Специальный выпуск
Cоветы специалиста
Екатерина Бурмистрова ,
к.психол.н., зав. каф. психологии безопасности Московского психолого-социального института г. Москва
к.психол.н., зав. каф. психологии безопасности Московского психолого-социального института г. Москва
Принять и полюбить себя
Как помочь ребенку в кризисной ситуации
Уже при рождении ребенок в самой
глубине своего существа знает,
что смысл его воплощения заключен в том, чтобы
проработать
все многочисленные уроки, которые преподнесет
ему жизнь. Кроме того,
его душа с совершенно определенной целью уже
выбрала конкретную семью
и окружение, в котором он рождается.
У всех нас, приходящих на эту планету, миссия
одна:
пережить опыты, и пережить так, чтобы
принять их и через них полюбить себя.
Лиз Бурбо
Не навредить
Опыт последних лет показывает: образовательные учреждения все чаще сталкиваются с разными типами кризисных1 ситуаций. Одни из них локальны и касаются только учеников или школьного персонала (такие, как переживание утраты в связи со смертью родственника, ученика или преподавателя), другие носят более глобальный, региональный характер (террористические акты, стихийные бедствия и т.д.). К некоторым типам кризисных ситуаций можно подготовиться, в других случаях нет времени для предварительного планирования. Одни бедствия случаются в стенах школы, другие – за ее пределами.
Вне зависимости от типа ситуации учитель сталкивается с необходимостью планирования действий в соответствии с произошедшим. Перед ним стоит важный вопрос: как понять, что ребенок получил психологическую травму вследствие кризисной ситуации?
Психологическая травма происходит, когда человек, столкнувшись с тяжелым потрясением, чувствует себя беспомощным. Психологическая травма может изменить представления ребенка о мире, его представление о себе. Под угрозой оказываются ощущения стабильности и безопасности мира. Реакция детей на травматическое событие зависит от тяжести ситуации, возраста детей, их психологических особенностей, навыков совладания с кризисными ситуациями. Эффективное поведение в ситуации кризиса, напротив, уменьшает его негативное влияние на обучение и психическое здоровье, помогает ребенку как можно быстрее вернуться к нормальному существованию и предотвратить появление психосоциальных проблем.
Что делать педагогу, когда он сталкивается с травмированным учеником? Ведь травмировать его может многое: плохая успеваемость, смерть домашнего питомца, дорожные аварии, пожары, серьезные хирургические процедуры, смертельная болезнь близкого человека, трагедия на воде, развод, разлука с родителями, авиакатастрофы, наводнения, смерть близкого, гибель товарища и т.д.
Определенные поведенческие и эмоциональные признаки, рассматриваемые в контексте, могут помочь выявить травмированного ребенка или оказаться индикаторами того, что ребенку нужна помощь. Низкая школьная успеваемость, отсутствие академических интересов, чрезмерная изоляция, одиночество, выраженная агрессивность в рисунках и сочинениях, неконтролируемые вспышки гнева, дисциплинарные проблемы, нетерпимость к различиям, употребление наркотиков и алкоголя, связи с бандами, угрозы насилия – эти и другие особенности поведения учащегося могут быть знаком того, что требуется помощь для выхода из сложной ситуации.
Понимание и вмешательство должно основываться на следующих принципах: не навредить, рассматривать агрессивное поведение в контексте проблемы, избегать стереотипов, анализировать остерегающие признаки в контексте развития ребенка, рассматривать весь комплекс форм поведения. Важно показывать заботу и обеспокоенность за состояние ребенка, но при этом нельзя переусердствовать, спешить, прийти к ложным выводам и интерпретациям. Не должно быть механического и упрощенного использования списка тревожных поведенческих признаков. Это может навредить ребенку и привести к пустой затрате ресурсов.
Когда необходимо обратиться за профессиональной помощью?
• Ребенок горько плачет в течение долгого времени;
• у ребенка случаются частые и продолжительные приступы гнева;
• происходят резкие изменения в поведении ребенка;
• заметно снижаются школьные успехи и оценки;
• ребенок надолго замыкается в себе;
• ребенок теряет интерес к друзьям и к занятиям, которые он прежде любил;
• ребенку снятся кошмары, и у него нарушается сон;
• ребенок часто жалуется на головные боли и другие недомогания;
• ребенок резко худеет;
• ребенок становится апатичным, молчаливым и теряет интерес к жизни;
• ребенок видит будущее в мрачном свете или вообще не проявляет интереса к этой теме.
Наблюдать
Как ребенок воспринимает происходящее/происшедшее, какие чувства он испытывает, каковы его мысли в отношении события?
Реакции на травму могут появиться сразу после травматического события или через несколько дней, а то и недель. Потеря доверия к взрослому, страх того, что событие может повториться снова, что пострадает кто-нибудь, кого они любят, отчетливо проявляются у многих детей и подростков, переживших травматическое событие [http://www.counseling.org]. Шоковая волна травмы может привести к самым разным реакциям – недоверие, беспомощность, изоляция, отчаяние, ужас. Чрезвычайные ситуации обычно возникают внезапно, часто не оставляя ребенку времени подготовиться физически или эмоционально. Во время кризиса ребенок переживает сильный страх, ужас, беспомощность. Обычные средства, которые помогали ему справляться с бытовыми трудностями, оказываются неэффективными. Во время катастрофы ребенок нуждается в дополнительном уходе, поддержке, умениях и знаниях о новых способах, которые помогли бы ему в этой ситуации. Пример и образец такого поведения могут дать взрослые.
Травма может изменить восприятие ребенком мира. Подвергаются угрозе безопасность ребенка, система представлений, ценностей и идеалов (в отношении как мира, так и самого себя), эмоциональная стабильность. Дети могут быть испуганы не только катастрофой, но и сильнейшими эмоциями, которые они испытывают, ситуацией, где скорее эмоции контролируют их поведение, чем они – эмоции. В отношениях со взрослым имплицитно заложено ожидание того, что взрослый защищает ребенка. В этом смысле трагедия может нанести удар как позиции ребенка, влияя на чувство безопасности, так и позиции взрослого, ощущающего свою беспомощность, падение самооценки.
Учитывать возрастные особенности
Знание тревожащих признаков, свойственных разным возрастам, может помочь вовремя выявить проблему и адекватно на нее отреагировать.
Детям дошкольного возраста особенно тяжело справиться с произошедшими в жизни изменениями и утратой. У них еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, поэтому они практически полностью зависят от взрослого. После травматического события у них могут появляться поведенческие реакции, свойственные более раннему возрасту: энурез, сосание пальца, капризы, цепляние за взрослых, изменения режима питания и сна, необъяснимые боли, непослушание, гиперактивность, речевые нарушения, агрессия, отстранение. Ребенок может снова и снова, преувеличивая, рассказывать о травматическом событии. К другим типичным для этого возраста реакциям, описываемым Национальной Ассоциацией Психического Здоровья, относятся страх сепарации с родителями, беспричинный плач, неподвижность и/или гиперкинез. Такой регресс обычно явление временное. Принятие такого поведения ребенка предотвратит закрепление этих симптомов на длительное время.
В возрасте от 5 до 11 лет можно наблюдать сходные типы реакций. В дополнение может проявиться страх школы, замкнутость, трудности концентрации, разрыв с прежними друзьями – комплекс школьных и поведенческих проблем. Могут также появляться и обостряться жалобы на плохое самочувствие и боли.
В подростковом возрасте повышается риск обращения к неадаптивным формам совладания со стрессовой ситуацией – алкоголю, наркотикам. Переживание беспомощности и ощущение нестабильности мира могут быть очень болезненны в этом возрасте. Могут развиться эмоциональное оцепенение, проблемы в общении со сверстниками, депрессия, антисоциальное поведение, проблемы в обучении, суицидальные мысли. Часто ребята стараются избегать каких-либо напоминаний о травматическом событии.
Что делать? Как реагировать на подобные проявления?
Уважать потребность побыть одному, если он уединяется и не хочет общаться.
Если он не может усидеть на месте, дать ему возможность подвигаться (хотя бы послать за мелом).
Когда ребенок не может совладать со своими эмоциями, помочь ему выразить свои чувства, разобраться в них.
В случае потери контроля над поведением ввести ясные и четкие ограничения, вместе с тем дать ребенку возможность овладеть позитивными формами разрешения ситуации [http://www.fema.gov/kids/tch_cope.htm].
Спрашивайте, что больше всего беспокоит ребенка.
Отслеживайте изменения в его поведении и эмоциональном состоянии.
Не бойтесь сказать ребенку, что вы не знаете, что будет дальше.
Говорите о неопределенности и непонятности, но также и о силе страны и ее народа, используйте исторические примеры.
Используйте релаксационные техники, техники аутотренинга.
Пытайтесь в первую очередь понять, а не быть понятыми. Важно ваше слушание ребенка, эмпатическое и терпеливое, ваше участие.
Необходимо создание как можно более безопасной атмосферы, работа с переживаниями, помощь в выражении эмоций, понимании, что все чувства имеют право на существование и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую он чувствует, одиночество, и страх; прояснение ложных трактовок, которые могут вести к неадекватному восприятию события. Пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этом событии, что действительно важно в жизни) могут помочь справиться с ситуацией, особенно когда ребенок видит на примере взрослого, что страх и горе можно выразить, а потом переключиться на продуктивную деятельность.
Обсуждение – не то же самое, что событие. Дети часто полагают, что, думая о чем-то, говоря о чем-то, можно вызвать само это событие. Иногда и взрослые, рассказывая о катастрофе, переживают ее заново, чувствуют ее свершающейся снова и снова, даже понимая умом, что это не так.
Бывает, ребенок не решается начать разговор. Если это так, можно попытаться спросить его, как он думает, чувствует, что думают другие ребята о происшедшем. Ребенку может оказаться легче сначала рассказать, что произошло, что он слышал, видел, ощущал, прежде чем поведать о своих чувствах. Иногда ребенок будет пытаться рассказывать эту историю снова и снова. Помните, что пересказ – часть процесса исцеления.
Потеря близких
Особого внимания требуют ситуации, связанные с потерей близких людей. Именно эти ситуации вызывают растерянность педагогов, так как требуют от взрослого умения чувствовать состояние ребенка, понимать и принимать боль его утраты. Ведь смерть близкого человека – это самое тяжелое жизненное испытание, которое вызывает у детей и подростков сильные переживания. Потеря близкого человека чаще всего сопровождается отчаянием, страхом, озлобленностью, проблемами со cном, чувством беспомощности и опасности, иногда депрессией.
Переживание утраты детьми часто недооценивается взрослыми, и дети остаются одни со своими мыслями и чувствами. В этом случае повышается риск для развития патологического горя. Детское горе – интенсивно, глубоко и длительно, именно поэтому помощь и поддержка взрослых необходима с самого начала.
Детское понимание смерти следует за умственным развитием и формируется постепенно. Часто дети не понимают, что смерть окончательна, и поэтому думают, что тот, кто умер, может вернуться или что можно пойти к нему или к ней в гости. Дети так же, как и взрослые, принимают действительность постепенно и колеблются между отрицанием и принятием того, что произошло.
Детям дошкольного возраста нужно еще и еще paз повторять, что тот, кто умер, ушел и не придет oбpaтно. Дети должны знать что умерший человек больше не дышит, что его сердце не бьется, ногти и волосы не растут, что умерший не может думать и не чувствует никакой боли.
У детей в возрасте между 5 и 10 годами постепенно развивается понимание смерти, прекращения всех жизненных функций, когда человек умирает. Лишь постепенно к ним приходит осознание неизбежности смерти, понимание того, что все – и они в том числе – когда-то умрут. Для принятия факта смерти близкого человека им необходимы конкретные вещи, которые могут быть источниками поддержки в период горевания – фотографии, видеозаписи, могила и т.д.
Представление о смерти становится более абстрактным только к 10 годам, тогда дети лучше понимают, какие последствия несет за собой смерть, и больше думают о том, что происходит после смерти. Они задумываются над смыслом того, что произошло, и заняты мыслями о несправедливости смерти. Детям 10 лет и старше, особенно мальчикам, часто бывает трудно показать свои чувства, вызванные смертным случаем. Дети могут переживать горе по-разному в разном возрасте, поскольку понимание смерти приходит постепенно. Внезапно у них может возникнуть желание говорить о смерти, даже если в течение долгого времени они казались абсолютно равнодушными. На это нужно смотреть не как на шаг назад, но как на возможность нового и более зрелого переживания и понимания смертного случая.
Реакции на потерю близких
Многие дети, как и взрослые, узнав о смерти близкого, могут отрицать факт смерти и испытывать чувство нереальности и сомнения. В этом случае они вообще могут не проявлять никаких сильных чувств. Иногда их реакция выражается протестом, слезами и озлобленностью.
Взрослым необходимо знать, что в первое время после смертного случая у детей можно наблюдать следующие реакции.
Тревожность. Смерть легко вызывает страх, что произойдет еще одна катастрофа. Это чувство может возникнуть как у детей, так и у родителей. Дети разных возрастов могут говорить о своем страхе, что что-нибудь случится с родителями или с тем родителем, что остался в живых. Они также могут испытывать страх, что сами умрут. Если ребенок очень тревожный, у него в результате постоянной бдительности и напряжения могут возникнуть боли в животе, плечах, шее и голове. Маленькие дети могут постоянно прижиматься к родителям, выдавая этим свой страх быть разлученными с ними. Они не отпускают их ни на одну минуту. Часто дети хотят спать с зажженной лампой и открытой дверью, чтобы видеть, что взрослые там.
Если смерть произошла при ребенке или если он нашел умершего, он может пугаться каждый раз, когда что-то напоминает о случившемся. В этом случае бывают необходимы совместные «тренировки», например, если смерть произошла в результате автомобильной катастрофы и при каждом приближении к машине ребенок чувствует сильную тревогу.
Замкнутость, изоляция и проблемы концентрации внимания. В первое время после смертного случая очень важно проследить, не замыкается ли ребенок в себе. Это может быть знаком его борьбы с мыслями и чувствами, в которой ему нужна помощь. Если к тому же ухудшается успеваемость, необходимо обратиться за помощью к специалисту.
Печаль, тоска. В отличие от взрослых, дети могут не проявлять своих чувств открыто, но продолжать думать о мертвом еще долго, испытывая печаль и тоску. Дети очень скучают, и у ребенка может возникнуть желание вернуться в тe места, где он был вместе с умершим, точно так же, как когда они нюхают его одежду, смотрят на фотографии и видеофильмы.
В некоторых случаях у ребенка может возникнуть ощущение, что умерший находится в комнате и разговаривает, – это может как испугать, так и успокоить ребенка. Подобные реакции возможны в тех случаях, когда тоска становится невыносимой и детское подсознание воссоздает ушедшего. Важно подготовить ребенка к этому, необходимо чтобы он знал, что такие вещи обычны.
Вина. Как и взрослые, большинство детей много думают, почему пришла смерть, что ее вызвало. Иногда дети думают, что их собственные мысли или действия вызвали смерть. Они также могут переложить вину на родителей. Часто детям трудно найти слова для выражения этих мыслей. В этом случае необходимо осторожно поговорить с ребенком об этом, обратить внимание на сюжеты игр и рисунков: не свидетельствуют ли они о чувстве вины.
Гнев. В случае смерти любимого человека ребенок может испытывать очень сильное чувство гнева. Иногда гнев может быть направлен на что-то конкретное или на определенного человека. В других случаях ребенок настолько потерян, что он становится тревожным, бессильным и раздраженным. В этом случае гнев может вылиться на взрослого, находящегося рядом. Ребенок также может вести себя деструктивно.
Обвинения взрослых во время вспышек гнева довольно обычны. Важно, чтобы взрослые допускали их и объясняли, что чувствовать озлобленность, когда кто-либо умирает, естественно. Необходимо предложить ребенку способ для выражения чувства гнева, например, предложить бить подушку, кричать в лесу или использовать свою энергию на длительную пробежку.
Работа с родителями
Педагогу необходимо помнить, что детские реакции на смерть отражают не только их собственное горе и тоску, но также и реакции родителей. Ребенку мучительно видеть, как его родители плачут и не заботятся о нем, как обычно.
У родителей, переживающих горе, остается меньше сил на своих детей. Они становятся нетерпеливыми и сердятся, когда дети требуют их внимания, пытаются скрыть свои реакции, чтобы защитить ребенка. Ребенок чувствует себя лучше, когда родители пытаются описать свои чувства. Тогда ребенку будет легче понять реакции своих родителей, показать свои чувства и мысли. Учитель может тактично сказать об этом родителям.
Решающее значение для того, как ребенок справится с несчастьем, независимо от того, пришла ли смерть внезапно или нет, имеют разговоры, которые ведутся с ним, и та конкретная информация, которую он получает. В поддерживающих беседах с ребенком важно избегать метафор типа «умерший спит», что «он или она ушел или уехал в путешествие». Чтобы доверие к взрослым, особенно к родителям, не нарушилось, ребенок как можно скорее должен получить точную информацию о случившемся. Родители должны позволить ребенку задавать вопросы, и отвечать на них, если есть ответ; отважиться сказать «не знаю», если у них нет ответа. Этим они помогут ребенку лучше понять произошедшее. Дети, как и взрослые, нуждаются в понимании реальности смерти, и этот процесс постепенен. Этим объясняется необходимость говорить о том, что произошло, много раз.
Так как первое время после смертного случая дети испытывают сильную нужду в близости с родителями, учитель может рекомендовать родителям не передавать заботу о ребенке другим людям на длительное время. Это может усилить беспокойство детей о том, что родители тоже исчезнут. Если же родителям необходима помощь в заботе о ребенке, лучше, если помогающий будет приходить в дом, чтобы ребенок оставался в привычной для него обстановке.
В ситуации утраты часто возникает вопрос о возможности присутствия детей на церемонии прощания и похоронах. Опыт показывает, что дети не травмируются, если они видят умершего или присутствуют на похоронах. Часто детские фантазии о смерти и об умершем могут быть страшнее реальности. Тем не менее, если у взрослых нет сил взять с собой детей, не стоит этого делать.
Перед тем, как ребенок пойдет на церемонию прощания, надо ему рассказать, что он там увидит: как мертвый выглядит, что его или ее тело холодное, если к нему притронуться, как взрослые будут реагировать и т.д.
Лучше, если взрослый первый войдет в комнату и потом детально опишет ребенку, как там все выглядит. На церемонии прощания ребенку нужен рядом взрослый. Ребенок может попрощаться с умершим конкретным образом – положить в гроб рисунок, игрушку, письмо или что-либо другое, имеющее значение. Можно подсказать ребенку, чтобы тот сказал что-нибудь про себя или прошептал что-то умершему на ухо.
После церемонии прощания нужно выделить время, чтобы вместе с ребенком поговорить об этом или дать возможность выразить свои чувства другим способом, например, рисуя или играя.
Даже если тело умершего имеет серьезные повреждения, необходимо все же взять ребенка на церемонию прощания, поскольку встреча с умершим делает нереальное реальным. К тому же уменьшается риск возникновения мучительных фантазий. Но очень важно хорошо подготовить ребенка.
Безусловно, каждая конкретная ситуация требует своего особого подхода, особенно в случае потери близких людей, но независимо от возраста ребенка, следует придерживаться общих рекомендаций:
1. Говорить открыто и честно. Незамедлительно рассказать о смертном случае и дать конкретную информацию о том, что произошло. Сказать, что умерший никогда не вернется. Рассказать о церемонии прощания и похоронах.
2. Избегать неясностей. Не говорить о «путешествии» или «сне». Избегать абстрактных объяснений. Давать объяснения, соответствующие возрасту ребенка.
3. Помочь ребенку понять. Выделить время, чтобы поговорить с ребенком о тяжелом. Отвечать на вопросы ребенка, даже если он повторяет их из раза в раз. Пройти через то, как разворачивались события, несколько раз. Прислушиваться к мыслям и пониманию ребенком того, что произошло. Позволять ребенку рисовать и играть, чтобы он таким образом высказал свои чувства. Позволить ребенку старшего возраста написать о произошедшем – помогает все от дневника или стихотворения до сочинения в школе.
4. Сделать потерю реально ощутимой. Позволить ребенку увидеть мертвого. Позволить ребенку присутствовать на похоронах. Не скрывать от ребенка своих мыслей и чувств. Часто вспоминать ушедшего, сделать фотоальбом, смотреть на фотографии и видео. Брать ребенка с собой на кладбище. Показать, что такие чувства допустимы. Не существует какого-то минимального возраста для участия в церемонии прощания и похоронах. Очень важно, чтобы дети были хорошо подготовлены и чтобы был рядом близкий человек, который может помочь и поддержать ребенка, ответить на вопросы, рассказать, что происходит, – во время похорон и после них.
5. Не отступать от заведенного порядка. Постараться не разлучать ребенка с родителями. Даже кратковременное отсутствие их дома может быть причиной беспокойства. Попытаться сохранить заведенный порядок вашего дома.
6. Согласиться с тем, что ребенок нуждается в вашей близости и защите. Не затягивать с возвращением ребенка в школу или детский сад. Говорить с ребенком о его страхах.
7. Приглушить чувство вины у ребенка. Поговорить серьезно с ребенком, если он показывает чувство вины. Уверить ребенка, что ничего, о чем он думал или что он сделал, не привело к смертному случаю.
Рекомендации по выходу из
кризисных ситуаций для детей и подростков: • У ребенка, даже далекого от «эпицентра» событий, может появиться страх потерять своих собственных родителей, братьев и сестер, друзей, родственников. Ему важно чувствовать, что он и его семья в безопасности. Дети, недавно пережившие потерю (смерть родственника, друга), другие травматические тяжелые жизненные события, могут вновь оказаться во власти болезненных воспоминаний, тревог, страхов. Эти дети входят в группу риска, требующую психологического сопровождения и дополнительной помощи и поддержки. • Дети (и многие взрослые) часто нуждаются в помощи, не зная, как выразить сочувствие, соболезнование. Расскажите ребенку, как он может поддержать своего сверстника. Помогите им решить, что говорить и какую реакцию ожидать. • Подготовьте детей к возможным переменам в поведении их друзей и знакомых, оказавшихся напрямую затронутыми трагедией. Важно, чтобы ребенок понимал, что его друг может измениться, может стремиться к уединению или же быть раздражительным, грустным, вспыхивать как спичка. • Объясните ребенку, что его дружеские отношения могут быть важным источником поддержки для детей и одноклассников. Даже такие привычные занятия, как поиграть вместе в футбол, посмотреть фильм, погулять, могут помочь отвлечься от мрачных мыслей и воспоминаний, почувствовать, что он не один, что его друзья остались с ним. • Детям важно знать, как они могут помочь – нарисовать рисунок и подарить, помочь по дому, сходить в магазин. • Позвольте детям говорить о том, что их беспокоит, обсуждать это со взрослым. Это может облегчить их озабоченность и возможное чувство гиперответсвенности за то, чтобы их пострадавший друг чувствовал себя лучше. • Родителям и учителям нужно быть внимательными к тому, как дети реагируют на то, что происходит с их друзьями. Ребенку может понадобиться дополнительная поддержка, чтобы помочь справиться с чувством беспомощности, фрустрации, которое многие люди испытывают в эти дни. Важно, чтобы педагоги отдавали себе отчет в том, что кризисная ситуация может в течение длительного времени влиять как на учащихся, так и на самих сотрудников. Проблемы дисциплины часто имеют корни в непроработанных переживаниях горя, потери, тревоги. 1 http://www.nasponline.org/NEAT/grief.html (Национальная ассоциация школьных психологов) |
1 Кризис может быть определен как восприятие события или ситуации как невыносимо затруднительной, находящейся за рамками имеющихся у человека, группы, сообщества ресурсов, механизмов совладания. Кризисное вмешательство может рассматриваться как процесс осуществления психологического разрешения кризиса и восстановления функционирования, по крайней мере, на до-кризисном уровне. Под кризисным вмешательством в школе понимается ряд действий, которые может планировать и реализовать школа в ситуации кризиса. Весь штат сотрудников школы может играть важную роль в кризисном вмешательстве.