Специальный выпуск
Идеи. Cоуправление
Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва
кандидат философских наук, г. Москва
Дарение: событие или повседневность?
Четыре вопроса для обсуждения с детьми
Как мы дарим и принимаем подарки?
Учебный процесс достаточно однообразен и полон (с позиции ребенка) неприятностей и неожиданностей. В редких школах дети идут на занятия с удовольствием. И это потому, что жизнь в значительной части школ организована с ориентацией на выполнение всеми соответствующих функций. Доминируют формальные связи, поэтому так важна любая возможность перейти вместе с детьми в экзистенциальное измерение, туда, где дети – не ученики (или «обучающиеся» – вот новое неудобоваримое формальное словцо), а учителя – не руководители («обучающие»? соответственно), а просто люди, равные в своих взаимоотношениях и дающие (дарящие) друг другу радость со-общения и со-познания.
Классное руководство в этом контексте – вовсе не сопутствующее обучению управление коллективом детей, а участие в организации их со-бытийной жизни… Это и есть единственно истинная деятельность педагога.
В со-бытийной жизни основная цель – доставить радость общения (в том числе радость диалога, эмоциональных контактов, обмена информацией, оценками, смыслами, материальными объектами-вещами) со значимыми другими или значимым другим.
Вот и получается, подарки – свидетельства обмена важными смыслами общения между значимыми и незначимыми друг для друга людьми.
Это я поняла уже в своей взрослой жизни, а в детстве мне хотелось одного – чтобы дарили почаще то, что для меня важно и нужно, и чего нет у других. Но в пору моего детства все жили, так сказать, в стесненных обстоятельствах, и подарки были редкостью. Родителям я дарила (в духе того – послевоенного – времени) политизированные рисунки, сделанные карандашами, и корявые результаты уроков труда.
Учителям мы дарили какие-то бесконечные вазочки, чашки, подстаканники и коробки конфет. Особой фантазии все это не требовало.
Но одно из стандартных дарений закончилось для меня шоком. Мне было восемь или девять лет, и я решила подарить маме на 8 Марта что-то из «посуды», что тогда было модно и, если сказать наполовину в шутку, наполовину всерьез, отражало общие тенденции роста потребления. Полчаса стояла у прилавка в отделе посуды вновь открытого универмага (названного народом «Поросенком» из-за своей круглой формы и розового цвета стен), сжимая в руке какие-то мелкие деньги. После долгих колебаний выбрала блестящую металлическую мельничку для размола перца. Уж очень она мне чем-то понравилась…
Ну, подарила, а мама сказала:
– Пойдем-ка обменяем ее на что-нибудь полезное, я доплачу сколько нужно. И мы пошли в универмаг на процедуру обмена…
После этого я долго вообще ничего никому не дарила, кроме перерисованных открыток. И выработала для себя первое правило дарения: подарок не должен быть «вообще», ниоткуда взятым. Он должен «подойти», соответствовать чему-то. Но это надо угадать, почувствовать или знать…
Как относиться к традиционным подаркам?
Мы, трое девочек-одноклассниц, были «мушкетерами». Меня почему-то назвали Портосом, но для меня имя мало значило. Значимо было то необычное, что принесла в тусклую школьную жизнь эта игра. Учителя устраивали диктанты и контрольные, а мы добывали подвески.
В день рождения я ждала Арамиса и д’Артаньяна… с самодельной картой клада в Британии, что больше нужно было бы не мушкетеру, а пирату. Громадная цветная красивая карта, где было бы всё. Я тогда очень увлекалась географией, не физической, а приключенческой, событийной (есть и такая).
Мои девчонки мне подарили коробку конфет. И я подумала, что есть еще одно правило дарения, противоположное первому: любое дарение надо принимать с радостью.
У нас в жизни редко выдаются События. Дети и взрослые привыкают к обыденности, не умеют выйти из нее в пространство со-бытийности. Они просто не знают, что есть много способов создать ее, одним из которых может стать акт дарения. Однако сотворение дарения – это тоже некий дар, который возможен из позиции со-бытийности, а не обыденности.
Но обыденность можно принимать как приготовление к со-бытийности, и тогда каждая заурядная ситуация, каждый рядовой разговор или даже традиционный подарок приносит маленькую радость, поскольку это – свидетельство внимания и принятия.
Что делает подарок символичным Даром?
У нас в летнем (пионерском) лагере случилось ЧП. Был вожатый Коля – рабочий, токарь какого-то завода. Почему он пошел в вожатые, я не помню, но Коля оказался отличным парнем, и с ним было очень интересно. И вот его уволили за то, что он выпил вечером. Дети бегали к директору лагеря и просили не увольнять, обещали, что Коля больше не выпьет. Но буквально на следующий день, рано утром он уезжал. Ребята собрались и принесли Коле на серой тетрадочной бумаге написанную грамоту, которой награждали его за дружбу с детьми. Это было не подарком, а просто «На память», с подтверждением двух десятков корявых подписей обиженных детей.
Тогда до меня дошло еще одно правило дарения: дар может быть горьким, вынужденным и бесполезным, если обстоятельства сильнее человека (ребенка).
Что же главное в дарении?
Теперь-то, по прошествии многих лет, я понимаю, что дарение не укладывается ни в какие правила, поскольку каждое дарение – особое Событие, и оно вытекает из каждой ситуации как ее код, значимое завершение какого-то звена в цепи случаев.
Подарок может быть традиционным и символичным, нематериальным и виртуальным, остроумным и глупым. Он такой, какой есть. Как в любом разговоре: собеседники могут высказать что-то ценное и осмысленное или обнаружить отсутствие такта. В конкретной жизненной ситуации каждый дарящий создает свое событие дарения, а в ответ создается событие принятия дара. Его непринятие – сигнал явного или скрытого конфликта. Самое главное поэтому – научиться принимать и понимать любые подарки, даже те, которые кажутся бессмысленными.
Лучшее пространство для понимания – Круг. Но как построить Со-бытие дарения и его осознание?
Пусть каждый заранее приготовит символический подарок для Значимого Другого. Пусть в Круге они будут рядом.
Каждому справа в Круге дарят Виртуальный подарок, а потом от соседа слева получают Значимый дар. По желанию дети объясняют то, что чувствуют и в чем видят различие Виртуального подарка и Значимого дара.
В нашем жестком социуме надо помочь детям почувствовать, как делать добро – дарить бескорыстно и от всего сердца. Как сделать дарение значимым для каждого.