Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №24/2008

Специальный выпуск

Материалы. Внеклассное мероприятие

Сначала – понять, чем подарок отличается от поздравления; что такое сюрприз и почему не каждый подарок становится приятным сюрпризом. Потом – подумать, кого ты хотел бы поздравить; как сделать так, чтобы не забыть сделать это вовремя. И тогда копилка оригинальных подарков, которые предлагает автор, поможет вашим ученикам испытать счастье дарения.

Наталья Гришина ,
к.п.н., СГУ им. Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Искусство сюрпризов

Об этикете дарения и шагах к его пониманию

Прежде чем чему-либо учить ребенка, воспитателю неплохо бы задуматься, а обладает ли он сам соответствующими знаниями и умениями. Несомненно, каждый взрослый имеет представление о том, какими основными принципами следует руководствоваться при выборе подарка (соотносить свой дар с поводом; выбирать подарок с учетом интересов получателя; не передаривать то, что когда-то подарили тебе самому, не использовать в качестве презента что-то, что «отдать не жалко», и др.). Мы знаем в общих чертах, как «правильно» дарить и принимать подарки. И все, несомненно, побывали в роли инициаторов или осчастливленных участников приятных (а иногда и не очень) неожиданностей – сюрпризов. Но знаем ли мы тонкости этикета? Готовы ли мы ответить на не всегда типичные вопросы, которые порою задает нам жизнь?

Приведем лишь некоторые из них:

• Существуют ли универсальные подарки?

• Всегда ли уместны денежные подарки?

• Можно ли отказаться от подарка (и если да, то в каких случаях)?

• Какие вещи следует дарить с осторожностью?

• Можно ли дарить цветы мужчинам?

• Что делать в том случае, когда подарок не понравился?

• Как поступать с подарками-близнецами?

• Какие подарки следует согласовывать с получателем?

• Каким образом дарить цветы – завернутыми или нет?

Если на большинство из перечисленных вопросов Вы затрудняетесь ответить, советуем обратиться к справочной литературе по этикету и заполнить пробелы в знаниях. Впрочем, штудируя справочники, Вы можете столкнуться с некоторыми разночтениями в отношении дарения одних и тех же вещей; с рекомендациями, которые могут вызвать у Вас улыбку («острые и режущие предметы не принято дарить на свадьбу, а подаренный носовой платок приведет к ссоре или слезам»), так как определенно основаны на «преданьях старины глубокой» и уже неактуальны в условиях современного быстро меняющегося общества (этикет порою не успевает за темпами его развития).

Каким же образом обрести уверенность в дебрях этикета? Чем руководствоваться? На наш взгляд, при решении любых спорных жизненных вопросов единственное, что никогда не подведет, – наш внутренний барометр – ИНТУИЦИЯ, а также способность чувствовать главное за застывшей традицией и ритуалом. Важно понимать, что с подарком мы дарим частичку себя, делимся своей радостью («А радость размножается деленьем!..», – поется в авторской песне). Не случайно японская мудрость гласит: «Если подарок понравился, значит, ты отдал часть своей души». Именно это и является критерием удачно сделанного подарка, сюрприза. Именно с этих позиций, на наш взгляд, можно начинать обучение детей такому ответственному и важному процессу, как дарение подарка. Первый шаг, с которого советуем начать, – организация беседы.

Шаг 1 – беседа «Радость размножается деленьем»

Беседу лучше проводить в необычной обстановке: либо в непривычной для обучающихся аудитории (например, в кабинете психологической разгрузки), либо в привычном классе с иначе выстроенным интерьером (столы, расположенные полукругом или кругом; другое освещение и т.д.). Это нужно для того, чтобы создать необходимый для успешного взаимодействия особый психологический климат, способствующий тому, чтобы обучающиеся вышли из привычной для них роли, смогли раскрепоститься, захотели стать откровенными.

Во многом подобная атмосфера возникает благодаря педагогу: именно он служит примером оптимизма, энтузиазма, уверенности в успехе предстоящего занятия, что передается участникам беседы.

В процессе беседы предлагаем обсудить следующие вопросы1:

• Принято ли в вашей семье дарить подарки, делать сюрпризы?

• Любите ли вы (ваши родители) дарить подарки, делать сюрпризы?

• Что вы больше любите: дарить или получать?

• Задумывались ли вы, что такое подарок, сюрприз?

• Как вы считаете, зачем люди делают друг другу подарки?

Первые три вопроса являются, в первую очередь, «диагностическими», то есть позволяют педагогу понять, насколько каждый ребенок знаком с процессом дарения подарков, делания сюрпризов. Как правило, в группе детей сразу выделяются ребята, имеющие соответствующий опыт, они являются наиболее активными в процессе обсуждения. Именно на них педагог может опираться при организации практических занятий по овладению умением делать подарки, сюрпризы. По результатам обсуждения данных вопросов можно наметить пути для дальнейшей практической работы с детьми.

При обсуждении четвертого вопроса могут пригодиться толковые словари (например, современный толковый словарь С.И. Ожегова и исторический словарь В.И. Даля). Педагог может предложить желающим ребятам побыть в роли экспертов и уточнить значения слов «подарок» и «сюрприз» в словарях. Благодаря собственным размышлениям, а также обращению к словарям приходит понимание значения этих слов: подарок – это вещь, которую дарят; сюрприз – неожиданный подарок, неожиданность. В дальнейшей беседе важно углубить понимание данных реалий.

Обсуждая вопрос, почему люди дарят друг другу подарки и делают сюрпризы, педагог может заострить проблему: только ли потому, что так принято или предписано традицией? Очень важно выйти на понимание того, что с подарком человек отдает частичку своей души, доставляя удовольствие другому человеку.

В отношении сюрпризов тоже важно порассуждать, попробовать понять, любая ли неожиданность является сюрпризом? Можно привести интересные примеры «сомнительных» сюрпризов, которыми изобилует история. Приведем некоторые из них.

Князья Павел Гагарин и Сергей Трубецкой в конце 1830-х годов решили сорвать праздник на островах, который на своей даче давала одна знатная особа. Вечером гости катались на разукрашенных яликах, как вдруг услышали похоронное пение: им навстречу из бухты выплыла большая лодка, освещенная факелами, с высоким черным гробом. Некоторые дамы попадали в обморок, не столь экзальтированные мужчины пытались организовать погоню, но проказники князья сбросили гроб в воду и скрылись2.

С.Д. Пономарева однажды распустила слух о своей скоропостижной кончине; завсегдатаи ее знаменитого салона явились к ней в дом, увидели Софью Дмитриевну в гробу, а когда приблизились к «усопшей», та начала смеяться, объясняя свою экстравагантную выходку желанием испытать искренность скорбящих друзей3.

Вывод, к которому приходят дети в результате обсуждения различных примеров приятных и не очень неожиданностей: сюрприз – это, прежде всего, неожиданность, доставляющая радость, положительные эмоции другому человеку, в этом его сходство с подарком. Педагог подхватывает эту мысль и говорит о том, что умение делать подарки и сюрпризы не приходит само собой – нужно непременно этому учиться.

В заключение беседы педагог может обратиться с вопросом: «Ребята, а хотели бы вы научиться делать подарки, сюрпризы?». Положительный ответ на этот вопрос большинства участников беседы является показателем успешности ее проведения.

Шаг 2 – записная книжка

«Учебник для джентльменов» Фергюссона в главе о подарках дает один дельный совет: человек, который хочет быть вежливым, обязан иметь записную книжку, в которой отмечены все дни рождения и прочие знаменательные даты не только близких родственников, но и друзей, и знакомых. Таким образом, ни один из праздников и юбилеев не застанет врасплох этого человека.

Оттолкнувшись от данного совета, педагог предлагает ребятам завести такие книжки, вписав туда памятные даты своих друзей и близких.

Далее рекомендуем провести цикл практических занятий по овладению искусством дарения подарков, делания сюрпризов.

Шаг 3 – практические занятия

«Делимся опытом»

В организации цикла данных занятий педагог, прежде всего, опирается на наиболее активных детей, которые в ходе беседы показали, что они знакомы с процессом дарения подарков, делания сюрпризов, обладают полезными знаниями и умениями в этой области (можно их назвать знатоками или экспертами этикета).

Знатоки знакомят своих одноклассников с некоторыми несложными правилами этикета, касающимися дарения подарков и делания сюрпризов; делятся конкретными практическими методиками (семейными оригинальными рецептами) изготовления подарков, подготовки сюрпризов. Педагог выполняет роль советчика, помощника знатоков, помогая им успешно подготовить и провести данные практикумы. В процессе занятий воспитатель старается максимально «отойти в тень», полностью передав инициативу знатоку, проводящему занятие.

Дав полностью проявить свои знания знатокам, эстафетную палочку подхватывает педагог, строя практические занятия по той же схеме: рассказ уже о более сложных правилах этикета, знакомство с интересными способами подготовки подарков, сюрпризов. При желании, первую часть занятия педагог может сделать практической, проведя ее в форме ролевых игр, которые любят дети любого возраста.

Ролевая игра «А что, если…»

Педагог предлагает желающим ребятам разыграть ситуации, связанные с процессом дарения подарков, делания сюрпризов, которые возникают в жизни. Приведем несколько примеров подобных ситуаций. Следуя данному образцу, вы можете сами разрабатывать подобные ситуации.

Ситуация № 1.

Инструкция. Разыграйте данную ситуацию по ролям.

Описание ситуации. На день рождения Вам подарили три одинаковых подарка. Ваша реакция?

Участники. Участвуют 4 человека: 3 – дарителя, 1 – человек, получающий подарки.

Реквизит. Три одинаковых подарка.

Ситуация № 2.

Инструкция. Разыграйте данную ситуацию по ролям.

Описание ситуации. Вам подарили подарок, который Вам абсолютно не понравился, например, подарили большой набор на 1000 пазлов, а у Вас не хватает терпения собрать набор и из 30 пазлов. Как Вы отреагируете на этот подарок?

Участники. Участвуют 2 человека: 1 – даритель, 1 – человек, получающий подарки.

Реквизит. «Ненужный» подарок.

Ситуация № 3.

Инструкция. Разыграйте данную ситуацию по ролям.

Описание ситуации. Вам подарили в подарок двухмесячного котенка, не согласовав это с Вами. Как ВЫ себя поведете в данной ситуации?

Участники. Участвуют 2 человека: 1 – даритель, 1 – человек, получающий подарки.

Реквизит. Мягкая игрушка котенок.

 

Копилка оригинальных подарков

Декоративная тарелка из папье-маше

Для ее изготовления понадобятся клейстер из муки или крахмала и старые газеты. Газеты необходимо изорвать на маленькие кусочки. Клейстер варим так: чайную ложку муки насыпаем в подходящую посуду и перемешиваем с небольшим количеством холодной воды. Теперь, продолжая помешивать, льем на смесь кипяток тонкой струйкой до тех пор, пока она не загустеет. Клейстер остужаем и приступаем к работе. Для основы понадобится обыкновенная тарелка. Смазываем ее снаружи любым жирным кремом (это нужно для того, чтобы готовую поделку было легко снять с основы). Затем смачиваем в воде немного рваной бумаги и покрываем ею тарелку в один слой. Аккуратно мажем поверхность клеем и выстилаем ее кусочками газеты. Делаем 6–7 таких бумажно-клеевых слоев. Последний слой выстилаем не газетной, а белой бумагой. Дальше нашу бумажную тарелку нужно как следует высушить, а потом аккуратно снять с тарелки-основы. С помощью ножниц подравниваем края, а затем полируем их наждачной бумагой. Тарелка почти готова. В заключение наносим на нее 1–2 слоя однотонной краски в качестве грунта, а затем расписываем на свой вкус. Если в тарелке проделать дырочку, ею можно будет украсить кухонную стену.

Фокус-покус!

Помогите детям освоить несколько простых фокусов. Они могут стать хорошей базой для подарков-сюрпризов, которые приятно удивят его родственников и друзей.

Исчезнувшая монета

На страницу большой книги помещаем шесть монеток. Закрываем книгу, говорим волшебные слова: «Крекс-пекс-фекс». Теперь книгу открываем, наклоняем ее, чтобы монетки соскользнули в руку кого-нибудь из зрителей. Пересчитываем их и обнаруживаем, что монет стало десять!

Секрет фокуса. Перед началом представления нужно засунуть четыре монетки в корешок открытой книги и проверить, чтобы они могли незаметно выскользнуть оттуда, когда фокусник наклонит книгу, но не выпадать при любом движении.

Сломанный банан

Фокусник показывает зрителям банан. Когда его очищают, он разваливается на такое количество кусочков, которое равно числу, выбранному помощником. Чтобы всё получилось по плану, произведем небольшую подготовку. Непосредственно перед выступлением воткнем толстую иглу в банан на расстоянии одной трети от верха. Слегка покачаем иглу из стороны в сторону, разрезав банан изнутри, но не повредив кожуры. Сделаем иголкой второй внутренний разрез на расстоянии одной трети от противоположной части банана.

Приготовим карточки. Для этого вырежем четыре кусочка картона и напишем на каждой карточке цифру. Одна из них должна быть «три». Теперь необходимо, чтобы тот человек, для кого затевается фокус, выбрал нужное число. Делается это так. Раскладываем перед помощником карточки лицевой стороной вверх и просим выбрать любые две. Если помощник не выбрал 3, убираем те две карточки, которые он выбрал. И наоборот, если выбрана карточка с цифрой 3, убираем две невыбранные карточки. После этого просим помощника выбрать одну из оставшихся карточек. Поступаем так же, как и раньше (если он показал на 3, прячем другую карточку, если нет, убираем карточку, на которую он показал). На столе остается карточка с цифрой 3!

Теперь фокусник протягивает помощнику банан и говорит, что банан знает, какое число выбрано. Помощник чистит банан, который распадается на три кусочка. Таким же образом можно делить банан на четыре или пять частей, а затем, раздать всем зрителям по кусочку «волшебного фрукта» вместе с поздравлением с праздником.

Исчезнувшие бусы

На сцене фокусник с ассистенткой. Он снимает с ее шеи бусы и кладет их в сачок. Потом выворачивает сачок, и все видят, что он пуст. Фокусник снова подходит к ассистентке, поворачивает ее через левое плечо, и, когда она вновь встает лицом к залу, на ней снова бусы. Куда же исчезали бусы?

Секрет фокуса. Оказывается, на ассистентке две пары бус. К одной нитке бус пришита резинка, которая позволяет оттянуть их под фартук. Сверху резинка закреплена под воротником платья. Когда бусы оттягиваются, они закрепляются на пуговице, которая пришита на платье под фартуком. Поворачиваясь, ассистентка незаметно освобождает нитку бус от пуговицы. Вот так они скова появляются на шее. А первая нитка бус остается в сачке.

Как угадать время?

Сделайте большой циферблат часов и вынесите его на сцену. Стрелки показывают 12. Фокусник просит кого-нибудь из зрителей задумать любой час. Потом берет палочку и начинает стучать по корпусу циферблата, а потом и переводить маленькую стрелку после каждого удара на час назад. Зритель, задумавший час, должен про себя считать удары, каждый раз прибавляя по одному к задуманному часу, а на счете 20 поднять руку. В тот же миг фокусник показывает зрителю на циферблате задуманный час.

Секрет фокуса. В чем секрет фокуса? Ударяя палочкой, фокусник про себя тоже считает, но с единицы. На восьмом ударе он показывает на цифру 12, а с каждым следующим ударом переводит маленькую стрелку на час назад. Цифра на циферблате, на которой окажется стрелка, когда зритель поднял руку, и есть задуманный час. Легко проверить, что задуманный зрителем час (х) и число, отсчитанное фокусником после касания цифры 12 (k), всегда составят в сумме 13. Первые семь ударов служат лишь для того, чтобы отвлечь внимание зрителей (х + k + 7=20).

Как угадать день рождения?

– Хотите, – говорит фокусник обращаясь к залу, – я узнаю день рождения любого зрителя? Тогда пусть кто-нибудь из вас поднимется сюда на сцену. Пожалуйста, умножьте на 2 число, когда вы родились. К результату прибавьте 5, а эту сумму умножьте на 50. Теперь прибавьте порядковый номер того месяца, когда вы родились, и назовите полученное число. А фокусник тут же говорит день и месяц рождения.

Секрет фокуса. Как он это узнает? Из числа, которое назвал зритель, надо отнять 250. Получится трехзначное или четырехзначное число. Одна или две первые цифры – день рождения, две последние – месяц.

Исчезнувшие клетки

Ассистент держит поднос, на котором стоит клетка с птичкой. Фокусник показывает зрительному залу платок с обеих сторон и накрывает им клетку. Потом берет клетку с подноса, а ассистент с подносом уходит за кулисы. Фокусник подбрасывает платок вверх. Куда же исчезла клетка?

Секрет фокуса. Из пятимиллиметровой фанеры вырежьте квадрат со сторонами 40 см. Раскрасьте его и покройте бесцветным лаком. Вот и готов поднос. Клетка должна быть вдвое меньше подноса, а высота ее около 20 см. На каждом углу клетки прикрепите металлические уголки. Клетку поставьте точно на середину подноса. Просверлите уголки вместе с подносом. Возьмите четыре болтика с гайками и прикрепите ими клетку к подносу. Теперь сшейте двойной платок, размеры которого 60?60 см. В середине платка вшейте проволоку, ее размеры точно повторяют верхнюю часть клетки. Проделайте фокус с начала. Ассистент держит поднос с клеткой. Накрываете клетку платком и делаете вид, будто обеими руками снимаете клетку с подноса. В этот момент ассистент незаметно переворачивает поднос набок. Зрители, разумеется, видят дно подноса. Ассистент с подносом уходит за сцену, а вы показываете зрителям пустой платок.

Превращение конфетти в воду

На столе стоят ящик с разноцветным конфетти и две чашки. Фокусник достает из ящика конфетти и насыпает в чашку. Наполнив ее с верхом, высыпает конфетти обратно в ящик. Повторяет это несколько раз. Наполнив в очередной раз чашку, накрывает ее платком. Сдергивает и отбрасывает на столик платок – в чашке не конфетти, а вода. Фокусник переливает ее в другую чашку.

Секрет фокуса. Ящик имеет двойное дно, а задняя его стенка состоит из двух половин. Нижняя половина свободно движется в боковых пазах, открывая доступ в потайное отделение. Туда-то фокусник заранее закладывает еще одну чашку, наполненную водой и закрытую специальной крышкой. Крышка изготовливается так. К проволочному кольцу подвижно крепятся четыре ножки из жести, выгнутые по форме кучки конфетти. Подвижные крепления нужны для того, чтобы ножки сложились и не выпирали, когда крышка будет поднята вместе с платком. К кольцу крепится небольшая жестяная крестовина с припаянным к ней гвоздиком – острием кверху. Все это обтягивается куском атласной ткани с нашитым на нее конфетти. Ножки, оснащенные специальными выступами, устанавливаются на края чашки, и создается впечатление, что чашка наполнена конфетти. Фокусник, незаметно приподняв подвижную часть задней стенки ящика, подменяет чашку, накрывает ее платком так, чтобы гвоздик проколол ткань платка, потом берется за гвоздик и сдергивает секретную крышку вместе с платком. Зрители видят, что конфетти исчезло, а чашка наполнена водой.

Кубики из колпака

На демонстрационном столике – четыре одинаковых колпака и два разноцветных кубика. Передайте два колпака зрителям для осмотра. Когда их возвратят, передайте в зрительный зал два кубика. Попросите кого-нибудь из зрителей положить их в один из колпаков, которые вы держите в руках. Теперь соедините колпаки основаниями. Два быстрых взмаха руками сверху вниз, снимаете один из колпаков и показываете залу: кубиков уже не два, а шесть.

Секрет фокуса. Хотите знать, откуда они появились? Подготовьте реквизит. Колпаки сделайте из плотной бумаги. Покрасьте их яркими красками. Рисунок должен быть на всех одинаковый. Теперь сделайте шесть ярких кубиков: три – одного и три – другого цвета. Два разноцветных кубика отложите, остальные четыре аккуратно приклейте внутри одного из колпаков. Когда клей высохнет, можно показывать фокус. Выходя на сцену, вы держите колпаки на ладони вложенными один в другой, основанием вниз. В таком положении и расставьте их на столе. Два кубика поставьте рядом. Обязательно запомните, где стоит колпак с вклеенными кубиками. Зрители разглядывают кубики, а вы берете правой рукой колпак с секретными кубиками – его надо держать основанием вниз, а левой-другой – его держите основанием кверху. Зрителей вы просите положить два кубика в тот колпак, который держите в левой руке. Соединив колпаки основаниями, вы делаете два быстрых взмаха, переворачиваете колпаки так, чтобы тот, что с секретными кубиками, оказался снизу. Теперь снимайте верхний колпак. В нем лежат шесть кубиков.


1 Вопросы необходимо адаптировать к возрасту детей, с которыми проводится беседа.

2 Мещерский А.В. Воспоминания. – М., 1901. С. 91.

3 Ваиуро В.С. Из истории литературного быта пушкинской поры. – М., 1989. С. 14-16.

TopList