Экскурсионная поездка была оплачена пышками | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №2/2007

Архив

Экскурсионная поездка была оплачена пышками

* и какое ж в свете чудо?

Евгения ЛАЗАРЕВА


Рассказ Евгении Лазаревой, много лет живущей в США со своими детьми Владом и Аней, о том, как в американской школе совмещаются профильное образование детей и зарабатывание денег на нужды школы

Взаимодействие школы и родителей в США очень тесное. Даже когда родители стараются остаться в стороне от школы, им это не удается, потому что до них добираются. ПиТиЭй (это такая организация на общественных началах — добровольное объединение родителей и учителей) ставит своей задачей улучшение качества образования — организацию всякой внешкольной деятельности — и активно агитирует всех родителей вступать в ряды и помогать кто, чем и насколько может. Никого на самом деле не обязывают, но интенсивно уговаривают и убеждают, так что в конце концов неудобно становится ничего не делать

Способы подзаработать

Нас, родителей, очень редко призывают принести деньги на что-то: на праздник, на экскурсию, на выпускной вечер... Когда возникает потребность в финансировании какого-то мероприятия или поддержании школьного кружка, спортивной команды или оркестра, родители собираются и начинают думать, как ученикам заработать эти деньги.
Иногда деньги зарабатывают с помощью разных организаций, потому что многим компаниям выгодно поддерживать школы. Например, «Криспи-кримс» — очень крупная компания по производству пышек. Так вот, они специальные пышки пекут и упаковывают для поддержки школ. Там даже на коробках написано: «Благотворительные». Мы продаем за пять долларов коробку с дюжиной пышек, два доллара из них уйдут для школы, а три — компании.
Начинается все с родителей, которые ищут компанию, которая была бы у всех на слуху и занималась бы благотворительностью.
Кроме пышек, дети продают упаковочную бумагу. И некоторые люди покупают у нас продукцию даже просто потому, что это поддержка школы.
Еще мойка машин — это совершенно замечательно. В России считается, что это недетское занятие, а в Америке — очень даже детское и очень веселое. Солнышко, тепло, дети приходят в купальниках, все друг друга поливают из этих шлангов, мажут губками и шампунями... Ну, кое-что и машинам достается.

Что такое ПиТиЭй

Оплата происходит по-разному. За пышки платят сразу наличными, а потом деньги зачисляются на счет фонда (ПиТиЭй). Эта организация действует на федеральном уровне. Можно сказать, что это такой большой родительский комитет, только еще и включающий учителей. И за каждую потраченную сумму организация отчитывается.
Ассоциация также создает специальные календари для родителей, где можно узнать, как найти того или иного специалиста, план мероприятий на год, на каждый месяц. Любой родитель в начале года имеет возможность узнать, что и в какие дни будет происходить в школе и как они, родители, могут поучаствовать в мероприятиях.
Каждый родитель решает для себя, какую посильную помощь он может оказать школе. В начале года каждому родителю приходят письма от организации с просьбой присоединиться к ней, а также анкета, в которой родитель может отметить свой уровень участия. Это может быть какой-то определенный вид помощи, например, в проведении телефонных переговоров, или помощь на книжной ярмарке, или помощь в проведении тематических дней — например, Дня ветеранов или Дня карьеры. Кто хочет, может получить телефонный справочник, где есть телефоны родителей — 80–90% родителей оставляют там свои координаты. Все члены ПиТиЭй имеют определенные преимущества (например, на тех же специальных мероприятиях), но членство в этой организации необязательно.
Заработанные деньги идут на культурные мероприятия. На экскурсии. На издание очередного телефонного справочника. На экологическое образование. На печатание материалов, на письма и анкеты, а также на взносы в организации, в которых ПиТиЭй сама состоит как член, на выпускной восьмиклассников. Все расходы, не связанные впрямую с обучением, оплачиваются из фондов этой организации, деньги для которой зарабатываются детьми.
Например, в прошлом году дети отправились в поездку на три дня в образовательный лагерь в Висконсин, где они жили в коттеджах и посещали разные экскурсии, археологические раскопки, участвовали в экологических программах. Эта поездка стоила немалых денег. Если дети едут осенью, то с предыдущей весны они всячески стараются заработать деньги, чтобы профинансировать это мероприятие. Так вот, в прошлом году пышки оплатили половину стоимости образовательного лагеря.

Весенние ярмарки

В школе 16 факультативов, и из них в течение года можно выбрать только четыре. Учат кулинарии, работам по дереву, пользоваться различной техникой. Результаты своего труда дети могут продать на весенней ярмарке. И это вещи очень хорошие, мы их охотно покупаем.
За всякую работу полагаются разные поощрения. Например, если дети распространяют журналы (подписку на издания), то между классами происходит соревнование, кто больше подписок распространит. А потом устраивается праздник, на котором награждают отличившийся класс.
Сколько в среднем зарабатывает класс, мы точно не знаем, но за три года работы по подписке они оборудовали школьную телестудию и тренажерный зал.
Наличных денег детям не дают. Даже на мойке машин, когда платят наличными, стоит картонная коробка, в которую водители опускают деньги, а потом эту коробку оприходуют, и деньги сдают в банк, начисляя на специальный счет.Дети за определенную плату охотно присматривают за малышами. Такая работа и для детей представляет интерес, и для родителей малыша — у них появляется свободное время.
Зарабатывание денег создает положительный образ не только школы, но и местности. Срабатывает такая цепочка: в этой местности люди много времени и сил уделяют бескорыстной общественной деятельности и школе, что влияет на стремление людей здесь жить, а если больше людей переезжают сюда жить, то поднимаются и цены на жилье, и цены на аренду. Когда же поднимаются цены на жилье, то поднимаются и налоги, а школа на 80% финансируется из местного бюджета.

Заработки вне школы

Пятнадцать лет — это возраст, с которого человек может официально поступать на работу. Работа в основном в сфере обслуживания. До пятнадцати лет ребенок может подрабатывать неофициально. Например, ухаживать за животными или присматривать за детьми. Эта работа не запрещена, но это не работа за зарплату. Примерно с одиннадцати лет ребенок начинает подрабатывать, и это всячески поощряется. Подработки мелкие: уборка снега, стрижка газонов, присмотр за собакой. Например, когда наши соседи уехали, то попросили моего сына Влада за собакой присмотреть за 5 долларов в день. Надо было кормить собаку и гулять с ней.
Оплата разнообразная и зависит от того, насколько опытен ребенок и как хорошо он выполняет свои обязанности.
Чрезвычайно распространена у детей работа приходящей няней. Оплата за такую услугу от минимальной — три доллара в час (что вдвое дешевле, чем любой дет­ский сад) до максимальной — семь долларов, когда у ребенка есть многолетний успешный опыт присмотра за детьми всех возрастов и хорошие рекомендации. За второго ребенка обычно оплату не удваивают, а просто идет надбавка в доллар или два за каждого последующего.
Эту работу относительно легко найти, потому что любой детский сад на порядок дороже.
И так со всем, что зарабатывается для школы. Сами дети никогда не имеют дело с наличными деньгами.

Сертифицированная няня

Смотреть за малышами детей учат на специальных курсах. Дети приходят на эти курсы с девяти-десяти лет и учатся, хотя реально работать смогут лишь с одиннадцати, успешно пройдя обучение.
Это очень серьезные курсы, которые проходят в течение 2–3 месяцев один раз в неделю (обучение стоит порядка тридцати долларов). Детей учат тому, что можно и нужно ребенку в каком возрасте: как пеленать малышей, как менять подгузники. Учат, как отвечать на телефонные звонки, как общаться с родителями детей, как договариваться. К ним на занятия приходят и офицер полиции, и работник неотложной медицинской службы. Они объясняют, как себя вести в экстремальных ситуациях.
Каждую неделю идет проверка усвоенных знаний. Моделируются реальные проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы, и юная няня показывает, что она будет делать в той или иной ситуации.
По окончании курсов ребенок получает сертификат. Если преподаватели считают, что ребенок недостаточно хорошо усвоил программу курсов, то сертификат могут и не дать. Но в любом случае по окончании курсов у ребенка остается книга с материалами занятий, в которой можно найти всю необходимую информацию.

Вопрос об ответственности

Считается, что найти работу по объявлениям — это ненадежно, так что ищут в основном по знаком­ству. Начинается с того, что родители просто опрашивают других родителей в ближайшем жилом комплексе, не хочет ли кто-нибудь посидеть с их малышами. С другой стороны, и дети спрашивают, не нужно ли кому-нибудь помочь.
Бывает, что первое время няня помогает без оплаты. Иногда даже в присутствии родителей малыша, чтобы родители имели возможность начать няне доверять. Главное для няни — хорошо зарекомендовать себя.
За няню отвечают собственные родители, и если она не уследит и что-нибудь случится с малышом, то родители малыша предъявят иск родителям няни, потому что, пока няня несовершеннолетняя, ее родители несут ответственность за все.
Семьи, где требуется няня, стараются выбирать для такой работы ответственных детей, про которых они хорошо наслышаны. Бывают, конечно, ситуации, не зависящие от няни, например, если в соседнем корпусе начался пожар или еще что-нибудь. За это няня никак не может нести ответственность. И родители малышей это обычно понимают.

Клуб добрых дел

Больше половины детей тем или иным способом вовлечены в благотворительный труд. Волонтерская работа может быть организована разными способами, и к ней подключены как школы, так и другие организации. В школе с седьмого класса, к примеру, организуются клубы добрых дел. Деятельность этих клубов направляется школой.
Эти клубы организуют различные мероприятия для детей из малообеспеченных семей, например, большой праздник на День всех святых. Или, например, обычно летом в июле–августе происходит благотворительный сбор канцтоваров для детей из малообеспеченных семей. Клуб публикует список необходимых тем или иным детям канцтоваров, и мы всегда стараемся помочь. Потом, когда все собрано, клуб приглашает волонтеров рассортировывать и раскладывать канцтовары по коробкам. По окончании работы всем детям и всем, кто помогал, присылают письма с благодарностью за оказанную помощь.
В этом году благотворительная деятельность обеспечила канцтоварами более тысячи детей.
Учителя всегда помогают в любом деле: с одной стороны, они и сами покупают товары, а с другой — помогают их продавать. А еще учителя помогают стимулировать благотворительную деятельность.

По материалам журнала «На стороне подростка // На путях к новой школе», Агентство образовательного сотрудничества, 2003

TopList