Специальный выпуск
Материалы. Внеклассное мероприятие
Как научить дарить и принимать подарки, делать сюрпризы и правильно реагировать на сюрпризы? И то и другое достаточно сложно для детей. Они смущаются и чувствуют себя крайне неловко, многим сама мысль о необходимости дарить подарок, приготовить сюрприз омрачает радость предстоящего праздника, поэтому они хотят как можно быстрее завершить эту процедуру. Чтобы привычный ритуал не испортил всем настроение, надо подготовиться к нему заранее. Я предлагаю специальные упражнения, игры и отрывки из литературных произведений, которые есть в моей методической копилке. Ведь известно, что создание праздника – это результат большой предварительной работы, а самый хороший экспромт – экспромт, заранее подготовленный. Большинство предлагаемых мной заданий имеют шутливый характер, иногда ироничный смысл, «вневозрастной» характер. Надеюсь, что материал заинтересует коллег, поможет научить дарить праздник не только детям, но и взрослым, сделать жизнь чуть-чуть добрее и светлее.
Инга Дымова ,
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень
АОУ гимназия российской культуры, г. Тюмень
Я люблю дарить подарки
Обучающие игры и упражнения
Рисунки подарков к Новому году
(1–2-е классы)
Ведущий беседует с детьми о том, что такое подарки, для чего они нужны и какими они бывают, помогает детям определить и обозначить словесно собственные чувства и желания, учит выстраивать иерархию желаний (от несбыточных до реально достижимых).
Ведущий. Сядьте удобно, расправьте плечи, положите удобно руки... Дышите медленно, почувствуйте, как воздух проходит через нос в легкие... Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Тихо-тихо падает снег... Вы чувствуете, как снежинки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду... Поднимите лицо вверх... Снежинки мягкие и немного холодные... Тихонько похрустывают на морозце деревья... Не слышно ни звука... А теперь мы медленно возвращаемся из сказочного зимнего леса домой. Дома стоит наряженная елка! Скоро Новый год! Скоро праздник, подарки и много гостей! Представьте, что у вас отличное настроение! Откройте глаза!
|
Дети работают с вопросами:
• Что вы почувствовали, когда мысленно увидели новогоднюю елку?
• А кто увидел подарки?
• Какие подарки вы видели?
• А какие еще бывают подарки?
• Вы часто получаете подарки?
• А когда вам близкие дарят подарки?
• Вам это приятно? Что вы чувствуете?
• А что чувствуют те, кто подарил подарок?
• Да, подарки приятно не только получать, но и делать.
• А что вы говорите тому, кто подарил вам подарок?
Ведущий. А теперь давайте помечтаем: представьте, что у вас есть цветик-семицветик, который исполняет все ваши желания. Какое бы из них вам хотелось исполнить больше всего? Пусть каждый подумает о своем заветном желании! Закройте глазки! Подумайте, есть ли у вас такое желание, которое мог бы кто-то осуществить. А теперь представьте, что вы хотели бы получить в подарок на Новый год. Представили? Давайте нарисуем это! Дети рисуют подарки и называют их, затем следует обсуждение. Рисунки можно использовать в беседе с родителями как «письма к Деду Морозу» с просьбой о подарке.
«Сюрприз по секрету»
(3–4-е классы)
Правила игры достаточно просты. В начале игры все ученики класса участвуют в жеребьевке. Вытащив бумажку с фамилией своего одноклассника, нельзя проявлять какие-либо эмоции, чтобы была соблюдена тайна жеребьевки. Затем ученикам предоставляется время (неделя) для подготовки сюрпризов, которые должны быть вручены согласно жеребьевке. Сюрпризом может быть небольшой подарок, приятное письмо, открытка с комплиментами, сладкий приз и т.д.
В определенный день ученики должны тайно вручить свой подарок выбранному по жребию однокласснику. Тайна соблюдается посредством передачи сюрприза через посредника-«почтальона» либо незаметным для одноклассника появлением сюрприза на парте, в его портфеле. Каждый может изобрести собственный вариант тайной передачи сюрприза.
Завершение игры «Сюрприз по секрету» можно организовать в рамках классного часа. Ученики сидят на стульях, расставленных по кругу, чтобы все видели друг друга. На доске – название игры «Сюрприз по секрету» и два вопроса, над которыми ребята должны были задуматься и дать свои ответы: «Что я почувствовал, когда получил сюрприз?» и «Что я чувствовал, когда готовился к игре». В конце игры ученики могут подготовить краткие отзывы.
Самым главным итогом проведения игры «Сюрприз по секрету» должно быть осознание детьми того факта, что приятно не только получать, но и делать подарки, что можно получить удовольствие от доброго поступка! Если бы добрых поступков, даже самых незначительных, было больше, люди бы стали добрее, терпимее и радостнее.
«Полезный подарок»
(3–4-е классы)
Однажды у ослика Иа был день рождения. И в этот день ему подарили много полезных подарков. Самым полезным подарком оказался шнурок, который принесла Сова. Представьте, что Сове очень понравилось делать подарки, она решила приходить ко всем на дни рождения и дарить что-нибудь полезное. Для каждого именинника Сова даже сочинила речь, в которой она объяснила, какая польза заключается в ее подарке.
Подумайте, что может сказать Сова в тот момент, когда будет дарить…
• Винни Пуху – гирю от весов;
• Пятачку – звонок от велосипеда;
• Кролику – стрелку от компаса;
• Тигре – оправу от очков;
• Кенге – лампочку от фонарика.
«Праздничная открытка»
(1–4-е классы)
К празднику вежливые люди посылают друг другу открытки с поздравлениями. При этом они всегда обращают внимание на рисунок на открытке. Нельзя же на 8 Марта посылать открытку с изображением новогодней елки! Представьте, что в одном городе решили отмечать сразу несколько новых праздников. Но вот беда, к новым праздникам не выпущено ни одной поздравительной открытки. Помогите жителям этого города и нарисуйте картинку для открытки, которую можно было бы подарить в …
• День сладкоежки;
• День чистюли;
• День хохотушки;
• День модниц;
• День фантазеров и выдумщиков.