Специальный выпуск
Советы специалиста
Екатерина Александрова ,
доктор педагогических наук, г.Саратов
доктор педагогических наук, г.Саратов
Тьюторское сопровождение
Как поддержать ребенка, потерявшего родных или знакомых
В своей практике тьютору приходится сталкиваться с разными случаями, когда понятие «смерть» для учеников перестает быть некоей абстракцией. Умирают родные люди, друзья, домашние любимцы… Тьютор об этом узнает или сразу, или наутро в школе. В любом случае его сиюминутная реакция и последующие действия очень и очень значимы для ребенка и, что немаловажно, для других учеников класса, которые внимательно наблюдают за происходящим, растерянно пытаясь постичь пока не познанные эмоции.
Каждый случай индивидуален, и многое зависит от возраста детей. Но, как показывает опыт, существуют и некие закономерности, знание которых помогает тьютору поддержать ребенка, и педагогические приемы, которые в большинстве случаев эффективны.
Закономерности
Например, мы обратили внимание, что чем младше ребенок, тем больше он ищет ответы на вопросы: а что, собственно, произошло? Смерть – это что? Это как? И что теперь будет со мной, изменится в моей жизни? Для тьютора такой момент может стать поводом для осторожного разговора со всем классом о конечности земного пути и ценности Жизни.
В подростковом возрасте ученики (да и некоторые старшеклассники) внешне демонстрируют некий цинизм и неверие в авторитет взрослого. Кроме того, многим подросткам свойственна ложная уверенность «справиться со всем одной левой», гиперболизированное «Я сам!», «Я творец собственной биографии». И вот за этой бравадой, цинизмом скрывается глубокая душевная боль уже ощущаемой ими потери, отягощенной пониманием собственной беспомощности что-либо изменить. Мало того, происходит и потеря веры в могущество родных и взрослых:«не смогли помочь, оживить, да что они вообще могут и понимают в жизни!» В этом случае тьюторское сопровождение уже не должно принимать «массовый» характер. Микрогрупповые беседы принесут больше пользы. Почему не индивидуальные консультации? Никто не призывает не говорить по душам. Это полезно в любом возрасте. Но, повторим, ребята из класса всегда настороженно следят за происходящим, поэтому важно, чтобы они тоже извлекли из этого некий культурный опыт. Общеклассный же, простите за тавтологию, классный час для подростков в этой ситуации принесет только вред. Дети в этом возрасте уже понимают, что некоторые эмоциональные процессы имеют интимный характер, понимают и отстаивают свое право на личное эмоциональное пространство.
Старшеклассники, уже почувствовавшие собственные силы и верящие в то, что «если бы они были вовремя рядом, то...», – могут потерять веру в себя. Это и определяет основную в данном случае тактику тьюторского сопровождения – индивидуальное консультирование. Однако и микрогрупповые беседы тоже могут оказать позитивное влияние на состояние школьника.
Еще раз повторим – это общие закономерности, причем свойственные детям из социально благополучных семей.
Приемы тьюторского сопровождения
Вообще, что такое педагогическое сопровождение? Это такая педагогическая деятельность, суть которой заключается:
• во-первых, в том, что тьютор помогает ребенку понять и принять личностно и социально приемлемые способы жизнедеятельности, разрешения проблемных ситуаций;
• во-вторых, что особенно для нас важно в связи с обсуждаемой темой, – в его готовности адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и/или окружающих его людей, на его прямой или косвенный запрос о помощи и поддержке.
Следовательно, тьюторское сопровождение должно основываться на идеях понимающей педагогики и носить как ретроспективный, так и проективный характер. Отсюда – две составляющие тьюторского сопровождения.
Герменевтическая составляющая тьюторского сопровождения заключается в понимании педагогом и ребенком эмоционального состояния друг друга, искренней включенности в проблему и готовность к ее конструктивному разрешению (или к оказанию помощи и поддержки). Это становится возможным с помощью общения с ребенком. Мы можем организовать ситуацию непосредственного диалога с учеником, при котором для речи учителя характерны фразы, не содержащие подтекст; и опосредованного общения – к месту произнести афоризм, пословицу, поговорку, фразу из песни, фильма и т.п. В последнем случае нам необходимо убедиться, что смысл сказанного точно ясен обеим сторонам.
Временная составляющая тьюторского сопровождения заключается в опережающей события деятельности: ученикам предоставляется «информация для размышления» до того, как у них возникла проблемная/стрессовая ситуация, и они успевают мысленно разработать, спроектировать варианты ее разрешения. В контексте нашей статьи своевременное сопровождение осуществляется с того момента, как тьютор узнает о случившемся несчастье. Единовременное сопровождение возможно только в том случае, если мы будет уверены, что ученик в состоянии пережить происшедшее, что его эмоциональных сил достаточно, чтобы жить дальше. Чаще в этих случаях практикуется пролонгированное сопровождение. Пережить смерть родного или знакомого человека тяжко взрослому, а уж ребенку – и подавно, поэтому тьютор должен быть готов к длительной работе, постоянному наблюдению и перманентной готовности к взаимодействию.
Дискретное сопровождение оказывается не от случая к случаю, как это может показаться из названия (то есть когда тьютор вспомнил, что надо поработать в этом направлении), а время от времени, когда он четко уверен в необходимости встречи, разговора или другого способа общения с учеником.
Ситуации тьюторского сопровождения
Ситуация 1. Смерть близких (кого-то из семьи).
1. Быть рядом. Это не означает, что мы должны физически быть рядом с ребенком. Но необходимо сделать так, чтобы он знал, что мы готовы придти к нему и поговорить с ним в любое время.
Обратите внимание: это педагогическое действие должно иметь превентивный характер. Степень доверия ребенка к классному руководителю формируется не сиюминутно. Грош цена тьютору, сотовый телефон которого ребенок узнает в критической ситуации. Доверие создается до того.
2. Обратиться к его другу с просьбой, чтобы тот действительно побыл рядом. Тем самым мы обеспечим необходимый ребенку физический контакт, кинестетические ощущения поддержки, реальную «руку помощи», за которую можно крепко уцепиться, которую можно сжать и которая успокоительно погладит и сочувственно сожмет пальцы. Тактильные ощущения – первичны по сравнению с эмоциональными, поэтому ими никак нельзя пренебрегать.
3. Периодически посылать смс-сообщения, причем не со словами поддержки, а с бытовыми конкретными – «сделал ли ты..?», «готово ли..?» (в первые дни после трагедии) и косвенными учебными вопросами: «не помню начало стихотворения “…”, подскажи!» (Через 2–3 дня.)
4. Загрузить ребенка общественными поручениями, работой над проектом. То есть отвлечь, переключить его внимание. Например, ненавязчиво предложить посмотреть фильм, прочитать книгу. Причем это должно иметь не адресный характер, а, опять же, косвенный. Предположим, принести детям несколько видеокассет, содержащих фильмы по одной этической проблеме (не связанной с сутью трагедии!), или же книги, раздать их ребятам, якобы, в случайном порядке. Назначить ребенка и его друга (не надо особо акцентировать внимание класса на персоналии) организовать затем обмен книгами и видеокассетами. Это задание кропотливого характера, и оно поможет сконцентрировать внимание ребенка на процессе отслеживания «движения» книг и кассет среди учеников.
5. Примерно через 2–3 недели разработать с ребенком план и программу его индивидуального развития с заманчивыми для него перспективами личностного и предкарьерного роста.
6. При необходимости обратиться к администрации школы с просьбой о финансовой помощи семье ребенка, об оформлении различных льгот.
Ситуация 2. Смерть общезнакомого человека (например, учителя или директора), одноклассника или ученика.
1. Банально, но вспомнить этого человека добрыми словами, вспомнить его славные дела и поступки – «мы запомним его таким…».
2. Трудно дать рекомендацию о необходимости классу придти на похороны – этот поступок должен стать результатом выбора каждого из детей. Но, если класс или даже группа детей решились на него, классный руководитель должен пойти с ними. При этом необходимо разъяснить детям национальные и культурные традиции этого ритуала и проследить, чтобы они их придерживались во время траурной церемонии. Желательно, чтобы в процессе разговора классный руководитель пояснял детям смысл этих традиций, чтобы они их выполняли не механистически, а осознанно. Конечно, такие разговоры лучше вести «до того», но опыт показывает, что тема эта для детей остается «до того» – «терра инкогнита»…
2. Через 3–4 дня поговорить со всем классом о Жизни, о том, какой след мы оставляем на земле. Здесь важно не персонализировать этот разговор, не переходить на личности.
3. Если ситуация для всего класса оказалась не просто бедой, но горем, трагедией, то стоит исподволь инициировать участие детей в каком-либо деле, желательно с элементами соревнования с другими классами. Идеально – если найдутся партнеры по работе над совместными проектами из других школ, из других городов и стран.
4. Организовать выезд детей на экскурсию в другой город, путешествие по малым рекам на байдарках, поход в горы и т.п.
Вот пишу текст, а в голове песня звучит – «как легко на гладкой карте стрелку провести. А потом шагать придется через горы и овраги…». Это я не относительно предлагаемой экскурсии, а по поводу советов в целом…
Ситуация 3. Смерть домашнего животного.
Наши зверики – это члены семьи. А уж для ребенка – друг, товарищ и брат в одной мохнатой шкурке. И то, что ребенок не может внимательно слушать уроки, не выучил домашнее задание и просто рыдает на перемене, – вполне понимаемая ситуация.
1. Расспросить ребенка о его любимце – пусть выговорится.
2. Ни в коем случае не советовать ему создать «могилу для питомца» в Интернете на виртуальном кладбище для зверей – была такая практика, ребенок потом не мог оторваться от этой странички, все время ее модернизировал и ни о чем другом слушать не хотел…
3. Организовать встречу детей, которые уже пережили подобную ситуацию. Таким образом ребенок поймет, что он не один столкнулся с подобной трагедией, что у других детей тоже была эта боль в жизни и они справились с ней, пережили – «я не одинок в этой проблеме».
4. Переключить его внимание. Об этом я уже писала выше, но совет универсальный.
5. Порекомендовать родителям приобрести новую зверюшку (вспомните мультфильм «Верните Рекса» – «Союзмультфильм», 1975 г., режиссеры: В.Пекарь, В.Попов).
Внимание! Этот мультфильм надо порекомендовать посмотреть не детям, а родителям!
Ситуация 4. Неудавшийся суицид.
Суицидальные намерения чаще проявляют дети, у которых сформирована депрессивная отрицательная по отношению к себе и другим направленность: «я плохой, и ты плохой».
1. Никоим образом не напоминать о случившемся.
2. Договориться с учителями, что ребенка будут спрашивать только после Вашего на то разрешения. А Вы будете следить за степенью подготовленности ребенка и создавать ему ситуации успешности.
3. Показать ребенку его хорошие стороны (методика «Скажи мне обо мне хорошее»).
4. Организовать беседу с детьми (вне привязки к ситуации) о светлых сторонах Жизни, о перспективах их развития, о том, что «все еще будет».
5. Организовать просмотр и обсуждение жизнеутверждающих фильмов, спектаклей, желательно, комедийного плана.
6. Вовлечь ребенка в Дело, в проект, в спектакль. В последнем случае предложить ему роль, прямо противоположную той, которая его не устраивает в реальной жизни.
7. Увезти его из города. Ради жизни одного ребенка можно запланировать и провести целое путешествие со всем классом или с группой детей.
8. Вести с ребенком график прироста индивидуальной успешности, причем ежедневно!
Ситуация 5. Удавшийся суицид…
Все, что было предложено в предыдущем пункте, следует проделать. И практически все, о чем говорилось при анализе ситуаций 1 и 2. Ведь для кого-то из ребят этот ребенок был близким другом, для кого-то – просто одноклассником… Так что необходимо проделать абсолютно все.
С одним различием: здесь мы работаем и со всем классом, и с малыми группами детей отдельно (близкие друзья, тяжело переживающие трагедию), и индивидуально с детьми, особо близко принявшими это к сердцу.
И дай Бог, чтобы нам не пришлось применить эти советы на практике…