Специальный выпуск
Советы специалиста
Несмотря на все научные
объяснения, смерть человека остается
непостижимой. Страх смерти – это нормальная
реакция, она является глубинным чувством
тревоги. Человек стремится оградить, защитить
себя от мыслей о смерти, и поэтому, когда
сталкивается с потерей близких, это всегда
ошеломление, потрясение. Это изменение картины
мира, собственных жизненных ролей. Чем более
зависим человек от близких, тем труднее будет он
переносить потери. Что же говорить о ребенке,
развитие которого тесно связано со значимыми
взрослыми?
Мы часто сталкиваемся с тем, что потрясенный
ребенок в период утраты окружен оглушенными этой
утратой близкими людьми.
Считается, что потери являются неотъемлемой
частью жизни человека, это процесс естественный,
и в большинстве случаев человек переживает его
без профессиональной помощи. Однако важно всегда
помнить об уязвимости человеческой психики в
периоды потрясений. Очень сильно возрастает роль
пусть не профессиональной помощи, но
обязательной поддержки со стороны окружающих,
так как внутренние ресурсы человека в это время
могут быть парализованы. Если речь идет о
ребенке, столкнувшемся со смертью близкого
человека, то ситуация осложняется еще и тем, что
может произойти серьезный сбой в становлении его
характера, развитии его личности.
Алла Фоминова ,
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород
Когда изменяется мир
Ребенок в ситуации утраты
Горевание взрослого человека отличается от переживаний семи-десятилетнего ребенка, от переживаний подростка. Как помочь горюющему ребенку окружающим взрослым: учителям, друзьям и соседям? Давайте обратим внимание на некоторые аспекты этой проблемы и остановимся на ситуации утраты очень близкого человека, который был непосредственно включен в жизнь ребенка.
Мир ребенка во многом зависит от мира взрослого
В нашей культуре не принято говорить о смерти, а говорить об этом с детьми – тем более, мы достаточно долго прячем от детей существование смерти. Часто не хотим, чтобы ребенок видел смерть домашнего питомца или мертвую птичку на дороге. А когда смерть приходит в семью, то взрослые пытаются оставить ребенка в неведении, насколько это возможно.
И это связано не только с тем, что сама тема эмоционально напряженная, а еще с тем, что природа смерти нами не осмыслена и в этом разговоре с ребенком мы оказываемся не защищенными своими знаниями, опытом. Желая начать разговор о смерти, надо победить в себе страх собственного ее непонимания.
Конечно, главную роль в формировании представления о смерти и отношения к ней играет наличие религиозного воспитания. И взрослому, и ребенку, получившему религиозное воспитание, легче пережить смерть близкого ему человека.
Митрополит Антоний Сурожский писал: «Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, – или, напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример. Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: «Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей». – «Но почему?» – «Они знают, что такое смерть». – «И что же они знают о смерти?» – «На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть». Я сказал, что, если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба – в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: «Так что же случилось с бабушкой?» Я сказал им: «Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло». – «Так она счастлива?» – «Да». И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: «Так вот что такое смерть! Это не страшно!» Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?»
Ошеломленные смертью близкого человека, взрослые хотят оградить ребенка от тяжелых впечатлений похорон. Однако для ребенка может стать намного тяжелее внезапный обрыв связи с близким человеком, а не вид мертвого тела. Обряд похорон – это первый шаг к пониманию реальности утраты.
Особенности переживания смерти
близкого человека
детьми разного возраста
У детей отношение к смерти несколько иное, чем у взрослого человека. По мере взросления у детей происходят изменения в понимании смерти, в подростковом возрасте ребенок осознает смерть в той же мере, что и взрослый человек, однако остаются существенные различия в отношении к смерти и в переживании утраты.
Маленький ребенок (дошкольного возраста) еще не до конца понимает, что значит «навсегда», именно поэтому он еще не может относиться к смерти как к окончательному прекращению жизни. Смерть он воспринимает как разлуку с близким ему человеком, часто с самым дорогим. Так как дети не признают необратимости смерти, то говорят о ней как об отъезде.
Года четыре был я бессмертен.
Года четыре был я беспечен.
Ибо не знал я о будущей смерти,
Ибо не знал я, что век мой не вечен.
С. Маршак
Маленькие дети, по причине недостаточной зрелости, могут даже в день похорон слушать любимую музыку или смотреть какую-либо телепередачу, а взрослые неправильно принимают это за безразличие и жестокосердие…
В младшем школьном возрасте дети начинают смерть олицетворять. Вот самые распространенные высказывания детей 6–10 лет: «Смерть – это скелет. Он очень сильный и может перевернуть корабль»; «Смерть кроется в укромном месте».
Такое олицетворение смерти – защитная реакция против страха, дающая ощущение, что со смертью можно справиться.
Очень важно помнить, что мы обычно обладаем ограниченной способностью выносить острую душевную боль, а у детей эта способность еще ниже. Поэтому в период утраты и у детей младших классов, и у подростков быстро развиваются противоположные мысли и чувства. Дети кажутся неспособными поддерживать процесс длительного горевания, который мы наблюдаем у взрослых. «Разные, в соответствии с возрастом, способы реагирования на утрату часто ведут к конфликтам и недоразумениям в семье. Взрослый … не может понять кажущееся отсутствие чувств у ребенка. Мать, оплакивающая умершего отца, укоряет ребенка, страдающего от сдерживания аффекта, за то, что глаза его остаются сухими» (Вольфенштейн).
Как же в норме ребенок младшего школьного возраста реагируют на горе? Большая часть наблюдений показывает, что дети этого возраста обращаются с вызванными смертью утратами с помощью массивного отрицания, включая отрицание собственных переживаний, и нередко с помощью обращения страдания в его противоположность.
Пожилая женщина обратилась ко мне по вопросу поведения ее девятилетнего внука после похорон дочери. Она взволнована тем, что внук вообще ничего не говорит об умершей маме, вызывающе весел и активен. Несмотря на такое внешнее отрицание важности перенесенной утраты, внутренняя жизнь ребенка может претерпевать значительные изменения, которые могут серьезно повлиять на его дальнейшее развитие. Симптомами того, что с мальчиком не все благополучно, являются его ночные страхи, нежелание спать одному в своей кровати, он не заходит в комнату матери.
Даже если дети внешне не показывают многих явных признаков горя, это не означает, что они его не испытывают. По-видимому, повышенная активность помогает детям заполнить чувство пустоты, возникающее в этот период, но внутреннее напряжение и растерянность проявляются в каких-то особенностях поведения.
В подростковом возрасте происходит изменение отношения к смерти, подросток может постичь значение утраты, уяснить весь смысл и необратимость смерти. Однако зачастую подростки пытаются отрицать сам факт наличия смерти весьма специфическими способами: их поведение часто сопряжено с физическим риском, ребята «играют» со смертью, а, преодолев рискованную ситуацию, воспринимают это как победу над смертью. Такой стиль поведения связан зачастую с остатками детской веры в бессмертие.
Тем не менее, подростков пугает тот тип горевания по поводу смерти близкого человека, который бывает у взрослых. Их внешнее поведение и реакция на утрату значительно отличаются от поведения и реакций скорбящего взрослого. В период утраты близкого человека у подростков могут возникнуть самые разнообразные негативные переживания.
В работе американского психиатра Э.Кюблер-Росс отмечается, что «чувства горя, раскаяния, вины не так далеки от гнева или ярости. Скорбь всегда несет в себе гнев. Поскольку никто из нас не хочет обратить гнев на покойного, эти эмоции часто маскируются или подавляются и служат проявлением скорби или выражаются иначе. Следует помнить, что наша задача – не расценивать подобные чувства как плохие или постыдные, а постараться понять их подлинное происхождение как нечто в высшей степени присущее человеку. Ребенок любит умершего и жаждет его появления, но столь же сильно ненавидит его за свое одиночество». Эти слова не у всех могут вызвать согласие. Часто близкие умершего человека испытывают всепоглощающее чувство вины за что-то, что не сделали для этого человека при жизни. Ощущение своей вины может провоцировать у детей и подростков поиск наказания для себя: известны случаи, когда дети вдруг начинают прогуливать школьные занятия, воровать.
Сложный момент наступает, когда ребенок или подросток начинает искать замену утраченному родителю. Увы, ни родственники, ни учителя, ни даже появление мачехи или отчима не могут в полной мере заменить умерших. Ведь ребенок ищет не просто взрослого человека, а именно те эмоциональные отношения, которые связывали его с умершими близкими.
С наименьшими психологическими проблемами сталкиваются те дети, в семьях которых взрослые как должно относятся к происшедшему трагическому событию: говорят о нем с детьми, не замыкаются в себе и не дают замкнуться в себе ребенку.
Характерные реакции детей и подростков, потерявших близких:
• неспособность поддерживать процесс горевания;
• массивное использование отрицания горя;
• поиск замещающих объектов (это может быть кто-то из родственников, учителей, соседей);
• одновременное (явное или незаметное) образование симптомов и нарастающие искажения характера.
Усиление этих реакций может привести к проявлению патологических симптомов горя: неспособность эмоционально реагировать на смерть близкого человека – «анестезия чувств»; глубокая депрессия, сопровождающаяся бессонницей, напряжением, самобичеванием; развитие болезней психосоматического характера (язвенный колит, астма); неистовая враждебность, направленная против конкретных людей; желание самоизолироваться; суицидальные намерения.
Для взрослого смерть близкого родственника часто становится травмирующим событием. Для ребенка смерть близкого родственника, такого, как отец или мать, также может стать травмирующим событием, но, что еще более важно, она производит серьезное вмешательство в развитие. Насколько сильно отразится потеря значимого человека на дальнейшем развитии ребенка, во многом зависит от особенностей переживания утраты в течение первого года после смерти близкого человека.
Стадии переживания горя и особенности
психологической поддержки в эти периоды
В период переживания горя у любого человека происходит процесс прощания с умершим, а также очень важный процесс – построение собственной жизни в настоящем. Конечно, каждый человек проходит собственный путь переживаний. Особенности переживаний и их длительность связаны с индивидуальными особенностями горюющего и, конечно, с его возрастом.
Однако все-таки процесс переживания горя можно условно разделить на несколько этапов, которые считаются общими для людей, перенесших утрату. Знание характерных признаков определенной стадии переживания горя и понимания их психологического смысла позволяет более оптимально помочь страдающему человеку.
1. Начальная стадия горя – шок, оцепенение от перенесенной утраты – связана с отказом верить в реальность происшедшего и длится от 7–9 дней до нескольких недель. Чувства по поводу происшедшего могут сильно не выражаться, так как активизируется психологическая защита от сильного травматического воздействия – отрицание реальности. У детей это проявляется наиболее сильно.
Однако важно помнить, что в первые дни утраты лишь разговор о недавно утраченном объекте любви часто ведет к болезненному срыву. С течением времени и по мере продвижения процесса горевания тот же самый человек сможет связно говорить о событии без эмоционального срыва и этим разговором облегчать свое состояние.
На стадии шока очень важны внимание и забота о ребенке, понесшем утрату. Это лучше всего выражается в присутствии, прикосновении. Не следует останавливать плач или даже рыдания ребенка – такая реакция смягчает душевную боль. |
Часто на смену шоковой реакции приходит чувство злости. Любые разговоры о случившемся могут провоцировать агрессивные вспышки, раздражение. Злость связана с крушением планов, надежд, желаний, связанных с умершим человеком. Это чувство может свидетельствовать о глубине полученной травмы.
Важно не опровергать обвинительные слова ребенка, а помочь ему проговорить свои негативные чувства в отношении людей, которые, по мнению ребенка, виновны в трагическом событии. Только в этом случае будет снижаться эмоциональное напряжение ребенка, и злость не направится на случайные объекты, а также на самого себя. |
2. Следующая стадия – стадия поиска – характеризуется возникновением иллюзий о существовании умершего: он видится в толпе, его шаги слышатся в соседней комнате и т.д. Такая вера в чудо особенно сильна у детей. Несмотря на то, что человек сохраняет связь с реальностью, эти иллюзии возникают и пугают его самого.
Поиск умершего направлен на преодоление утраты. Дети могут фантазировать и в своем воображении рисовать нереальные картины. Важно обсуждать с ребенком его фантазии, не бросаться опровергать его вымыслы, а постепенно в ходе разговора приходить с ним к реальности. |
3.Третья стадия – стадия острого горя – длится 6–7 недель с момента утраты. Это очень тяжелый период в жизни человека. Несмотря на сильнейшую душевную боль, человек должен включаться в работу, учебу. Ребенок приходит в школу, однако ему трудно сосредоточиться на учебе, так как ощущение пустоты, одиночества, злости, вины, страха подавляют его внутреннюю активность. Напротив, его внешняя активность может даже увеличиться как реакция бурного отрицания происшедшего и отрицания собственных переживаний. Такие противоречивые чувства могут приводить к физическим симптомам: к повышенной истощаемости, ощущению кома в горле, нарушениям сна, затруднению дыхания. Стадия острого горя считается критической в отношении дальнейшего переживания горя. В этот период «работа горя» связана с разрывом прежней связи с умершим и созданием образа прошлого, а также пониманием связи с этим прошлым.
В этот период возможно повышение состояния агрессии, а из-за подавления иммунной системы – развитие простудных заболеваний. Могут возникать состояния подавленности, особенно в праздничные дни.
Ребенок, потерявший брата или сестру, не только сам переживает трагичную ситуацию потери, но и часто испытывает переживание от изменившихся проявлений чувств к нему со стороны одного или обоих родителей.
В этой сложной ситуации у родителей могут возникать к оставшемуся ребенку очень непростые чувства – от сверхопеки и пристального внимания до раздражения и отстраненности. Такая непереносимая психологическая нагрузка может вызвать как эмоциональный срыв, так и нарушения в развитии ребенка.
Известный испанский художник С.Дали был назван именем умершего еще до его рождения брата и всю жизнь боролся за то, чтобы доказать родителям сам факт своего существования. «В течение долгого времени у меня в боку зияла кровоточащая рана из-за того, что мой безразличный отец, не сознавая моих страданий, своей невозможной и неосуществимой любовью к умершему мальчику заставлял эту рану снова и снова открываться» (С.Дали).
Переживающему горе человеку нужно постоянное, но не навязчивое внимание. Поэтому важно, чтобы в это время у ребенка была возможность выражать кому-то любые свои чувства (тоску, обиду, одиночество, злость и.т.д.) и знать, что его чувства будут восприняты без предубеждения. Не следует поверхностно успокаивать, формальные фразы разрушают эмоциональное объединение, лучше вместе помолчать, взяв ребенка за руку. Важно учитывать, что страдающий ребенок может отвергнуть любое участие, но предлагать помощь необходимо, как бы отмечая периодически: «ты не один, мы всегда рядом и готовы помочь».
Главное – это создание вокруг ребенка атмосферы присутствия и понимания. Учителю важно обратить внимание на то, чтобы ребенок не оставался подолгу один во время перемены, желательно, чтобы с кем-то ходил в школу и из школы. Можно дать ему телефон службы психологической помощи: «Возьми на всякий случай, если вдруг захочется поговорить о том, о чем не можешь говорить с близкими…» |
4. Четвертая стадия горя – этап восстановления – длится примерно год. В это время человек постепенно примиряется с фактом утраты. Переживание горя возникает в виде отдельных приступов, возврата в состояние тоски.
В это время важно помочь ребенку включиться в жизнь. В этот период можно обращаться к ребенку с просьбами, выполнение которых поможет ему «встряхнуться». Но не надо забывать о том, что ребенка могут периодически захватывать тяжелые переживания. Важно выслушивать его, оказывая эмоциональную поддержку. |
5. Завершающая стадия горя наступает через год, когда прожиты определенные даты и события без близкого человека. В этот период происходит «эмоциональное прощание» с умершим, возникают какие-то личные убеждения.
Взрослый человек может помочь ребенку намечать цели, строить планы. Основная цель психологической работы на этом этапе – создать в памяти образ ушедшего из жизни, найти для этого образа смысл и постоянное место в потоке жизни. Ребенку можно по мере его взросления передавать какие-то вещи его умершего близкого, которые будут определенными символами, будут наполнять его жизнь и связывать события жизни с образом любимого человека.
При благоприятном прохождении стадий горя ребенок, понесший утрату, сможет любить тех, кто живет рядом с ним, создавая новые смыслы; и определенная идеализация умершего родителя не будет мешать построению новых отношений. |
Но, наверное, завершение работы горя не происходит полностью, и в определенные моменты своей жизни человек будет заново осмысливать и переживать то, что было связано с внезапно ушедшим близким.
Мы обратились к ситуациям, связанным со смертью людей, являющихся близкими для ребенка.
Но дети сталкиваются в своей жизни и со смертью сверстников, педагогов, гибелью людей в катастрофах. У них возникает целая гамма чувств: от недоумения до чувства бессилия перед жизненными ситуациями, причем эти чувства не находят выхода, не встречают понимания и принятия.
…Во время весенних каникул утонула второклассница. На ее пустую парту дети смотрят со страхом, многие из них впервые столкнулись со смертью. Учительница растеряна и подавлена: она часто вызывала Любину маму в школу по поводу неуспехов девочки, а теперь у нее возникло ощущение непоправимости и чувство вины.
Она не знает, что говорить детям, да и стоит ли обсуждать смерть одноклассницы.
А они волнуются, что-то пытаются обсудить: с надеждой, что при желании можно контролировать свою безопасность – «А она сама виновата? Да?», «Она могла спастись?», «Я бы никогда один на реку не пошел!»; переводят эмоции на себя: «А со мной тоже случай был…»; предполагают изменения: «Кто-то за ее первой партой сидеть будет или нет?»; вспоминают Любу: «Она ириски любила…», «Помните, расплакалась у доски…» и даже высказывают страшные предположения: «Может, сама прыгнула, училась плохо, ее ругали…». Но эти вопросы второклассники обсуждают между собой, а некоторые чуткие мамы, видя состояние своего ребенка после обсуждения, идут к психологу.
А, может быть, стоило учителю потратить время, чтобы поговорить о Любе, вспомнить какие-то ситуации, запавшие в душу. Пусть дети проговорят свои страхи и опасения, и мысли, которые сейчас не дают им покоя.
Когда человек боится чего-то, он или убегает, или идет навстречу пугающему объекту. Может, нам стоит не уходить от разговоров о смерти, а набраться мужества обсуждать с детьми эту непростую для всех тему?