«Никакой цели я не ставила» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

«Никакой цели я не ставила»

О том, как вариативная сказка помогла увлечь ребят чтением

* каша из топора

Елена НАКАПКИНА, учительница начальной школы


Все учителя знают, как трудно некоторых ребят подвигнуть на то, чтобы они читали. Обычно слышишь в ответ: «А нам это не задавали!» Я перепробовала разное, чтобы заинтересовать ребят чтением, но почти безуспешно. И вот мне в руки попались летние выпуски «Первого сентября» с вариативными сказками! (О вариативных сказках и работе с ними мы собираемся рассказать во втором полугодии 2007 года. — Прим. ред.)
Я решила, что начнется учебный год и я обязательно попробую почитать эти сказки вместе с ребятами. Но все как-то руки не доходили. А тут мне дали продленку, и я вспомнила про вариативные сказки. Полезла на антресоли, достала летние номера и принесла их в школу.
Никакой цели перед ребятами я не ставила, никакого задания не объявляла. Просто прочитала сама начало сказки, а когда пришло время выбирать дальнейший поворот сюжета, кто решил «да», пошли в одну команду, кто «нет» — в другую.
В командах ребята сами выбрали, кто будет чтецом, — одни по считалочке, другие еще как-то. Очередной сюжетный ход привел к образованию новой команды и т.д. Хорошо, что я заранее отксерокопировала газетные страницы. Кучки разбрелись по классу кто куда.
Самое удивительное — абсолютно всем ребятам хотелось выступить в роли чтеца. Даже тем, кто не любит читать. Даже тем, кто по-русски не то что читает, говорит-то плохо (у нас школа рядом с рынком, поэтому много «рыночных» детей). Захид, например, читал настолько увлеченно, что мне даже пришлось сказать: «Читай потише, ведь и другие группы читают».
В конце занятия Муса, мальчик из Азербайджана, сказал: «Я такой сказки ни разу не читал. Можно я возьму ее еще раз почитать дома?»
Стасик, сам читающий с удоволь­ствием, тоже заметил, что здорово так читать в группах о разном и хорошо, что конец все время другой.
Я видела сияющие глаза тех ребят, которые обычно не любили читать. Они хотели найти все новые варианты сказки. Некоторые решили попробовать сами сочинить вариативную сказку про свой класс.
И сочинили!

Настя сочинила «Сказку про 3 “Б”».
Однажды у 3«Б» была контрольная по математике. Но контрольная была непростая, а волшебная. И...
Хочешь ли ты, чтобы чудеса только начинались?
№ 1 — Да № 2 — Нет
№ 1.
И чудеса только начинались. Учитель сел за стол…
И так далее. Главное — Настя поняла суть вариативной сказки.

А Вася вместе с мамой написал сказку о волшебной ручке.
Однажды в нашем классе произошел странный случай. Оказалось, что в пенале у Бори лежит совсем незнакомая ручка. На колпачке у нее светилась яркая искорка.
Ты хочешь, чтобы Боря взял эту ручку?
Да (2.1.) Нет (2.2.)

И так далее.
Кстати, Васина мама потом дозвонилась в газету и купила три набора летних выпусков.

TopList