Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №23/2008

Архив

Материалы. Самоопределение

Из всех праздников, которые «испокон веков» организуются сначала в детских садах, а затем и в школах, наверное, самый желанный, трогательный и загадочный для малышей – праздник Новогодней Елки. То, что страстно ожидаемая встреча ребенка с Дедом Морозом и Снегурочкой сначала происходит в стенах учебного заведения, а затем продолжается дома, в гостях и т.п., превращается в устойчивую традицию.

Елена Колосова

Обманчивая простота праздника

Культурные истоки новогоднего действа

Огорчения вместо веселья

Организационное «таинство» праздника Новогодней Елки подчас представляется взрослым весьма прозрачным и незымысловатым. Однако ни для кого не секрет, что младшие школьники зачастую испытывают смешанные, противоречивые чувства по отношению к данному мероприятию – не радости, а, скорее, неловкости. Сталкиваясь с детским разочарованием и искренним огорчением, родители и педагоги склонны приписывать их неблагодарности, эмоциональной закрытости, черствости ребят или обвинять молодое поколение в некоторой пресыщенности по части развлечений. Однако, на наш взгляд, яркое в эмоционально-оценочном плане отношение детей к празднику и есть в итоге тот базовый критерий, на который необходимо ориентироваться взрослым.

В первую очередь, необходимо честно признать, что праздник Новогодней Елки – одно из самых сложных культурных явлений в сфере детского досуга.

Казалось бы, каждый взрослый отчетливо представляет общую канву такого праздника. В просторном, сказочно украшенном помещении устанавливается елка с новогодними игрушками. В специально оговоренное время после сигнала, например, звучащей музыки, в комнату заходят дети. Их встречают ведущие программы, чаще всего – сказочные герои. Ведущие выстраивают детей в круг, вовлекают в конкурсы, игры. Предлагают спеть, станцевать, прочитать стихи. Водят хороводы. Непременно коллективно скандируют: «Елочка, гори!», а также приглашают запаздывающего Дедушку Мороза. Появившись, он дарит детям подарки.

Тем не менее, эта простота и внешняя логичность происходящего коварна и обманчива. Внутреннее устройство праздника новогодней Елки невероятно сложное и запутанное. Это своего рода «волшебный клубок», в котором сплелись, перекрутились и окончательно запутались технические достижения нового времени и древнейшие языческие обряды, дерзкие нововведения и буквальное, слепое следование традиции.

Вспомним, что вызывает у детей ощущение неловкости, иногда – фальши, какой-то несуразности происходящего:

• Уже со второго класса ребята, как правило, категорически отказываются водить хороводы и искренне недоумевают, для чего это нужно?

• Малыши, пришедшие в карнавальных костюмах, и их мамы, вложившие в этот элемент подготовки столько ресурсов: времени, сил и труда, – обижаются на то, что наряд практически проигноривали.

• Деда Мороза и его волшебных помощников обвиняют в неискренности и лицемерии: просили прочитать стихотворение, а всех выслушать не успели, не смогли, не захотели.

• Ребенок сидел или стоял в неудобном месте общего круга, откуда мало что видно. И ожесточенный конфликт добра и зла закономерно вспыхивал и разгорался не между коварной фольклорной нечистью и доблестной командой Деда Мороза, а между вскакивающими со своего места детьми – нарушителями дисциплины и ее поборниками – педагогами...

• Случалось, что сама красавица-елка, расположенная в центре, загораживала от ребят-зрителей разворачивающееся действо.

• Ребенок был чутким и благодарным зрителем: он очарован увиденным спектаклем, еще находится во власти сложного эмоционального состояния, а его уже вовлекают в энергичные групповые игрища, тормошат, торопят, требуют активности. В итоге – разочарование от «несбывшихся планов», невыполненной программы у организаторов, капризы и обиды – у детей.

Хоровод вокруг елки

В чем же причина таких огорчений? Повторим, необходимо разобраться в устройстве детского праздника. За каждым из компонентов, составляющих сюжет празднования «Елки», просвечивает целостная культурная традиция. Например, откуда пришел «оживленный хоровод вокруг елки», о непременном присутствии которого упоминается в методических сборниках уже с XIX века, в воспоминаниях А.Н.Толстого и т.д.

Возле елки в Новый год
Водим, водим хоровод –

припев, который рекомендуется к применению в педагогических изданиях 1948 и 1953 годов. «Проблемы» с восприятием хоровода характерны не только для современных детей. В мемуарах А.И. Куприна читаем: «Старшим никак не удавалось собрать детей в хоровод вокруг елки». А.А. Мариенгоф, рассказывая о детских праздниках в Пензе в 1900-х, признается: «Уже в пять лет эта игра казалось мне скучной и глупой. Тем не менее, я скакал, пел и хлопал в ладоши. Что это было? Лицемерие? Нет. Похвальное желание доставить удовольствие маме, которая затратила столько сил, чтобы порадовать меня».

В то же время опыт сложившегося, удачного хоровода – это опыт мощнейшего энергетического потрясения, «подключения» к коллективной психической энергии. Участник такого действа – совместного «приплясывания», «прихлопывания», произнесения слов в едином ритме начинает ощущать невероятный прилив сил, оптимизма, легкости и решительности. Происходит в некотором смысле позитивное эмоциональное заражение. И этот эффект хоровода был замечен в глубокой, еще дохристианской, древности. Подобные хороводы были призваны настроить участников на серьезную схватку с хищным зверем, морально подготовить к битве с врагом. У некоторых племен Африки, Полинезии «хоровод» как заданное движение по кругу с песнями и плясками до настоящего момента являются актуальным элементом культуры, правда, не в сфере детского досуга, а в мире профессиональных специализаций – подготовки охотников и воинов.

Таким образом, хоровод в современной «елочной» культуре, в сущности, выполняет ту же, пусть и облегченную, роль: его цель – поднять настроение детей, зарядить их бодростью с определенной долей эйфории. И достичь этого можно, соблюдая ряд условий. Настоящий хоровод не терпит спешки – на него должно быть отведено достаточно времени. Он требует обязательного соблюдения физической дистанции между участниками, не выносит отсутствия ритма. Здесь необходим опытный взрослый, помогающий детям и сам полностью включенный в процесс. Немыслимо представить себе, допустим, шамана, который отошел от танцующих, вальяжно позвякивает бубном и малохольно повторяет: «Веселей, ребята, веселей!». Увы, на детских праздниках услышать такое – не редкость.

Конфликт культурных традиций

Обычай наряжаться в костюмы сказочных персонажей – тоже подарок языческих времен: популярные народные игры в ряженых. Европейская культура маскарада – одна из любимых забав аристократии и королевских дворов с эпохи Возрождения – непростая знаковая система, обладающая набором правил, этикетных моментов и присущих этой сфере игр. То есть новогодний конкурс костюмов генетически связан с глубокими культурными традициями и требует отдельного внимания организаторов. С точки зрения создания соответствующего настроения у всей группы, корректного рапределения времени действа в специально приготовленных костюмах должны быть либо все участники, либо никто из них. Возможно, для замысла программы вполне достаточно, чтобы ребята пришли в красивой, праздничной одежде.

Если такой конкурс все-таки задумывается, нужно обязательно предусмотреть, где дети смогут спокойно переодеться, если это необходимо, нанести грим. И, конечно, эстетический момент: готовы ли мы встретиться и «работать» в одной компании с традиционными «снежинками», «котами в сапогах» и героями современных комиксов, подчас весьма далеких от мира детства, добра и красоты в нашем понимании?

Конкурсы, загадки, многочисленные привычные нам аттракционы, – например, кукольные спектакли – принадлежат средневековой европейской ярмарке. На ярмарке того времени кипела самая настоящая насыщенная жизнь: карусели, демонстрация диковинных зверей, представления акробатов. Отпочковавшись, многие развлечения исчезли, иные продолжают жить и развиваться в пространстве детского праздника.

Другой пласт связан с культурой дворянских семей XIX века, где были приняты домашние концерты для взрослых и детей. Взрослые музицировали, разыгрывали шарады, фанты, а дети читали стихи, готовили номера в надежде получить подарки. (Любопытно, что празднование новогодней елки в одно время стало настолько популярным, что в некоторых семьях устраивалась целая серия праздников: в том числе елки для взрослых и даже специальные елки для собак (по сведениям 1874 года). Последние причуды резко порицались на страницах прогрессивной печати.)

Театрализованное представление как часть новогоднего празднования теснейшим образом связано с христианскими рождественскими спектаклями. Подбирались соответствующие темы и образы: ясли с новорожденным Иисусом; Иосиф и Мария; волхвы, одаривающие младенца. Эта традиция оказалась так сильна, что, претерпев изменения, пережила даже годы жесточайшего запрета и гонения Новогодней Елки и антирождественской кампании в 20-х годах XX века. Уже в 1935 году лесная красавица реабилитирована, и вместо прежнего центрального образа появился Мальчик Новый Год, а его «опекунами» становятся Дед Мороз и Снегурочка.

Таким образом, любимый детский праздник опирается на самые разные культурные традиции. Если бы мы рисовали генеологическое древо этого явления, то его корневая система была бы весьма и весьма обширна. Его предками в равной степени являются и языческие пляски вокруг пламени, и религиозные спектакли-мистерии, и ярмарочные забавы, и дворянские домашние концерты, и традиционные деревенские гуляния. В таком богатстве и культурном разнообразии «родственных связей» таится оборотная сторона: внутренняя несовместимость большинства элементов! И дети это безошибочно ощущают. Погружаясь в немыслимую мешанину из хороводов и конкурсов, фрагментов спектаклей и маскарада, чтения стихов, концертных номеров разных жанров и подвижных игр, поневоле задаешься вопросом, как герой И.А. Гончарова: «Кто сюда навалил и наставил все это?».

Как не испортить праздник

Каждый элемент традиционной детской елки требует полноценного восприятия и «технологической» поддержки: предполагается участие коллективное или индивидуальное? Дети и взрослые должны сидеть или стоять? Потребуется работа над зрительской культурой или активное, буквально физическое вовлечение?

Задача взрослых – организовать как можно более плавные «переходы» от одного вида деятельности к другому. Конфликты и детские обиды возникают, как правило, при резких скачках, неожиданных перестроениях: только что играли с Лисой в ручеек, и тут же бежим на конкурс чтецов, после которого нас ждет спектакль, а на десерт – хоровод с подвижными играми.

Проводим праздник только в специально оформленном помещении: все, что потенциально может отвлечь детей (например, гимнастические снаряды в спортзале или красочные стенды с симпатичными зверюшками в кабинете биологии), переключить их нестойкое внимание, – с глаз долой!

Этот праздник – отнюдь не пассивное зрелище. Ребенку необходимо проявлять себя: соревноваться, побеждать, играть. Конкурсы и зарабатывание призов – важнейшая часть программы.

Кроме того, нелепо заставлять детей весь праздник стоять в одном месте. Физиологическая норма – 5–7 минут.

Движение, в свою очередь, должно быть свободным, то есть максимальное количество участников необходимо предусмотреть заранее. Методический прием: на месте, где будут стоять дети, провести линию мелом либо положить ленту достаточной длины. Измерим эту линию и разделим на 60 см: опыт показывает, что в среднем столько места понадобится ребенку (не слишком упитанному), чтобы ощущать себя комфортно.

Нет стереотипам! Елка не обязательно должна находиться в центре зала. Самое важное, чтобы всем детям с каждого места зала было видно и доступно происходящее. А для привычного хоровода можно специально заключить елку «в кольцо». (Кстати, существует забавная традиция подвешивать елку... к потолку. Так называемые инвертированные (то есть перевернутые) образы древа мирового упоминаются еще в «Кадха-Упанишаде», памятнике древнеиндийской литературе. Свисающую верхушкой вниз елку можно увидеть на немецких гравюрах XVI–XVII веков. В новое время известны такие елочные «конфигурации» у футуристов, а также в землянках в 1915 году – так, по свидетельству журнала «Нива», русские солдаты встречали Рождество.)

Не стоит вводить в программу праздника слишком много героев-ведущих. В то же время на хрупкие плечи Деда Мороза и Снегурочки не должна возлагаться неоправданно тяжелая ноша! Помощники чаще всего необходимы, ведь нужно быть и исполнителем роли, и организатором игр, и судьей конкурсов, и дарителем подарков.

По возможности отказаться от использования сложной техники и не ставить в зависимость от нее течение праздника. Если голос Снегурочки в микрофоне будет «хрюкать», а Дед Мороз запутается в проводе, смех детей, увы, не спасет ситуацию и не поднимет настроения. С другой стороны, сторицей воздастся и взрослым, и детям работа над техникой речи и уместной громкостью голоса.

При всех организационных трудностях и «подводных камнях» праздник новогодней елки остается необыкновенно притягательным для маленьких и взрослых. Он действительно дарит уникальную атмосферу: запах хвои и цитрусовых, предвкушение беззаботного веселья и очаровательной открытости, доверчивости всех участников, возможности попробовать нечто новое, выиграть, со-творить. Мы желаем вам подарить детям настоящий праздник со-творчества и самим получить от него истинное удовольствие.

TopList