livejournal.com: педагогический интернет-форум | Журнал "Классное руководство и воспитание школьников" № 2007 год
Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №1/2007

Архив

livejournal.com: педагогический интернет-форум

* арифметика поиска

О том, как учителя ищут выход из безвыходного положения


Обсуждение среди учителей, идеи и предложения показывают, что и среди них нет единодушия в отношении проблемы наркотиков. Иногда точки зрения дополняют друг друга, а порой даже опровергают. Но важно знать их, чтобы размышлять самому. Тогда у учителя появляется возможность найти и предложить коллегам свой путь, свое видение ситуации.

Мы можем сколько угодно твердить, что наркотики – гадость, но когда ребенок столкнется с ними в реальности, никого из нас рядом не окажется, а будет приятель, пребывающий при этом в эйфории. И налицо будет впечатление нашего обмана. У ребенка возникнет внутренний конфликт, который подтолкнет его к проверке на собственном опыте.

Чему он, по-вашему, поверит? Словам людей, которые даже и не пробовали наркотики, или своим собственным ощущениям? Первый вариант выберут только дети очень жестких и тоталитарных родителей. Естественно, что подросток не побежит делиться с родителями своим открытием. А потом будет поздно. Но это все будет потом – передозы, самоубийства, ложь и воровство, спид и гепатит.

Чтобы уберечь подростка от угрозы наркомании, надо говорить правду о наркотиках, а не о своем отношении к ним. То есть и про положительный эффект от наркотиков надо говорить, не скрывая. Просто объяснять, чем он потом оборачивается, какими депрессиями. И относиться к наркоманам как к людям, а не как к прокаженным.

Редкий человек пробует запрещенные наркотики раньше разрешенных. Начинается с пива и сигарет, потом водка и травка, потом запрещенные наркотики. Маловероятно, что человек, который не употреблял разрешенных наркотиков типа этанола или табака, сразу уколется. Не может человек, будучи трезвым и окруженный трезвыми, делать в себе дырки шприцами.

А уж пьяный человек, особенно с неокрепшей психикой, какая характерна для подростка, может и другие наркотики попробовать. Необходимо, чтобы у подростка была четкая установка в опасности алкоголя, а к этому уже проще будет добавить установку об опасности других наркотиков.

Думаю, есть очень хорошее средство – СПОРТ. Отдавать ребенка с трех лет во всевозможные секции. Спорт – это сейчас очень модно, подросткам нравится. Посмотрите, сколько всего интересного продается в магазинах – ролики, скейты, коньки, велики...

В чем кайф наркомана? Я понимаю сноубордистов и лыжников. С горы лететь, скорость, драйв, кайф. Единоборства – самосовершенствование, победы, испытание себя. Доказывать себе, что ты что-то можешь, – кайф. У ученых – узнать больше, дойти самому, до чего никто прежде тебя не додумался, – это кайф. Экстрим – риск, адреналин, высота – кайф. Драйверы, спортсмены, бизнес, туризм... Да сколько всего интересного!

Просто научиться получать натуральный кайф не так просто, как нюхнуть полоску. Надо объяснять детям, что тот кайф закончится в недалеком будущем и превратится в физиологическую потребность. А кайф от жизни будет идти по нарастающей. Уж не говорю о том, что он имеет созидательную природу, а не деструктивную.

Единственное, что может уберечь ребенка от этой гадости, – это СТРАХ. Угрозы, уговоры, всякие кружки-жмурки-прятки – все это ФИГНЯ. Вспоминая себя лет в 13–15, я понимаю, что родительский авторитет для меня в том возрасте был нулевой. Думаю, у большинства подростков ситуация аналогичная.

Так вот, на мой взгляд, почему наркотики завоевывают популярность? Просто рассказывается: «Брат, попробуй, новые ощущения, всегда сможешь бросить» – и тому подобное бла-бла-бла. Никто не показывает детям, КАК ломает наркоманов. Мне пришлось это видеть. И я понимаю, что если показывать ЭТО тем, кто хочет попробовать, – этот кошмар будет преследовать их ВСЮ ЖИЗНЬ.

Я считаю, что надо каким-то образом дать детям посмотреть на ломку. Желательно, чтобы не родители принудительно им это зрелище показали, а, например, детей замели бы в милицию и посадили на ночь в обезьянник с героинниками, которых ломает. Думаю, эта ночь будет самая страшная в их жизни.

Я не собираюсь своей дочери в 12 лет показывать такие гадости, как чья-то ломка. Ребенок живет в нормальной семье, у нее и мыслей нет о наркомании. Просто надо жить жизнью детей, интересоваться их интересами, кругом их общения. НИКОГДА не отталкивать их от себя под предлогами «отстань, мне некогда».

По-моему, решать проблему наркомании нужно, начиная с семьи. Надо думать о том, откуда бежит наркоман. Да всегда от одного и того же – от серости, непонимания, одиночества, неустроенности, отсутствия перспективы. Что с этим делать, не знаю. На одних только классных часах далеко не уедешь. Проблему эту надо решать комплексно, а не однобокими и неэффективными методами.

И главное – с родителями надо работать. Объяснять им, что никто их не сможет заменить их ребенку. Что нельзя перекладывать на учителя свои обязанности.

Самое важное – заинтересовать детей, особенно из так называемых неблагополучных семей. По-моему, нужно корректировать работу подростковых клубов. Устраивать там не только пинг-понг, лепку и шахматы. Может быть, найдутся энтузиасты, которые на общественных (пока) началах будут открывать для молодых и очень молодых людей современные формы проведения здорового досуга? К примеру как вариант открыть какую-нибудь школу ди-джеев.

Сын моей коллеги (7 лет) пришел из школы домой очень гордый. Долго терпел. В конце концов проболтался маме за ужином, что теперь он будет «очень сильный, как большие мальчики». Мама удивилась, спросила, чего это вдруг. Он сказал, что в школе мальчик из старших классов (13 лет) предложил две «таблетки силы» по 30 рубликов за каждую таблетку, и тогда он станет такой же сильный, как старшие мальчики. Мама встала на уши. Что это были за таблетки, так и не выяснили, но выяснили, что это за старший мальчик. Продолжения истории не знаю. Может, просто витамины были какие. Это я о том, как это бывает.

Детское мышление сильно от взрослого отличается. А мы пытаемся взрослым мышлением впихнуть в детские головы понимание проблемы, которую и взрослые не до конца понимают.

В школах я бы не плакаты вешала, а документальные фильмы про наркоманию показывала. Действует эффективнее. Ну и клубы, конечно, хорошее дело. Подростки – довольно стадные человечки. Правда, сейчас детки в основном висят в инете.

Потенциальные наркоманы (и вообще зависимые) – это гиперчувствительные невротики, идеалисты, вечно недовольные жизнью. У них нет принятия себя и окружающего мира. Они нарисовали себе кино, что мир должен быть таким, а люди должны быть эдакими. И когда реальность не совпадает с их кино, они обижаются, переживают, злятся. Они чувствуют беспомощность и одиночество, им больно.

И вот приходит ОНО (секта, алкоголь, наркотик) и говорит: «Дай руку, пойдем со мной. Я тебе покажу чудесный, сказочный мир!» Но в основе-то все-таки острый духовный голод и желание чем-то заполнить этот вакуум.

Так что наркомания – болезнь души. Детей надо в церковь вести. Батюшка – по сути тот же психотерапевт. На начальных этапах возникновения зависимости бывает, что и помогает, с Божьей помощью.

Перед подростком уже встает вопрос: ради чего он живет, что он делает в жизни? А на что сейчас нацелено наше общество? Какие его цели?

Мы как вошли в какой-то там капитализм, так общественные цели значительно сместились в сторону материального достатка. Человек должен купить себе машину, квартиру, дачу. Люди должны работать на, может, не столь интересной им, но более высокооплачиваемой работе, чтобы обеспечивать семью и все эти потребности.

Разве это никого не ранит? Это ранит многих. Человек спрашивает себя: неужели я существую только для того, чтобы зарабатывать? Возможно, это кого‑то может удовлетворить, но далеко не всех. Подростки все это наблюдают. Они видят, как все вокруг озлоблены и что люди вынуждены заниматься материальным в ущерб духовному. Они могут даже обратиться к наркотику, спасаясь от бездуховности этого мира.

Я консультировался в реабилитационном центре насчет одного ученика. И выяснил, что основная реабилитационная работа – это не внушение типа «не пей, не колись», а коррекция картины мира. Для излечения главное – работа над сознательным изменением взглядов на окружающий мир. Вот так‑то…

Если обычными разговорами и лекциями сделать ничего невозможно, то почему бы не проводить показательные поездки по местам лечения больных детей?

Думаю, одна поездка в детский хоспис, где большинство ребят больны по вине своих родителей (пьянство, аборты и пр.), заменит долгие часы разговоров. Затем можно съездить в места лечения детей-наркоманов, чтобы ученики смогли пообщаться с ними и на живом примере поняли, как все это страшно.

Если посвятить такой обучающей поездке целый день, эффект будет куда больший, чем от сотен лекций и классных часов. Все мы в глубине души Фомы неверующие и верим лишь тому, что видим своими глазами. В особенности это относится к школьникам, которые так хотят чувствовать себя самостоятельными.

TopList