11 “А” – о своей классной: «Мы в ответе за тех, кого приручили» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

11 “А” – о своей классной: «Мы в ответе за тех, кого приручили»

По материалам школьной газеты, приуроченной к Дню учителя

* служебный роман


Нам показалось замечательным, что авторы публикации – ученики 11 «А» класса – обошлись без слюнявых комплиментов в адрес любимой классной руководительницы, сохранив достоверность и ее, и своей речи. И Зинаида Львовна, в свою очередь, молодец: не каждый педагог отважится благословить учеников на такое! Сразу видно, что в школе нормальный климат: дети не боятся говорить, что думают, а учителя не скрывают то, что есть.

Вопрос со слезами

Зинаида Львовна
В прошлом году я отрекалась от классного руковод­ства. Честно. Это был чисто эмоциональный порыв, человеческая обида на класс, которая началась вроде бы из-за мелочей – опозданий на уроки, невнимательности, небрежности. Учителя стали мне на них жаловаться, и в результате это переросло у нас с классом в крупный скандал. Мне казалось, что они меня не понимают.

Ученики
Зина все время плакала. Плакала, что мы не дежурим, плакала, что опаздываем на уроки. По поводу Митьки плакала особенно много. Однажды мы ее своей расхлябанностью настолько довели, что она разрыдалась и сказала, что больше нам не нужна и от нас отказывается.

Зинаида Львовна
Вопрос со слезами – особый. Дело в том, что плакала я дей­ствительно нередко. От людей, к которым неравнодушен, ждешь добра, какого-то отзыва. Мне казалось, что к 11 классу у нас достигнут очень высокий уровень доверия и взаимоуважения. И вдруг... такое болото. И это как раз и было обидно.

Мы пришли к страшным выводам

Ученики
На самом деле Зина сама создала такую ситуацию, что мы несколько распустились. Нагрузки в нашем классе были большие, и Зина как-то раз нам сказала: мол, если вы устали, если вам нужно пару дней, чтобы отоспаться, – пожалуйста. И мы стали усиленно этим пользоваться. Даже слишком усиленно. Ну, Зина и хлопнула дверью: сказала, что больше нам не нужна, раз мы абсолютно самостоятельные люди.

Зинаида Львовна
Они меня знают не хуже, чем я их. Поэтому понимали, что я никуда от них не уйду. Просто поплачу в сторонке и вернусь. Дорогое не бросают. Мы в ответе за тех, кого приручили.

Ученики
Дело было так. После школы мы собирались отпраздновать Мишкин день рождения. Практически всем классом столпились возле «Города изобилия», накупили там всяких сухарей и пошли в лес.
Выбрали хорошую полянку, расселись по кругу и стали обсуждать, что будем делать: Зина-то уходит! Долго обсуждали и пришли к страшным вещам. Оказалось, что к 11 классу мы не нуждаемся в руковод­стве: все административные вопросы решаем самостоятельно, за все внутришкольные меро­прия­тия ответственность несем сами. То есть функции так называемого классного руковод­ства и так лежат на нас. А Зинаиде Львовне остается только нервничать.
Вопрос стоял так: будем ли мы отказываться от Зины? Ужаснулись и решили пустить ситуацию на самотек: отойдет Зина от последних переживаний – все нормально, не отойдет – сходим извинимся. Мы в ответе за того, кого при­ручили.

Когда в ней просыпается предметник

Ученики
На следующий день Зина пришла и стала вести урок так, как будто ничего не случилось. Но вела себя как предметник. Из чего следовало, что обижается.
У Зины мы выделяем две стадии контакта с нами на уроках. Первая и основная – в какой-то момент урока Зина начинает говорить. Говорить – ну скажем так – «о нас и о себе».
Вторая – это когда в ней просыпается предметник. Заходит в класс – и с первой по последнюю секунду разговор только по русскому или литературе. Причем строго в соответствии с расписанием, даже если уроки спаренные. Переключить ее чудовищно трудно. Практически невозможно.
Но словесник в Зине бывал настолько редко, что это сразу бросалось в глаза. А мы специально отвлекали ее. Когда она в настроении «о нас и о себе», это легко сделать.

Зинаида Львовна
Когда я брала этот класс, детям дали такую характеристику, что я даже заволновалась! Говорили: класс, мол, подвижный, сложный и слабый, мол, не потянут, безграмотные и неинтересные, мол, школа им не нужна и ты с ними еще намаешься...
В очередной раз убеждаюсь, что не надо спрашивать характеристику. Все оказалось наоборот.

Ученики
В 11 классе Зина как взялась нас учить – мы все за головы похватались! Стала ругать нас за пропуск уроков, все реже была в состоянии «о нас и о себе», пресекала всякое «литье воды». Словесник в ней окончательно укоренился. Для нас это было – как снег посреди лета.
Обычно, когда опаздываешь, даже сильно, на Зинин урок, она только слегка по попе хлопнет в шутку и пропускает внутрь. Когда же воцаряется словесник, Зина не пускает даже тех, кто опоздал всего на минуту. В классе может сидеть пять человек. Остальные – под дверью.

Передряги с дежурством

Зинаида Львовна
У меня в классе была такая группа ответственных ребят, что я чувствовала себя как за каменной стеной. Я могла что-нибудь забыть – ребята помнили. Всегда сами готовились к любому конкурсу, любому школьному мероприятию (хоть я к этим мероприятиям и отношусь скептически).
Но дежурства!.. Это ужас. Чего я только не предпринимала – все напрасно.

Ученики
У нас случались большие передряги по поводу дежурства. В этом отношении мы были ленивые. Наш класс патологически не может убираться. Поэтому много раз Зина начинала урок с того, что демон­стративно мыла полы. Или: «Ребята, выйдите, я помою полы». И мыла. А если Зина решит что-то сделать, пойти наперекор ей абсолютно невозможно. Так что швабру никто не бросался отнимать.
Но преподанного урока и чув­ства стыдливости хватало ненадолго – на два-три дня. Особенно в 11 классе. Например, у некоторых товарищей подкурсы были каждый день и сразу после уроков. Они очень гордились тем, что за год ни разу не убрались в кабинете.

Островок посреди бала

Зинаида Львовна
Два раза в год я проводила психологическую игру «Королев­ство», для того чтобы выявить настроения в классе. Эта игра давала очень интересные результаты: кто-то все время стремился к власти и всех убирал на своем пути; кто-то становился простым секретарем-машинисткой; а кто-то вообще уборщицей. Кто-то строил свой храм.
Насколько же менялись их интересы, увлечения в течение всех этих лет! А для меня важно было понять эти изменения, чтобы быть в состоянии, если нужно, помочь ребятам.

Ученики
Мы очень любили всякие дискотеки и сборы. Зина никогда нам не отказывала в их проведении. И если в 7 классе она еще пыталась развлечь нас на этих тусовках какими-то играми, в которые обычно играют педагоги с учениками (фанты, ручеек и т.д.), то где-то класса с девятого даже не заглядывала в помещение, где проходили наши танцы!
Сядет в коридоре, заготовит стопочку тетрадей для проверки. Тортик, чай. Несколько стульев рядом с ее столом. А народ, уставший от музыки, ходит к ней общаться «за жизнь». Такой вот культурный островок посреди бала…

TopList