Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2008

Специальный выпуск

Материалы. Внеклассное мероприятие

Как научить дарить и принимать подарки, делать сюрпризы и правильно реагировать на сюрпризы? И то и другое достаточно сложно для детей. Они смущаются и чувствуют себя крайне неловко, многим сама мысль о необходимости дарить подарок, приготовить сюрприз омрачает радость предстоящего праздника, поэтому они хотят как можно быстрее завершить эту процедуру. Чтобы привычный ритуал не испортил всем настроение, надо подготовиться к нему заранее. Я предлагаю специальные упражнения, игры и отрывки из литературных произведений, которые есть в моей методической копилке. Ведь известно, что создание праздника – это результат большой предварительной работы, а самый хороший экспромт – экспромт, заранее подготовленный. Большинство предлагаемых мной заданий имеют шутливый характер, иногда ироничный смысл, «вневозрастной» характер. Надеюсь, что материал заинтересует коллег, поможет научить дарить праздник не только детям, но и взрослым, сделать жизнь чуть-чуть добрее и светлее.

Инга Дымова ,
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень

Я люблю дарить подарки

Обучающие игры и упражнения

Рисунки подарков к Новому году

(1–2-е классы)

Ведущий беседует с детьми о том, что такое подарки, для чего они нужны и какими они бывают, помогает детям определить и обозначить словесно собственные чувства и желания, учит выстраивать иерархию желаний (от несбыточных до реально достижимых).

Ведущий. Сядьте удобно, расправьте плечи, положите удобно руки... Дышите медленно, почувствуйте, как воздух проходит через нос в легкие... Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Тихо-тихо падает снег... Вы чувствуете, как снежинки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду... Поднимите лицо вверх... Снежинки мягкие и немного холодные... Тихонько похрустывают на морозце деревья... Не слышно ни звука... А теперь мы медленно возвращаемся из сказочного зимнего леса домой. Дома стоит наряженная елка! Скоро Новый год! Скоро праздник, подарки и много гостей! Представьте, что у вас отличное настроение! Откройте глаза!

Я люблю дарить подарки
И друзьям, и просто так.
Например, значки и марки,
Драгоценность и пустяк,
И аквариумных рыбок,
И игрушечных зверей,
Камни с берегов морей
И коллекции открыток.
А еще, конечно, книжки:
О моем любимом мишке,
О волшебных жарких странах
И далеких океанах.
Но не знаю, как мне быть:
Где же взять, чтоб подарить?
И придумал! Лунной ночью
Буду звезды я дарить!
Можно взять их сколько хочешь –
Подарить и повторить!
Подарить я снег могу –
Пусть валяются в снегу!

И ромашки на лугу
Подарить я всем могу.
Подарю друзьям я реку:
Хорошо в ней человеку!
Можно брызгаться, плескаться,
Целый день в воде купаться!

А еще дарить готов
Людям много добрых слов!

Ольга и Александр Голубцовы

Дети работают с вопросами:

• Что вы почувствовали, когда мысленно увидели новогоднюю елку?

• А кто увидел подарки?

• Какие подарки вы видели?

• А какие еще бывают подарки?

• Вы часто получаете подарки?

• А когда вам близкие дарят подарки?

• Вам это приятно? Что вы чувствуете?

• А что чувствуют те, кто подарил подарок?

• Да, подарки приятно не только получать, но и делать.

• А что вы говорите тому, кто подарил вам подарок?

Ведущий. А теперь давайте помечтаем: представьте, что у вас есть цветик-семицветик, который исполняет все ваши желания. Какое бы из них вам хотелось исполнить больше всего? Пусть каждый подумает о своем заветном желании! Закройте глазки! Подумайте, есть ли у вас такое желание, которое мог бы кто-то осуществить. А теперь представьте, что вы хотели бы получить в подарок на Новый год. Представили? Давайте нарисуем это! Дети рисуют подарки и называют их, затем следует обсуждение. Рисунки можно использовать в беседе с родителями как «письма к Деду Морозу» с просьбой о подарке.

«Сюрприз по секрету»

(3–4-е классы)

Правила игры достаточно просты. В начале игры все ученики класса участвуют в жеребьевке. Вытащив бумажку с фамилией своего одноклассника, нельзя проявлять какие-либо эмоции, чтобы была соблюдена тайна жеребьевки. Затем ученикам предоставляется время (неделя) для подготовки сюрпризов, которые должны быть вручены согласно жеребьевке. Сюрпризом может быть небольшой подарок, приятное письмо, открытка с комплиментами, сладкий приз и т.д.

В определенный день ученики должны тайно вручить свой подарок выбранному по жребию однокласснику. Тайна соблюдается посредством передачи сюрприза через посредника-«почтальона» либо незаметным для одноклассника появлением сюрприза на парте, в его портфеле. Каждый может изобрести собственный вариант тайной передачи сюрприза.

Завершение игры «Сюрприз по секрету» можно организовать в рамках классного часа. Ученики сидят на стульях, расставленных по кругу, чтобы все видели друг друга. На доске – название игры «Сюрприз по секрету» и два вопроса, над которыми ребята должны были задуматься и дать свои ответы: «Что я почувствовал, когда получил сюрприз?» и «Что я чувствовал, когда готовился к игре». В конце игры ученики могут подготовить краткие отзывы.

Самым главным итогом проведения игры «Сюрприз по секрету» должно быть осознание детьми того факта, что приятно не только получать, но и делать подарки, что можно получить удовольствие от доброго поступка! Если бы добрых поступков, даже самых незначительных, было больше, люди бы стали добрее, терпимее и радостнее.

«Полезный подарок»

(3–4-е классы)

Однажды у ослика Иа был день рождения. И в этот день ему подарили много полезных подарков. Самым полезным подарком оказался шнурок, который принесла Сова. Представьте, что Сове очень понравилось делать подарки, она решила приходить ко всем на дни рождения и дарить что-нибудь полезное. Для каждого именинника Сова даже сочинила речь, в которой она объяснила, какая польза заключается в ее подарке.

Подумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить…

• Винни Пуху – гирю от весов;

• Пятачку – звонок от велосипеда;

• Кролику – стрелку от компаса;

• Тигре – оправу от очков;

• Кенге – лампочку от фонарика.

«Праздничная открытка»

(1–4-е классы)

К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в …

• День сладкоежки;

• День чистюли;

• День хохотушки;

• День модниц;

• День фантазеров и выдумщиков.

TopList