Три совета тем, у кого «не получается» | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

Три совета тем, у кого «не получается»

О том, как выстроить демократический стиль общения с учениками

* ой, знаю!


С  письмом Елены Н. из Новосибирска мы обратились к нескольким знакомым учителям – с тем чтобы они дали не больше трех кратких советов (мнений, размышлений), что же делать автору письма в первую очередь.
Как подобрался этот материал? Кухня была такова. Получили письмо – ахнули: здорово! Руки зачесались тут же написать ответную статью со своими «бесценными» советами. Но вовремя спохватились и скомандовали себе: стоп! Ведь если мы без конца твердим педагогам: уйди в сторону, дай ученикам возможность высказаться, то вот прекрасный повод самим помолчать, чтобы послушать других…
Уверены, выбрать вариант по сердцу будет интересно не только Елене Н., но и многим из вас. Ведь эти советы не рецепты, а счастливый повод очередной раз обнаружить собственную компетентность и разобраться с собственным мнением.

Антонина ТУРУКИНА, классный руководитель, учитель химии, педстаж 25 лет:
1. Не путать дисциплину с демократией. «Свобода» допускается в рамках общего дела: каждый из участников делового задания имеет право на свою роль в оркестре. Урок не игра по нотам, а джазовая импровизация.
2. Понять, что приказной тон необходим для оргмоментов урока. Он уместен при мелких, легко выполнимых действиях: «Встали!», «Сели!», «Развернулись!», «Поменялись тетрадями!» и так далее. Главное, чтобы учитель командовал четко и поощрял дружное выполнение простого совместного задания. Тогда класс сам откорректирует работу учеников, выпадающих из слаженности и ритмичности дей­ствий, и избавит тем самым учителя от диктаторского выяснения отношений.
3. Быть для учеников непредсказуемым в предстоящих событиях урока. Вводить моменты неожиданности и случайности при формировании малых групп. Чаще оценивать работу группы в целом (один за всех, все за одного).

Юлия ВИТКОВСКАЯ, педагог-психолог:
1. На самом деле демократический стиль поведения учителя хорош далеко не всегда и, самое главное, не со всеми. Ведь ученики – очень разные, семьи у них разные, они и демократический стиль поведения учителя воспринимают по-разному. Для одних это проявление силы, а для других – проявление слабости учителя. А вот авторитарность допускает одинаковое ко всем отношение, поэтому она проще.
2. Мне кажется, что нельзя применять никакие методики, а тем более игровые, просто так. Прыгать, строиться, разбиваться на тройки ребята начнут с удовольствием, если будут видеть (хотя бы на подсознательном уровне), что это помогает им достигнуть желаемого.
3. Мне кажется, что важно также честно ответить для себя на следующий вопрос: почему я хочу демократично вести себя с учениками? И если ответ на этот вопрос будет: «Чтобы меня любили ученики» – то надо немедленно отказаться от такого поведения. Не надо стремиться, чтобы вас любили все ученики. Это непрофессионально и часто создает конфликт­ные для учеников ситуации. Профессионально – если вы способны создать общий рабочий настрой. Тогда ребята поверят в то, что методики (какими бы странными они ни казались) помогают им в решении ваших общих задач. Тогда вам не придется думать о стиле руководства, а можно будет в зависимости от ситуации и ее уча­стников применять ту или иную методику проведения занятий.

Марина БИТЯНОВА, школьный психолог:
Демократические отношения можно выстроить только с человеком, свободно и осознанно решающим собственные жизненные задачи и склонным сотрудничать в этом процессе с другим человеком. Пока задача, поставленная учителем на уроке (любом!), не стала внутренней задачей самого ребенка, нет и не может быть демократии.
Именно на это должны уходить все технологические ресурсы. Не на лукавство, не на изысканную педагогическую ложь, которые заставят ребенка сидеть над заданием, которое интересно его учителю, а на то, чтобы найти способы и средства трансформации педагогической задачи в личную жизненную задачу ребенка. Должен появиться смысл выполнения того или иного задания. И если задание трудное, у ребенка появится желание сотрудничать с учителем в его выполнении. И тогда возможна демократия.
И последнее. Если дети доверяют педагогу, любят его, они достаточно долго могут заниматься каким-то делом только потому, что им с увлечением или с настойчивостью занимается учитель. Не стоит над душой, не сидит со зверским лицом за своим столом, а работает вместе с детьми.

Людмила КОЖУРИНА, классный руководитель, учитель словесности, педстаж 25 лет:
1. Ничего не меняйте! Это ваш стиль, игра идет по вашим правилам, соотношение Хаоса и Порядка в норме.
2. Помните, что классификации служат упорядочению мыслей о фактах жизни, но саму жизнь не исчерпывают.
3. Чаще пишите. Смелее, еще смелее рисуйте правдивые картины школьной жизни! Они нужны учителям, так как идеальная педагогическая доктрина, изгоняющая с урока все подлинное и возможное, плодит в учительской среде жуткие комплексы неполноценности.

Сергей САВЕЛЬЕВ, учитель музыки и информатики, педстаж 8 лет:
У меня как раз с утра почти такая история. Наорал на всех и поставил половине класса отметки(!). И дети – кто тройки получил – считали меня злым…
Тут нет готовых рецептов. Мы же не роботы. Все зависит от ситуации, от утреннего настроя, от того, как предыдущий урок прошел. И от класса зависит, и от погоды, и от… фазы луны, и от...
Главное, мне кажется, – любить их всех такими, какие они есть. Со всеми их ботинками, самолетиками, ленью, хихиканьями, разговорчиками, дурацкими рожами и прочими прибамбасами. Но при этом можно и из класса выгнать (на минутку!), если палку кто перегнул...

Александра ЕРШОВА, руководитель театрально-педагогических мастерских:
«ПОНИМАТЬ, ЧТО ТЫ – НА СКОВОРОДКЕ»

Действительно, учителя нередко носом в стенку упираются, пытаясь сочетать демократические идеи и традиционные школьные способы обращения с детьми. Что же в этом случае делать?
Первое – расширять представления о своем предмете. О том, чем может обогатить жизнь детей то, что я им преподаю. Если учитель специалист в своем деле, то все, что делается на уроке, он сможет повернуть на свой предмет. Вот почему и вот где нужна квалификация. Не повышать ее учителю никак нельзя.
Второе – все, что касается дисциплины, связано с мобилизацией учителя. Если мобилизация прямая, примитивная и только «сверху» или только «снизу» – плохо. Мобилизация учителя должна быть сложной и то «сверху», то «снизу». Иначе детей не увлечь той целью, к которой ты хочешь бежать. Увлечь, но не гнать детей к цели палкой, как в казарменной педагогике. То есть бежать не сзади них. Но и не вырываться далеко вперед. Для взрослого «бежать с ними вместе» означает – максимально тормозя, чтобы успевать ориентироваться на их особенности. Вот для чего нужно быть специалистом-то!
Третье – уяснить свое место среди детей. Если я вместе с ними, то все их проблемы – мои проблемы. В том-то и интерес, когда они живые перед тобой сидят, вот какие есть – с ботинками, шнурками, тетрадками, двойками, любовными записками – со всем, что у них есть в голове. И если их разговоры о каких-то ботинках мне неинтересны, то какая же я демократка? Если учителю хватает духу их темами поинтересоваться, то он молодец. А не хватает духу, тогда ему пенять на детей нечего – стой, вещай и жди, когда же тебя кто-нибудь начнет слушать.
Если же ты профессионал, то подходить к уроку тебе следует иначе. Тогда нужно умудриться так организовать все 45 минут урока, чтобы ученикам стало интересно всем вместе складывать в одну копилку свои фантазии, мысли и домыслы по поводу изучаемой темы. Но для этого тебе самому надо понимать, что ты «на горячей сковородке», что минуты пропадают. Пропадают не потому, что программу не успеем пройти, – нет. Просто мы никуда все вместе прибежать не сможем. Чего мне одному-то бежать, это же бессмысленно!
Вот и получается: разговаривает ли учитель устрашающим голосом или стоит отдыхает, пока ученики на головах ходят, – в результате и так и так одиночество. Демократизм же учителя в том, когда на уроке мысль каждого ученика и с его мыслью, и с мыслями соседей сталкивается. Но чтобы это происходило, повторяю, опять-таки нужен специалист.

Лидия ФИЛЯКИНА, бывший классный руководитель, учитель физики и начальных классов, педстаж 42 года:
«МОЖНО БЫТЬ АВТОРИТАРНЫМ И УВАЖАТЬ УЧЕНИКОВ»

Когда кто-то раньше обо мне говорил, что на самом-то деле я как бы человек авторитарный, я не спорила, но было неприятно. Теперь я могу совершенно спокойно сказать: да, пожалуй, я авторитарный учитель.
Первый совет – станьте авторитарной. И оставайтесь ею. Ведь вы, как я поняла, хотите управлять процессом? Так делайте это авторитарно, раз у вас получается. Если же вы не хотите, то это другой вопрос.
Второй совет. Теперь насчет детей. Вы пишете, что они делают какие-то упражнения с удовольствием. Выходит, это и их удоволь­ствие, а не только ваше. Так что успокойтесь и считайте, что это не степень свободы, а степень удовольствия. Должно же быть удоволь­ствие на уроке!
Третий совет. Вы пишете: «Создание дружеских отношений, рабочих отношений – проблема номер один». Рабочих – да. Но я не понимаю, как создавать дружеские отношения. Особенно в 8 классе. Это они могут предлагать нам дружеские отношения, которые мы можем принять. Но работать на это нам негоже.
А ведь многие учителя пытаются навязывать дружеские отношения. А люди не всегда это принимают. Особенно подростки. Они сразу ощетиниваются: чего от меня хочешь? Они сразу начинают борьбу, даже если пока еще ничего не говорят…
Когда мы сначала создаем дружеские отношения, а потом вдруг: «А ну-ка все построились!», – вот тогда они и начинают считать, что мы «хитрые училки» и на самом деле пытаемся обвести их вокруг пальца. Они думают, что это такая игра.
Дружеские отношения возникают тогда, когда они убеждены, что мы их уважаем. Но это сразу, в мгновение ока, не рождается.
Убедить учеников, что мы их уважаем, – это не обязательно играть в демократию. Можно быть очень авторитарным и при этом очень уважать учеников. Скажу больше: любой хороший учитель авторитарен. Теперь я на сто процентов в этом уверена…
Если учитель ходит с ребятами в театры, в походы, если с ними поет, если участвует в спектакле и так далее, то вот тут зарождаются дружеские отношения. Но чтобы на уроке… это очень трудно.
Наша задача – действительно прожить время урока по-деловому и по интересу. А насчет дружеских отношений… Вот говорят: «Мы своих учеников должны любить». Я словосочетания «должны любить» вообще не понимаю. Так же как «должны дружить».

Сергей ПЛАХОТНИКОВ, директор образовательного центра, словесник, педстаж 16 лет:
«ТРУДНО НЕ ВПАСТЬ В КАТЕГОРИЧНОСТЬ»

Не видя живого человека перед собой, трудно советовать и при этом не впасть в снисходительную категоричность. Но письмо меня так озадачило, что возникшие мысли я записал.
Мысль первая. Какая-то путаница с употреблением слов «демократия» и «свобода». Вот, например, на днях одна родительница обвинила меня в демократизме (мол, эта ваша школа, распустили тут детей и пр.), а я давно уже не демократ и совсем не хочу быть с детьми на равных. Да это и невозможно. Как можно быть на равных с четырнадцатилетними подростками? Какой-то самообман. У нас абсолютно разные возможности и поле ответственности разное. Единственное, что я могу сделать, – это признать хоть на маленькую толику их самостоятельность в том деле, которое для нас является общим.
Мне кажется странной придумка психологов по поводу демократического стиля работы учителя. Демократия – это когда решает большинство, заведомо не способное к принятию самостоятельного и ответственного решения.
Мысль вторая. А в чем перспектива занятий, нашего совместного с детьми труда? Видят ли ученики, куда движутся? Мы можем долго и нудно объяснять: для вас, мол, важно то или это – но осмысленность у них так и не проснется.
Я заметил, что многое в классе меняется, когда ученики вдруг видят, куда вырастают. Так, чтение у первоклассников в нашей школе стало еще более популярным после того, как к ним в гости пришли пятиклассники и показали этюды по литературе.
Дети имеют право на переживание успешности и результативности. А для подростка тем более важно ощутить себя сегодня пусть на вершок, но более мастеровитым, чем вчера.
Мысль третья. Мне понравилось словосочетание «разнузданные кадры». Оба слова пришли из разных мизансцен. С одной стороны, сразу хочется взнуздать, задать направление, показать, куда надо быстренько бежать. А с другой – мы частенько говорим: «Ну, кадр!» – подчеркивая самобытность человека, его нестандартность, особенность. Тут действительно нужно выбирать: или взнуздать, или заинтересоваться истоками самобытности этих вот «кадров».
Уверен, что оба пути возможны и не исключают друг друга. Но только не стоит прибегать к неформальному общению, а уж тем более им наслаждаться. Урок – вещь вполне формальная. Ведь классно-урочная система предполагает деловое рабочее общение с опорой на мелочи и подробности, на точности и неточности, на «получилось» и «получится в следующий раз».

TopList