Архив
Живые истории
Александра Никитина ,
театровед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО
театровед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО
О жизни, а не о театре
Памяти учителя
Никогда не станешь учителем,
если не сможешь стать
учеником.
В.Э. Мейерхольд
Одну за одной я пересматриваю фотографии – с них смотрит на меня человек, которого я очень хотела бы назвать своим учителем, но, в отличие от своих коллег, не могу. Они, совсем юные и вполне зрелые, кто работает вместе со мной в лаборатории интерактивных театральных проектов МИОО, – актеры и режиссеры. В разные годы он был их мастером, и они с полным правом могут сказать: «Сергей Вячеславович Клубков – мой учитель». А я театровед, учили меня в институте совсем другому и совсем другие люди.
И все же он смотрит на меня с фотографий все время с одним и тем же вопросом в глазах: «Ну, поняла?». И иногда в глазах читается: «Если до сих пор не поняла – значит, дура!». А иногда: «Ничего, потом поймешь». И под этим взглядом я всегда – девочка и ученица. И это – такая огромная, уже нигде больше не возможная радость.
Потерять учителя – огромное горе. Но иметь его – ни с чем несравнимое счастье.
Сергей Вячеславович Клубков – режиссер, педагог, кандидат искусствоведения. В этом году ему исполнилось бы 55 лет. Но его нет с нами. Последний курс, который он набрал и учил почти три года, весной закончит режиссерский факультет Московского государственного университета культуры и искусства. Очень многие ученики Сергея Вячеславовича работали и работают с детьми, но этот, последний набор, особенно глубоко погрузился в пучину педагогики. Из 11 студентов 8 преподают в детских и молодежных студиях, и трое работают на кафедре МИОО. Все авторы 18-го номера газеты «Классное руководство и воспитание школьников», посвященного школьному театру, – его ученики. И все, что они делают и пишут, прежде всего, попытка донести до широкой публики и развить его педагогические идеи.
Из современных театральных педагогов мало кто понимает, как нужна театральная педагогика обычной школе. Он понимал! И, несмотря на колоссальную занятость в родном институте, вел курсы для школьных учителей, которые хотели заниматься театром с детьми. На эти курсы время от времени приходили люди, имевшие формально очень высокое по статусу театральное или педагогическое образование. Именно они раньше всех понимали, что педагогические и театральные идеи Сергея Вячеславовича и разработанная им методика имеют особенную и уникальную ценность. Именно они наивно вопрошали: «Почему нас всему этому никогда не учили в вузе?».
Из созданной методики С.В. Клубков успел при жизни описать очень небольшую часть в книге «Театр, где играют дети». Он оставил большой неразобранный архив. Рассказывая школьным учителям о том, как по-настоящему интересно можно было бы заниматься театром с детьми, все мы черпаем из этого источника. Иногда пересказываем или растолковываем его мысли, иногда развиваем, а иногда повторяем его слова один в один, потому что они стали частью нашего профессионального словаря, и по-другому уже не получается.
Как учитель он обладал многими бесценными качествами, но сейчас мне кажется, что одним из базовых, наисущественнейших было безоговорочное уважение к профессии. Любого рода халтура и работа спустя рукава была для него немыслима, невозможна, абсурдна. И поэтому все, кто оказывался вовлечен в одно с ним рабочее пространство, вынуждены были принимать заданную планку.
Тогда у нас просто не было другого выбора. Без него это удается нам все хуже и хуже, но, вероятно, пока еще удается. Не имея ни копейки денег, мы проводим невероятные по насыщенности всероссийские детские театральные фестивали, и чужие люди начинают нам помогать «за просто так», заражаясь нашей, а вернее, его верой, что только так и можно работать. Когда такие по-человечески трогательные и значимые вещи происходят, когда рядом с нами оказываются нужные и важные для нас люди, мы все в глубине души уверены, что это он, Учитель, нам помогает.
Не место и не время говорить здесь о том, в чем суть предложенной Сергеем Вячеславовичем театрально-педагогической методики. Об этом можно прочесть в 18-м номере газеты, и особенно в статьях М.Быкова в 20-м и 21-м номерах. Но кое-какие педагогические советы, которые как бы невзначай и часто в виде шутки возникали в его лекциях и на репетициях, мы предлагаем вашему вниманию. Вчитайтесь, и вы поймете, что это о жизни, а не о театре:
• Начать по правде – это главное.
• Творчество – радость. Репетировать нужно весело. Кормите детей радостью творчества.
• Театр – чудо, когда по-живому. Когда истинно – происходит чудо.
• Нужно из роли сделать костер и постоянно подкладывать туда дрова: примеры из жизни, цитаты, – все, что не дает фантазии потухнуть.
• В театре «понять» – это «сделать».
• Действие существует только «ЗДЕСЬ», «СЕЙЧАС» и «ВПЕРВЫЕ».
• Действовать на сцене могу только Я. Безличных действий в природе нет.
• Актер должен присваивать мечты персонажа.
• УСПЕТЬ сказать правду – это УСПЕХ.
• Правда – это то, во что я верю.
• Поверил в вымысел на сцене – победил.
• Важно своим голосом спеть свое.
• Творит в нас природа, и поэтому творчество наивно.
• Общаясь с учителями, испытываешь шок от патологии: отсутствие чувства правды, формализм – вот корень. Исчезает слух и зрение на правду. Как с этим бороться? Если я не могу сказать правды, то не говорю НЕправды, не допускаю лжи – это уже победа.
• Учить-ся – это учить себя. Дело – в том, сколько ты смог унести, а не в том, сколько тебе отдано.
• Учиться надо мгновенно. И самолюбия в учебе быть не должно.
• Учение – это освоение нового, никогда раньше не деланного. Учиться – это ошибаться.
• Только человек дает в театре «жизнь человеческого духа».
• На площадке «Я» вменяемый и меняемый.
• Зажим – когда я думаю, как я выгляжу. Когда я думаю о работе, я – свободен. Зажим – когда я занят собой. Свободен – когда я забочусь о партнерах.
• Я существую на сцене для партнера.
• Главное – что происходит между людьми.
• «А может, ради этого и стоило жить?! Летим!»