Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №23/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

Аттракционы – непременные спутники каждого праздника. С их помощью можно испытать свою храбрость, ловкость, находчивость и честно заработать приз. Слово «аттракцион» происходит от французского attraction, что значит «притяжение». И действительно, хороший аттракцион обязательно будет притягивать к себе детей. Чем? Главным образом – возможностью поучаствовать в маленьком приключении с непредсказуемым результатом, окунуться в мир творчества и игры.

Юрий Гурин ,
игротехник, школа № 590, г. Санкт-Петербург

Чтобы всем было весело

Копилка аттракционов и конкурсов

Что необходимо для проведения аттракциона

Аттракционы способны оживить и украсить любой школьный праздник: от новогоднего вечера до мероприятий, посвященных окончанию учебного года или проводам зимы. Благодаря аттракционам расширяется пространство праздника, охватывая всю школу. Веселые игры проходят в коридорах и рекреациях, в актовом и спортивных залах, в самих классах и даже на школьном дворе. Одно из главных достоинств аттракциона как игровой площадки заключается в его высокой «пропускной способности». В течение одной перемены школьник может побывать на разных аттракционах, и где-нибудь ему обязательно повезет. Но для того, чтобы это достоинство проявилось в полной мере, организаторам праздника необходимо позаботиться о том, чтобы устроить как можно больше разных аттракционов и чтобы они равномерно распределялись по территории школы.

Создать аттракцион совсем не сложно. Нужно лишь понять, для кого он создается и какие ресурсы есть в распоряжении организаторов. Под ресурсами понимаются несколько факторов. Во-первых, – помещения, в которых можно разместить аттракционы. Причем, если вдруг покажется, что таких помещений нет, не верьте, на самом деле они, конечно, найдутся. Ведь для многих аттракционов достаточно угла в рекреации или в классе. Только для аттракционов, предполагающих активное движение, требуется достаточно большое пространство. Такие аттракционы можно проводить в спортивном зале.

Второй необходимый ресурс (а по степени влияния на успешность работы аттракциона, безусловно, первый), – это ведущие, то есть люди, которые будут руководить работой аттракционов. Обязательно нужно учитывать квалификацию ведущих, особенности их характера, физические возможности. Ну и, разумеется, нельзя забыть о материальных ресурсах – инвентаре для организации аттракциона, а также призах для его посетителей. Об инвентаре пойдет речь чуть позже, а что касается призов, то лучше выбирать простые и недорогие подарки, чтобы всем хватило, например – шоколадки, ручки, календари, брелки и т.п.

Разобравшись с ресурсами, можно приступать к подбору аттракционов. И тут самое время поговорить о том, какие бывают аттракционы. А бывают они самые разные. Например, в книгах, выходивших в 30-х годах прошлого века, есть множество описаний аттракционов на основе различных технических устройств и механизмов различной сложности. Вряд ли в современных школах сохранились такие аттракционы – игрушки. Зато их можно увидеть на праздниках, которые проводит Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных. Среди подобных аттракционов бывают и весьма сложные, но есть и немало простых аттракционов, которые при желании можно изготовить на уроках труда. К аттракциону, сделанному своими руками, ребята будут относиться с особенной любовью. Впрочем, вовсе не обязательно искать аттракционы в сборниках игр прошлого. К тому же технические устройства для большинства аттракционов, предлагаемых в данной статье, не нужны.

Главное – это задание, которое дается на аттракционе. Оно должно быть необычным, интересным и веселым и в то же время простым. В этом и кроется секрет создания популярного аттракциона.

Варианты аттракционов

Итак, даже если не рассматривать аттракционы, для которых необходимы сложные или громоздкие приспособления (различные качели, карусели, гигантские шаги – это ведь тоже аттракционы), остаются еще целых семь групп аттракционов (классификация автора статьи). Группы образованы в зависимости от характера заданий и особенностей организации работы с посетителями аттракциона. Вот эти группы:

А вам слабо?

Самый умный

Кто кого?

Самый ловкий

Аттракционы-шутки

Живые приборы

Спортивные аттракционы

Творческие аттракционы

Ниже будет рассказано о каждой группе подробнее.

А вам слабо?

Классический пример аттракциона этой группы – вкопанное в землю гладкое бревно, на котором подвешены разные полезные вещи, например, сапоги. Сумел добраться до самого верха – забирай награду. Хотя награда может ожидать удальца и внизу, это, как говорится, детали. Итак, в основе аттракциона – сложное задание на силу, ловкость или глазомер, которое выполняется, как правило, индивидуально. Справился – получи приз! Вот еще несколько подобных аттракционов.

Гулливер в стране лилипутов

На полу в два ряда выставляются кегли, пластиковые кубики или, например, палочки от городков. В каждом ряду должно быть от 5 до 10 предметов. Интервал – 20–40 см. Расстояние между рядами – не более 30 см. Участник подходит к началу дорожки из предметов, ему завязывают глаза и раскручивают его, причем так, чтобы в результате он стоял лицом к дорожке. Задача – пройти по главной улице «столицы Лилипутии» так, чтобы не сбить ни одного «домика».

Для того чтобы усложнить задачу, нужно: увеличить число предметов, уменьшить расстояние между рядами, поставить участника не лицом к дорожке, а боком, предложить скакать на одной ноге и т.п.

А вот как можно упростить задачу: уменьшить число предметов; увеличить расстояние между рядами; не раскручивать участника; разрешить сбить определенное кол-во предметов.

Задом наперед

Назвать все буквы алфавита по порядку могут, наверное, все. А вот назвать все буквы от конца алфавита к началу гораздо труднее. Кто сможет сделать это за 1 минуту? А за 50 секунд? А за 40 не слабо? Итак, Я, Ю, Э ….

Кегельбан

На полу выстраиваются кегли. Участники по очереди сбивают их шарами. Приз получает тот, кому удается сбить определенное количество кеглей.

Вариант: вместо кеглей можно взять пластмассовые кубики, а вместо шаров – резиновые кольца.

Меткий стрелок

Для этого аттракциона понадобится лук со стрелами. На небольшом расстоянии расставляются 3 кегли. Задача – тремя стрелами сбить эти кегли.

Взять барьер

Участник кладет небольшой резиновый мяч (вместо мяча можно взять мешочек с песком) на внешнюю сторону ладони (руки вытянуты вперед, ладони «смотрят» вниз) и перебрасывает его на другую ладонь. Сделать это не очень сложно. Но после того как игрок несколько раз перебросит мяч, ведущий ставит барьер – протягивает свою руку над руками участника. Теперь мяч нужно бросить так, чтобы он перелетел через руку ведущего. Тот, кто и на этот раз справился с задачей, получает приз.

Охота на бизонов

Вешалка-рожок (стойка с крючками) и несколько резиновых колец – вот и все, что нужно для создания этого увлекательного аттракциона. Задача участников – бросить кольца так, чтобы они повисли на крючках.

Мягкая посадка

Инвентарь для этого аттракциона – небольшой столик с гладкой поверхностью и 2 мешочка с песком, крупой или сухим горохом. Игровая задача – с расстояния 2,5–3 м бросить мешочки так, чтобы они остались на столе.

Вариант: вместо мешочков используются резиновые кольца, а вместо стола – стул, покрытый тканью.

Веселый часовой

Игровая задача – отдать честь правой рукой, а левую одновременно вытянуть вперед с оттопыренным большим пальцем, сказав при этом: «Во!». Затем нужно хлопнуть в ладоши и сразу выполнить те же движения, но со сменой рук. А потом сделать еще один хлопок и вернуться к первоначальному варианту.

Бильбоке

Сначала нужно изготовить «игровой снаряд»: берем стаканчик, теннисный шарик, шнур или крепкую нить (длиной 40–60 см), один конец нити прикрепляем к шарику, второй – к донышку или ручке стаканчика. Игрок берет в руку стаканчик, взмахивает рукой, чтобы шарик подлетел вверх, а затем подставляет стаканчик, чтобы шарик упал в него. Тот, кто сумеет сделать это несколько раз подряд, получает приз.

Три кольца

На полу кладутся 3 обруча в ряд. Примерный интервал между обручами – 30 см. Участник берет мяч и с расстояния в 2,5 м бросает его в обручи. За попадание в центр ближнего обруча дается 1 балл, если мяч попал в средний обруч – 2 балла, а за попадание в дальний обруч – 3 балла. Если мяч отскочил от пола и попал в другой обруч, баллы суммируются. Тот, кто наберет не меньше 3 баллов, получает приз. Рекордсмены могут рассчитывать на дополнительную награду.

Бегающий нос

На большом листе бумаги нужно нарисовать смешную физиономию (без носа), а нос сделать из пластилина или из бумаги. Лист крепится на стену, участники выстраиваются в очередь. Задача – с завязанными глазами подойти к «портрету» и приставить нос на место.

Варианты:

Бегающий хвост – возвращаем хвост нарисованному ослику Иа.

Ладушки – на бумаге нарисована ладонь, к ней нужно приложить свою ладонь.

Самый умный

В эту группу входят аттракционы с интеллектуальными заданиями. В них обычно участвуют несколько человек (до 10 и даже больше), которые выполняют задания одновременно. Награждаются самые лучшие.

Соревнование компьютеров

Ведущий вслух читает математические примеры, сложность которых определяется подготовленностью участников, а правильные ответы находятся в пределах от 1 до 10. Участники слушают условия задачи, производят в уме вычисления и показывают правильный ответ «на пальцах».

Черный ящик

На столе перед ведущим – черный ящик, в котором лежат несколько предметов небольшого размера (например, часы, карандаш, ложка, расческа и т.п.). Ведущий читает описания одного предмета за другим в режиме подсказок, выстроенных по принципу «от сложного – к простому». То есть сначала даются «туманные», завуалированные подсказки, которые с каждым разом становятся все более конкретными. Награждаются те, кто раньше всех назовет загаданный предмет. Замечательно, если удается так организовать игру, чтобы именно этот предмет и стал призом для победителя.

Кто я?

Вариант предыдущего конкурса, в котором ведущий предлагает отгадать имена известных людей.

Викторина

Ведущий задает участникам заранее заготовленные вопросы. Содержание вопросов можно связать с тематикой праздника (например, перед Новым годом можно задавать вопросы о Деде Морозе или о традициях праздника). Вместо обычных вопросов на эрудицию можно загадывать загадки, просить закончить фразу и т.д. Награждаются самые знающие и смекалистые.

Говорящие словари

По сути, это тоже вариант викторины, но более «филологический». Ведущий читает определения слов, а участники называют слова. В этом случае можно использовать любые словари, в которых дается толкование слов: словарь иностранных слов, словарь Даля и т.д. Дидактическую составляющую игры можно усилить, предложив ребятам отгадать различные «программные» термины и понятия по их определениям.

Ребусы

Ведущий показывает ребятам заранее заготовленные плакаты с ребусами. Тот, кто первым расшифрует ребус, получает приз.

Кто кого?

В основе этих аттракционов – принципы единоборства. Задача участников – переиграть своего соперника, причем для победы им понадобятся не только сила и ловкость, но и смекалка.

Пирамида

Участники аттракциона начинают строить пирамиду из кубиков. Каждый добавляет по одному кубику. Тот, кто обрушивает пирамиду, проигрывает.

Бой подушками

Двое участников вооружаются подушками и вступают в бой, стоя на гимнастической скамейке. Тот, кто сумеет столкнуть соперника, побеждает.

Веретено

Для аттракциона нужны две палочки, к которым привязан шнур длиной около 3 м. Посередине шнура должна быть какая-нибудь метка (например, полоска изоляционной ленты). Двое участников берут палочки в руки и начинают их вертеть. При этом на палочки наматывается шнур. Побеждает тот, на палочку которого намотается часть шнура с меткой.

Сорви шапку

Для проведения аттракциона нужно ограничить игровую зону. Лучше всего нарисовать круг диаметром 3 м. Участники надевают шапки и вступают в круг. Убрав одну руку за спину, другой рукой они пытаются сорвать с соперника шапку.

Секретный код

Аттракцион тоже лучше проводить в кругу. Ведущий должен заготовить несколько карточек с двузначными числами. Перед поединком он прикрепляет карточки на спину участникам. Они входят в круг, сгибают одну ногу и поддерживают ее рукой. Игровая задача – подпрыгивая на одной ноге, разглядеть «код» соперника. Толкаться можно только плечом в плечо.

Перетяни!

На полу рисуется линия. Участники берутся за концы каната длиной около 2 м и встают напротив друг друга на одинаковом расстоянии от линии. Задача – перетянуть соперника на свою сторону.

Шнуроловы

Участники встают спиной друг к другу. Под их ногами кладется веревка так, чтобы ее концы были примерно на уровне носков ног участников. Ведущий дает разные команды, которые участники обязаны выполнять. Например: «Руки вверх!», «Присели!», «Хлопнули в ладоши!» и т.д. Но, когда звучит команда «Бой!», участники должны нагнуться и выдернуть веревку. Кто успел первым – побеждает.

Самый ловкий

В аттракционах этой группы одновременно участвуют несколько человек, причем все они выполняют одинаковое задание. Тот, кто справится с этим заданием лучше других, получает заслуженную награду.

Школа космонавтов

Участники встают в один ряд лицом к ведущему. Каждый из них вытягивает руки вперед и поднимает одну ногу, согнутую в колене, так, чтобы бедро оказалось в горизонтальном положении. Затем все закрывают глаза и пытаются удержать равновесие. Но сделать это непросто. Тот, кто нарушил хотя бы одно условие (открыл глаза, опустил руки или ногу), выбывает из игры. Награждаются самые устойчивые.

Школа гимнастов

Участники получают обручи и по команде ведущего начинают их вращать. Тот, у кого обруч удержится дольше, побеждает.

Школа жонглеров

Задача участников – удержать палку в вертикальном положении, поставив ее на раскрытую ладонь (более сложный вариант – палка ставится на лоб). Тот, кто сумеет удержать снаряд дольше всех, побеждает.

Внимание! Участники должны быть расставлены так, чтобы не ударить палкой соседей.

Лучший рыболов

Для этого аттракциона нужно приготовить удочки и рыбок. Удочки можно сделать, привязав к небольшим деревянным удилищам веревочки, на концах которых закреплены крючки из проволоки. Рыбок можно вырезать из картона, а затем прикрепить к фигуркам проволочные кольца.

Для проведения конкурса нужно ограничить водоем (это можно сделать с помощью парт или попросту нарисовать на полу круг) и положить внутри него рыбок. Участники берут удочки и встают вокруг водоема. Тот, кто за отведенное время наловит больше рыбок, получает приз.

Вертушка

Старинная подвижная игра тоже может стать аттракционом. Ведущий берет веревку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком, или гимнастическую скакалку. Участники встают в круг вокруг ведущего, а он вращает веревку так, чтобы она проходила сначала на небольшом расстоянии над полом, а потом поднималась все выше и выше. Все участники подпрыгивают, стараясь, чтобы веревка или груз их не коснулись. Тот, кто не смог этого избежать, вылетает. Самые ловкие прыгуны получают награду.

Авиашоу

Ведущий дает каждому участнику по листу бумаги и показывает, как сложить из этого листа бумажный самолет. Выбор модели остается за ведущим. Когда самолеты будут сделаны, все участники встают на стартовую линию и по команде запускают свои «машины». Чей самолет улетит дальше всех?

Совет: стоит пометить самолеты перед запуском, иначе могут возникнуть споры.

Попади в бутылку

Попасть в бутылку надо не камнем и даже не мячом, а... карандашом, который привязан веревочкой сзади к поясу! Очень смешное и очень непростое упражнение. В конкурсе могут одновременно участвовать несколько человек. Победителем объявляется тот, кто первым опустит карандаш в бутылку.

Аттракционы – шутки

Основная задача аттракционов этого типа – развеселить посетителей. А что может быть важнее на празднике?

Волшебное зеркальце

На стене прикрепляется зеркало. Нужно подойти к зеркалу и, глядясь в него, произнести шуточный текст. Причем слова для мальчиков и для девочек различаются. Они могут быть, например, такими:

Девочкам:

Ах, какая я красотка –
Пострашней чем крокодил!
Президент в меня влюбился,
Он в кино меня водил!

Мальчикам:

До чего красив, я, братцы,
Право слово – Аполлон!
Уши трубочкой свернулись,
Нос – как нарезной батон!

Тот, кто сумеет сделать это, не рассмеявшись, получает приз.

Травоядная акула

В неглубокую емкость (например, в таз) с водой кладутся несколько яблок. Задача участников – достать яблоко из емкости. Дело, казалось бы, нехитрое, да вся штука в том, что достать яблоко нужно зубами.

Шапка-невидимка

Участникам нужно заглянуть в коробку, на которой написано: «Здесь лежит Шапка-невидимка». Открыв коробку, они увидят другую надпись: «Зря стараешься, все равно не увидишь. На то она и невидимка». Желательно расположить этот аттракцион за ширмой, а посетителей впускать строго по одному. Все-таки это вам не что-нибудь, а Шапка-невидимка!

Кстати, приз за участие в этом аттракционе давать не обязательно. Впрочем, еще лучше давать всем участникам символический подарок на память (например, конфетку – в награду за храбрость).

Имя королевы

В этом аттракционе могут одновременно участвовать до 20 и более человек. Перед ними стоит стол, на нем – стул, на котором сидит… кукла. Желательно, чтобы кукла была достаточно эффектна. Рядом с куклой лежит конверт, а в нем листок с именем куклы. Задача участников – отгадать это имя. Ведущий может дать подсказку, например, сказать, что имя совпадает с именем известной певицы или спортсменки. Каждый участник пишет свою версию на листочке, подписывает листочек и отдает его ведущему. Закончив прием листочков, ведущий зачитывает все варианты, а потом раскрывает конверт и объявляет имя куклы. Те, кто сумел угадать имя, получают приз.

Белое лицо

В неглубокую миску или в тарелку насыпается мука. Туда же кладется карандаш. Задача участников – взять карандаш зубами. Не забудьте сфотографировать победителей!

Примечание. Этот конкурс мы проводили несколько раз, всегда получалось смешно и интересно. Но все же следует учитывать возможность попадания муки в дыхательные пути участника и, следовательно, ограничивать участие в аттракционе детей с аллергическими реакциями.

Живые приборы

В эту группу входят аттракционы, в которых требуется без измерительных приборов проделать различные вычисления. В них могут участвовать до 7 человек одновременно. Побеждают те, кто дал наиболее точные ответы.

Секундомер

Участники убирают руки за спину и встают в ряд лицом к ведущему. По команде ведущего: «Старт!» они начинают отсчет времени. После команды: «Стоп!» объявляют, сколько прошло секунд. Ведущий, разумеется, пользуется секундомером.

Сколько воды?

Ведущий показывает участникам стеклянную банку, частично наполненную водой, и предлагает на глаз определить объем воды. Правильность ответов ведущий проверяет с помощью мерного стаканчика.

Термометр

Ведущий предлагает участникам на ощупь определить температуру воды в стеклянном сосуде. После ответов участников ведущий измеряет температуру воды термометром и награждает участников. Затем он сливает часть воды и заменяет ее более теплой (или, наоборот, более холодной). После этого игра повторяется.

Книгочеи

Вариант 1

Ведущий показывает участникам толстую книгу, между листами которой заложена закладка, и предлагает определить, на какой странице она находится. Побеждает тот, чей ответ будет ближе к истине.

Вариант 2

Ведущий показывает разные книги и просит отгадать, сколько в них страниц.

Самые точные весы

Ведущий предлагает определить вес различных предметов. Ребята берут предмет и «взвешивают» его рукой. Когда все желающие назовут свои версии, ведущий взвешивает предмет на весах и объявляет его истинный вес.

Глаз – алмаз

У ведущего есть рейки или другие аналогичные предметы. Пригласив несколько участников, он берет одну из реек и предлагает на глаз определить ее длину (в сантиметрах). Все называют свои версии, затем ведущий достает рулетку и измеряет предмет.

Конкурс банкиров

На поднос кладутся деньги – монеты разного достоинства (допускается добавление нескольких купюр). Ведущий какое-то время показывает поднос участникам, а затем накрывает его. Задача – определить сумму.

Сколько палочек?

Ведущий кладет на поднос несколько десятков спичек, заранее их пересчитав, а затем предлагает участникам на глаз определить их количество.

Творческие аттракционы

Для участия в аттракционах этого типа предлагаются разные творческие задания. Требования к заданиям – конкретность и лаконизм, возможность выполнить их за ограниченное время (от 2 до 5 минут). Обычно призы получают все участники творческих конкурсов, но особо отличившихся ребят можно наградить специальными призами.

Конкурс художников

Вариант 1

Всем участникам раздаются листы бумаги, на которых изображена какая-либо фигура (одна и та же на всех листах). Задача – «дорисовать» эту фигуру до картины. Темы картин оговариваются заранее. По истечении заданного времени картины собираются и оцениваются. После награждения художников картинами можно украсить школьные помещения.

Вариант 2

Участникам нужно нарисовать карикатуры на тему, связанную с праздником. Задание непростое, на его выполнение требуется не менее 5 минут.

Конкурс поэтов

Вариант 1

Участникам предлагается первая строка стихотворения. Задача – за ограниченное время (например, 3 минуты) придумать вторую строку. Приветствуется юмор, оригинальность и точность рифмы получившегося стихотворения. Если, например, первая строка звучит «Жил да был один король», то продолжения могут быть такими: «Позабыл он свою роль…, Как поэт он полный ноль…, Это Штирлица пароль…, С детства не любил он соль…» и т.д.

Вариант 2

Участникам предлагается завершить частушку. Содержание частушек можно связывать с тематикой праздника. Например, на Масленицу начало частушки может быть таким: «Ах ты, блин, ты мой блинок, до чего ж румяный!».

Вариант 3

С помощью старой доброй игры «Буриме» тоже можно организовать увлекательный аттракцион. Участники аттракциона получают 2 пары рифмующихся слов. Задача – сочинить стихотворение с этими рифмами.

Спортивные аттракционы

Эта группа аттракционов предполагает наличие значительного свободного пространства, поэтому их лучше проводить в спортивном зале. Участники должны быть в спортивной форме (по крайней мере, в спортивной обуви).

Веселый баскетбол

Ведущий предлагает участникам забросить баскетбольный мяч в кольцо. Вариантов этого задания может быть очень много. Например: забросить мяч нужно, стоя спиной к щиту; забросить мяч в прыжке (ноги не должны касаться пола); забросить мяч из положения сидя (на полу или на стуле); забросить мяч с большого расстояния; как можно больше раз попасть в кольцо за 30 секунд и т.д.

Бомбардир

Участник встает в нескольких метрах от ворот. Перед ним кладется футбольный мяч. Затем ведущий завязывает участнику глаза и предлагает забить мяч в ворота, ударив по нему ногой. Другой вариант – нужно забить мяч, стоя спиной к воротам.

Тройной прыжок

Участники встают на одну линию и по команде ведущего делают по три прыжка вперед. Побеждают те, кто «улетит» дальше всех.

Мастера скакалки

Ведущий предлагает участникам выполнить различные упражнения со скакалкой, например, несколько раз подряд совершить сложный прыжок или прыгнуть как можно больше раз за определенное время (30–40 секунд).

Аттракционы – эстафеты

Многие спортивные эстафеты тоже можно превратить в аттракционы. Содержание их одинаково: двое или больше ребят получают одинаковое задание, связанное со скоростным перемещением (часто с одновременным переносом различных предметов). Все участники стартуют одновременно. Победители получают призы.

TopList