Мой многострадальный гуманитарно-театральный | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

Мой многострадальный гуманитарно-театральный

О специфике классного руководства в профильном классе рассказывает Валентина Борисова

* зеркало заднего вида

Запись с диктофона Станислава КОЛЬЦОВА


У нас в школе ведется экспериментальная работа — многодеятельностная педагогика. И учителя, в том числе и я, увлечены этой работой. Это такое средство неизведанное, которое способствует развитию личности, всех ее творческих способностей.
Многодеятельностная педагогика — это овладение теми средствами, с помощью которых ученикам можно будет и сейчас, и потом успешно учиться. Но это как бы в идеале, а в реальности все выглядит по-другому...

Пертурбация

Я взяла их в 6 классе. Они выросли на моих глазах. Можно сказать, что мы с ними вместе чашу горько-сладкую пили. И испили ее до дна, до выпускного.
А история такая. После 7-го класс был поделен. Объявили раннюю профессионализацию. Начали набор в физико-математический и в театрально-гуманитарный классы. И вот все хорошо обученные дети прошли отбор и ушли в математический класс. А из стареньких осталось три человека. Но из других школ пришло новеньких 15 человек. И из нашей школы добавили тех, кто по своим учебным навыкам и умениям оказался послабее.
Все они тоже проходили конкурс, почти все прошли. Трем мальчикам, у которых совсем ничего не получалось, предложили перейти в другой профильный класс в соседнюю школу.
И вот мой класс стал гуманитарно-театральным.

«Началка»

Поначалу все было плохо. Даже театралка, которой с ними занималась Татьяна Петровна.
Театралкой они называли все профильные занятия: и по актерскому мастерству, и по танцам, и по вокалу. Им же потом спектакли нужно было сдавать.
Спектакли я с ними не делала. Этим занимались специалисты. Я только при этом при всем присут­ствовала. Помогала, организовывала. Следила, чтобы все приходили на уроки. Смотрела, чтобы друг друга не подводили, а то мне часто педагоги жаловались, что кто-то из детей должен был что-то обязательно к занятию сделать (например, приготовить маленькие сценки-этюды), а не сделал.
Каждый раз следующий по алфавиту человек должен был готовить «началку». «Началка» — это десятиминутный показ сценки, этюда, интересного наблюдения. Но при этом человек, который за это отвечает, должен запастись реквизитом, он должен договориться с ребятами, кто у него в этой «началке» будет участвовать, кто и как «за кулисами» помогать.
Поскольку класс большой, их разбили на две подгруппы: когда одни сценарной речью занимаются, другие — танцами и так далее. Подгруппы получились очень разными по работоспособности. Хотя делили мы их просто по количеству мальчиков (их мало было).

Артисты

После 9 класса опять очень мало ребят осталось. Началось профильное обучение (до этого было предпрофильное). Ученики заново выбирали профиль по душе. И поэтому в моем гуманитарно-театральном «старичков» опять осталось полкласса.
Появились новенькие. Среди них были очень сильные гуманитарии. Вот эта гуманитарная половина все два года училась вовсю. А театралы ставили спектакли, выступали — мы же из них артистов должны сделать.
И надо сказать, что когда они начали выступать для всей школы, стали делать тематические программы, концерты, спектакли для всей школы, это было здорово. Мой 10 класс знали все. В прошедшем учебном году они такой грандиозный спектакль подготовили, что вся школа по нескольку раз приходила смотреть.

Соблазны

Пили они почти все. Не то чтобы пьяными на уроки приходили, но случалось, что выпившими.
Что можно было с этим сделать?.. Выдворяла из школы, беседовала с родителями, с самими нарушителями. Убеждала, что этого нельзя делать. Они ведь как считают: что тут такого? Выпил баночку пива, пошел покурил на улице и вернулся на урок. Они ведь себя не видят: а глаза сразу же навыкате, гиперактивными становятся и так далее.
И это не только в моем классе ученики так на уроки приходили, в остальных классах то же самое. Это вообще, похоже, знамение нынешнего времени. В параллельном физико-математическом классе мальчишки тоже выпивали периодически. Их классная тоже боролась с этим как могла: беседовала, стращала, с родителями общалась…
Хорошо, хоть наркотиков в нашей школе нет. Бывшие ученики говорят, что как-то даже удивительно, что наша школа все еще этим не затронута. Единичные случаи были. Я знаю, что одно время многие покуривали «план» — это какой-то легкий наркотик.
В моем гуманитарно-театральном были хорошие девочки, из хороших семей, такие положительные все. Но почти все курили! Почти все девчонки. Только три верующие не курили. А вот в математическом классе такого не было. Там курила только одна девочка. Но там и мальчики-то не все курили.

Арбитр

С чем я точно справлялась в своем выпускном — так это вот с чем. Классный руководитель — это такой арбитр между другими учителями и детьми. Он ощущает интересы детей, он уже все про них знает: у кого что, как и почему.
Он может объяснить, почему этот сегодня нахамил, а этот двойку получил. Ведь дети, даже старшеклассники, по большей части или боятся подойти к учителю, или упираются: не пойду и все. А классный руководитель должен научить детей по-человечески договариваться, выстраивать с окружающими нормальные отношения.
С одной стороны, классный руководитель должен заступаться за детей, быть их адвокатом. А с другой — ему приходится и, наоборот, учителей защищать от собственных учеников.
Я своих коллег-учителей выгораживаю перед детьми. Дети нынче все больше проблемные, с претензиями. И мне все время приходилось наводить мосты, разъяснять перевертыши — что и почему тот или иной учитель сделал и как это со стороны можно понять.
Чаще всего это было связано с русским и литературой, потому что в нашем профиле этих уроков было больше всего. В гуманитарных классах всегда ведутся вечные дискуссии не только о литературе, но и о жизни. На каких-то занятиях я была. И вот после уроков мне и приходилось защищать позицию учителя.
Важность этого мне подсказали мои бывшие ученики, которые со мной дружат. Они мне говорили, что обязательно свою точку зрения надо отстаивать и подробно объяснять.

«Летучки»

А происходило это обычно на классных часах, вернее, на наших «летучках». У меня тематических классных часов не было. У детей такая большая нагрузка, что классного часа в расписании нет. Ни в одном классе. Но «летучки» были обязательно у всех.
Назначал «летучки» классный руководитель. Когда я назначала, то почти весь класс всегда приходил. Темы были разные, не только какие-то психологические разборки, но и о праздниках или еще про что-то на злобу дня. Но особо они воодушевлялись на психологических разборках. Проблемные дети уж так это любят...

Дистанция

Классному руководителю дистанция нужна. Нужна обязательно. Как только позволишь панибрат­ство, так приходится потом отстраняться и дистанцию опять восстанавливать. Всякими волевыми средствами.
На последнем звонке я сказала, что это мой первый и последний выпуск. Больше я никогда не возьму классное руководство в профильном классе.
И в принципе, я, конечно, отказаться могу. Но дело в том, что ты работаешь в коллективе. Ну как же школу не выручить? У меня же и стаж и опыт большой. Вот и получается, что эту лямку лучше тянуть не кому-то другому, а все же мне.

TopList