Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №23/2008

Архив

Идеи. Внеклассное мероприятие

Предлагаемая схема подготовки праздничных мероприятий подходит для любого возраста (от начальной школы до старшего звена) и применима к самым разным праздникам.
Ее главная ценность не в завершенном сценарии, который можно использовать при подготовке к мероприятию. Из опыта автора становится понятно, как можно организовать ребят и их родителей для совместной деятельности, чтобы праздник получился общим «произведением искусства».

Анна Евсина ,
председатель Международного культурного института «Ключ»

Новогодние сюрпризы

Опыт коллективного творчества

Месяц звонкий и рогатый
С неба звезды сгреб лопатой.
Новый год, Новый год,
Нынче все наоборот!

(Владислав Крапивин.
«Острова и капитаны»)

 

 

Пора генерировать идеи

«Готовь сани летом». Вчера в супермаркете обнаружила на полках шоколадных Дедов Морозов или Санта Клаусов. Действительно, пора подумать о новогодних сюрпризах, позаботиться о праздничном настроении и подарках. Я представила, как завтра же предложу на классном часе начать подготовку к Новому году, и сама тут же задумалась: и дальше что? На следующий день события развивались следующим образом.

На классном часе я рассказала ученикам о супермаркете, Санта Клаусах и в ожидании реакции детей напряглась. И не зря. Скептики сразу же окатили холодной водичкой: «Ну, вот еще, рано об этом думать, да и что думать-то – будет, как всегда: дискотека в школе, ну, может, маски сделаем. Петрова с Васечкиным пусть песню споют про елку». Безразличные вообще промолчали, и только Петрова огрызнулась: «Сами пойте! И, правда, пора что-то придумать, а то потом и времени не будет к концу полугодия».

Наступила пауза, мой энтузиазм слегка угас, но я не сдавалась: «У меня есть идея!» Никто не отреагировал, и я уже менее бодрым голосом продолжила: «Давайте сделаем новогодний спектакль, покажем его в школе, а сначала в классе – для себя и родителей, еще и друзей и родственников можно позвать. Представьте себе, во-первых, костюмы сделаем к спектаклю, декорации, музыку подберем, роли распределим». Но народ безмолвствовал. Я проснулась от этой ужасной тишины – сегодня же воскресенье! Кошмарный сон. И… у меня впереди есть целый день!

За завтраком я объявила семье: «У меня проблема с Новым годом». Сын сказал: «Если хочешь знать мое мнение, собери девичник, вы всегда все проблемы так решаете, – вдруг поможет?». Как ни странно, его совет был то, что надо! Я «села» на телефон. А через час мы уже разливали по чашкам чай, сокрушаясь над диетами, пробовали пирожные, и подруги еле сдерживались, чтобы не приступить с расспросами: «Что случилось?».

Наконец, я сказала: «Скоро Новый год!».

«Как скоро? – удивилась Маруся, – еще два месяца впереди!»

Я поделилась своими мыслями, даже сон пересказала в деталях, и, не давая Наташе возможности мне этот сон объяснить, сказала: «Девочки, мне нужны ваши идеи. Представьте, что мой класс – это вы все и ваши семьи. Даю всем 10 минут на обдумывание, задание: нужен совет, как организовать детей на подготовку, как сделать сюрпризы, как всех увлечь».

В понедельник на двери кабинета литературы (урок был первым для моего класса) висело объявление «Просьба: Петровой, Васечкину, Иванкиной, Подкопаеву и Смирнову подойти на переменке к классному руководителю по очень важному делу». Подошедшие ко мне были не одни: Петрова прихватила с собой для компании Лизу Маркину, а за Смирновым увязались Сыроежкин с Дымовым. Сначала я хотела их отправить, но потом передумала и сказала: «Ладно, раз уж пришли, оставайтесь, но поклянитесь, что никому не расскажете, что мы обсуждали!». После клятвы, я продолжила (опускаем подробности).

Мы разработали план действий

Так «тайная» группа стала Советом дела по подготовке новогодней программы. Каждый член Cовета дела по схеме «симпатии» набирает себе группу. На общем сборе все группы выдвигают свои идеи и предложения, лучшие из них включаются в программу. Задача: разработать вместе программу и план подготовки, график выполнения, распределить поручения, задания по группам.

Раз в неделю Совет дела собирается вместе со мной, чтобы увидеть, что уже сделано каждой группой для праздника.

Порядок подготовки праздника

1. Выбрать интересный сценарий спектакля-представления (в библиотеке, в Интернете…). Затем каждая группа защищает свой сценарий. Чей будет признан лучшим, тот и ставим.

2. Совет дела проводит кастинг режиссеров, актеров, художников-декораторов и художников по костюмам, звукорежиссеров, осветителей.

3. Первый месяц все работают на спектакль: сценарий, декорации, костюмы, репетиции.

4. В следующем месяце, когда все готово, на спектакле только труппа, а остальные снова работают по группам:

• одна готовит конкурсы;

• вторая – сюрпризы;

• третья – новогодние поздравления родителям и учителям;

• четвертая – идет в подшефный 2-й класс и помогает им разучить новогодние песни, стихи, танцы и игры;

• пятая – организует мастерскую Деда Мороза (вырезает снежинки, рисует веселые лозунги, гирлянды, приглашает на мастерскую второклассников – поучиться, а Марину Васильевну из Дома творчества (Машину маму) – в качестве мастера);

• шестая – ответственная за новогоднюю газету;

• седьмая рисует приглашения всем семьям на праздник, учителям класса, подшефным, друзьям класса, номерки для лотереи;

• восьмая, хозяйственная,– отвечает за елку и буфет.

Групп много, и поэтому все оказались при деле – хотя бы маленькое поручение, но у каждого был свой вклад. К тому же подключились семьи, им тоже дали задания.

i5. Представители групп регулярно собираются на Совет дела и обсуждают общие проблемы, а также докладывают, как идет подготовка в группах (в общих чертах). Каждая группа последний месяц работает втайне от других, и только 26 декабря после обеда, когда мы начнем, – вот тогда все увидят, что получилось.

6. Совет дела с моей помощью расписывает праздничный день – сценарный план, уточняет программу дня, объявляет готовность и вывешивает на доске в классе главную информацию.

На мое счастье, в классе 6–7 родителей еще активны и имеют свободное время, среди них даже два папы. Один руководит теперь рабочими сцены (декорации, свет) а второй – с Дымовым и Смирновым – подбирает музыку к спектаклю и танцам и готовит аппаратуру. Бабушке Васечкина предложили быть соредактором новогодней газеты (она отвечает за материалы для родителей). Ее энергии хватит даже на журнал, но нам нужна газета! Газета – сюрприз. Все вообще будет сюрпризом.

Что из этого получилось

Все шло точно по плану: Света и Оля были помощниками режиссера по программе и хорошо контролировали день в соответствии с программой. Петрова была помощником режиссера на спектакле (она потом сказала, что ей нравится эта работа, особенно говорить перед началом в микрофон: «Пожалуйста, выключите свои мобильные телефоны во время спектакля!»).

Режиссером была я (хотя и непрофессиональным, но я иногда звонила в театр А.Н. – посоветоваться).

Снежинок и гирлянд вырезали столько, что хватило нам, подшефным и еще в детский сад отнесли!

Газета была на 5 листов ватмана, – ее повесили в вестибюле, чтобы она создавала настроение всей школе.

Все оформили 25 декабря вечером. Оформляли «хозяйственная» группа и мастерская Деда Мороза. Машина мама, бабушка Васечкина и оба папы тоже пришли после работы, чтобы помочь с оформлением, а труппу и ведущих праздника отправили домой: надо отдохнуть перед завтрашним спектаклем.

26 декабря в 15.30 уже стали собираться и ученики с родителями, и приглашенные гости. Веселая новогодняя музыка создавала с порога хорошее настроение. При входе каждый гость получал номерок – это было место в зале и номер для участия в лотерее (один дежурный отвечал за рассадку в зале).

16.00. Спектакль «12 месяцев».

16.45. Общий хоровод, зажигаем елку, приходят Дед Мороз и Снегурочка (а куда ж без них!).

17.00. Игры, танцы, конкурсы, лотерея, сюрпризы.

17.30. Малышей с родителями провожаем домой. Для нашего класса праздник продолжается.

18.30. Волшебный круг: в классе у маленькой елочки по очереди собираются все – дети и родители. Каждая семья принесла новогоднюю свечу. В 18 часов Кот Бегемот раздает листочки с предсказаниями будущего (умные и веселые высказывания великих людей). На них также написано о том, что в 18.30 надо тихо и незаметно зайти в класс…

Свечи расставлены по кругу возле елочки (нет парт, стулья по кругу). С приходом семьи зажигается одна свеча. И вот все в классе. Трепещут огоньки пламени, отражаются в звездах, шарах и гирляндах. Звучит волшебная мелодия «Щелкунчика». Сюрпризная группа начинает «огонек» стихотворением, предлагает всем по кругу сказать пожелания к Новому году (можно помечтать вместе или просто сказать друг другу «спасибо» за праздник). Затем мы поем под гитару «Диалог у новогодней елки» и «Зимнюю сказку», а потом каждая семья по очереди гасит свою свечу и прощается с остальными… При выходе дежурные раздают всем маленькие подарки-сюрпризы (диск с фотографиями и видео, сделанными в период подготовки, в конверте, обклеенном цветными снежинками) и анкету.

Обсуждение впечатлений

На следующий день все снова собираемся в классе. Сначала по группам делаем уборку: у каждой группы – свой участок (не хотелось вчера лишаться романтического настроения, поэтому уборку отложили на другой день). Потом зачитываем выводы, сделанные аналитической группой на основе анкет, принесенных из дома:

1. Выступление «аналитиков».

2. Обсуждение доклада в группах.

3. Мнение групп (что больше всего понравилось, что получилось, а что – нет, что надо учесть на будущее).

4. Итог обсуждения (в принципе, уже не был неожиданным!): «Давайте в новом полугодии сделаем еще один тайный Совет дела!», «А какой?», «А кто будет его выбирать?», «Это тоже сюрприз?»…

«Давайте сделаем так, – порадовавшись энтузиазму, сказала я. – Если вам нравится Совет дела, мы теперь поступим наоборот: разобьемся на новые группы – это уже сюрприз, и каждая группа направит одного человека в Совет дела. Конечно, вместе с идеями Большого сюрприза».

Но это уже другая история.

Полезные советы

Эта схема подготовки праздника подходит для любого возраста. Роль классного руководителя в значительной мере зависит от сплоченности и организованности класса и родителей. Главное: четкая программа действий, слаженная работа Совета дела, работа всех групп на втором этапе – тайная! У каждого есть поручение, за которое он отвечает перед своей группой. Нет свободных родителей – привлекаем бабушек, дедушек, знакомых. Сценарии, стихи и прочее наверняка есть в вашем архиве. Принесите все это в библиотеку и договоритесь с библиотекарем о консультациях для групп. Если класс младший, можно попросить старшеклассников, у которых преподаем, о помощи для каждой группы.

Процесс подготовки будет вспоминаться больше, чем праздник, и это справедливо, поэтому сюрпризная группа и приготовила фото и видео рабочего периода. И, конечно, вы уже догадались, каким оказался главный сюрприз празднования Нового года: в таком развлекательном деле всем нашлось место. Всех объединила не только общая идея праздника для себя, но и радость от заботы о других: одноклассниках, родителях, друзьях, подшефных. Совет дела отнимает силы и время, но дает то, чего порой добиваешься годами, – сообщество детей и взрослых, объединенное коллективным творчеством.

Разбивка на группы может проходить по симпатиям: приглашаем лидеров (по количеству необходимых групп), они выбирают каждый себе одного человека в группу, затем тот, кого выбрали, выбирает сам, и так далее.

Анкета состоит из нескольких вопросов:

• Что вам понравилось в программе праздника (ранжировать по списку)?

• С какими проблемами и трудностями вы столкнулись при подготовке?

• Хотели бы еще участвовать в подготовке и проведении творческой программы в классе?

TopList