу подготовить по короткому сообщению на темы, связанные с будущей экскурсией. Многие классные руководители пытаются следовать этим рекомендациям, но, честно говоря, кпд у них получается низким.
Что по этому поводу можно найти в социоигровой педагогике? Устроить на классном часе групповую работу. Прямо «здесь и сейчас» начать знакомиться с экспозицией.
Первый этап. Ученики делятся на три-четыре команды, каждая из которых получает по паре книжек. За одну минуту каждая из команд ищет в доставшихся им книжках какой-нибудь очень-очень интересный, необычный, неожиданный факт, связанный с темой будущей экскурсии.
По истечении минуты между командами проводится конкурс: у кого найденный в книжке факт оказался самым-самым.
Второй этап. После такого конкурса-разминки командам дается аж три минуты, для того чтобы они за отведенное время накопали как можно больше интересных, необычных, удивительных фактов по теме экскурсии.
Когда отведенное время истечет, все команды подводят черту в своих шпаргалках-записях и выводят на доске число, сколько же у них набралось «битов информации». Условие: чтобы найденная информация не повторяла ту, что была произнесена какой-нибудь группой на прошлом этапе.
Третий этап. Ну и наконец, после всего этого каждая команда выбирает из своего списка что-то одно самое-самое и показывает его другим командам в виде «живой фотографии». Тогда как все остальные пункты своего перечня просто зачитываются с листочка вслух.
В результате у всех зрителей и внимание будет обострено, и сообразительность. Ведь им придется соседские «живые фотографии» в членораздельную речь переводить, чтобы выяснить, что же такое та или иная команда в книжке обнаружила.
Думается, что после такого классного часа весь класс будет весьма основательно разогрет для экскурсии.
Совет третий:
а журнал пусть пишут
в стиле… рэп
Обычно методисты предлагают учителям завести в начале учебного года классный «дневник экскурсий», в который ученики будут сообща записывать свои впечатления, делать рисунки или вклеивать фотографии. Считается, что такие дневники полезно заводить даже каждому ученику лично.
Что тут можно посоветовать, чтобы эти рекомендации были на ура приняты учениками? Во-первых, хорошенько продумать канцелярское оформление. Ведь сейчас не проблема купить в магазине папку-скоросшиватель для файлов (размер А4). Дневник (а скорее даже журнал) лучше делать именно из такой папки, в которую можно будет вкладывать новые листы в файлы, а также эти самые файлы менять местами.
А чтобы ученикам захотелось завести свои, личные дневники или журналы, можно предложить вот какую «канитель». На классном часе каждый ученик готовит себе две небольшие полоски бумаги, на одной пишет, какой способ передачи информации ему больше всего по душе. Кому-то графический, кому-то граффити, а кто-то напишет, что при помощи иностранного языка. Классный руководитель может подлить масла в огонь и напомнить о не совсем обычных способах передачи информации, как то: гербарий, азбука Морзе, коллаж, конспектирование (ключевыми словами).
А на второй полоске ученики пишут не способ передачи информации, а стиль изложения. Тут в ход пойдет и фантастика, и детектив, а там, глядишь, и рэп или стиль «комеди клаб». А кто-то опять напишет, что графический. Недоразумений будет много, но это не страшно. Потому что потом эти все бумажки будут сложены в шапку и перемешаны.
Ученики вытаскивают по одной (желательно чужой) полоске. Задача: после экскурсии информацию о ней оформить в том стиле (или виде), который указан в бумажке, вытянутой по жребию. (Ну а если кто-то захочет оформить не только по жребию, а и в своем собственном стиле, то есть создать дополнительную версию о прошедшей экскурсии, то это, разумеется, не возбраняется, а, наоборот, приветствуется.)
В результате не учитель будет напоминать ученикам, что пришла пора сдавать оформленную информацию о прошедшей экскурсии, а сами ученики будут друг друга теребить и спрашивать: «Тебе ведь досталась моя полоска с рэпом. Ты что в стиле рэпа сочинить смог? Покажи!» Так что первому волей-неволей, а придется свою страничку как-то оформлять и на суд товарищей выставлять.
От редакции:
Дорогие классные руководители, ждем рассказов о том, что вам пришлось по вкусу, что удалось воплотить, в чем случились какие-то осечки и какие плодотворные идеи посетили ваши головы!