Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2008

Специальный выпуск

Живые истории

Нелли Барсегян ,
г. Москва

Любовь и смелость

Как мы учились поддерживать друг друга

О многом мы говорим с детьми. Но часто – не о том, что происходит с ними сегодня, сейчас. И пока стоит стена между нами (вы пришли в школу учиться – я учить!), всякий разговор превращается в формальность.

Чтобы разрушить эту стену, нужны любовь и смелость. Да, да, смелость и любовь! И еще – ощущение свободы. Но если тебе это не дано от природы, не отчаивайся, просто побольше анализируй себя, выращивай эти качества, настрой на любовь свое сердце, «а иначе зачем на земле этой вечной живу». Правильно сказал поэт. А настоящие поэты умеют любить и всегда смелы. Надо этому учиться.

Помню, на перемене подошла ко мне пятиклассница Маруся К. и говорит на ухо: «А ребята Степу доводят, смеются, толкают. Мне его так жалко, ведь у него летом папа умер. Я на похороны ходила с мамой».

Всё. Урок по теме был отложен. Первой при всех попросила прощения у Степы я – за то, что до сих пор не знала о его горе. Не помогло. И наступила тишина. Потом подходили дети и говорили: «Степа, прости!» Сосед по парте предложил в воскресенье поехать к нему на дачу. Алеша позвал в команду футболистов, обещал научить играть в футбол. Это было наивно, но шло от души. А я долго сидела молча, прикрыв лицо руками и предоставив время ребятам. И только в конце сказала: «Спасибо тебе, Маруся, ты смелая девочка и, по-моему, очень справедливый человек». Все замолчали, а я молча вышла из класса.

Часто, размышляя на тему о детском горе, я понимала, насколько трудно детям, а тем более подросткам, жить с таким горем, как смерть близких людей. – Это горе навсегда. Но есть одно спасение, очень важное, на мой взгляд, – не дать человеку озлобиться, затаиться, уйти от людей. Важно не только проявить сочувствие и сопереживание, но и сделать это моментом сближения, наполнить жизнь ребенка новыми задачами, новой работой, дать ему ощущение, что он нам необходим, без него плохо, что вокруг него люди, в первую очередь, самые близкие, которые нуждаются в его поддержке.

Влада училась уже в 10-м классе. Большая, умная, красивая девочка. У нее долго болела мама. Но, даже будучи уже почти взрослой, Влада не понимала, что мама обречена. На мои вопросы она отвечала: «Маме лучше. Приходил другой врач. Мама принимает новое лекарство. У мамы есть колокольчик, и она нас вызывает звонком. Я маме обо всем рассказываю. Она слушает, только иногда устает и закрывает глаза».

И вот однажды Влада пришла в школу вся в рыданиях, причем в громких, несдерживаемых. Она называла меня по имени и говорила: «Мама умерла! Мамы нет!» Я ее обняла, ребята обняли ее и меня. Мы просто сомкнулись и молчали. Молчали до тех пор, пока я сама не сказала: «Всё. Разойдемся».

Прошло несколько тяжелых дней, в течение которых мы помогали, чем могли. Влада пришла в класс, и я попросила ее остаться со мной после уроков. Мы немного помолчали, а потом я сказала:

– Влада, ты знаешь, что у Светы Р. по математике огромные пробелы и ее положение очень тяжелое, не лучше дела и с химией. Одна надежда – на тебя, причем надо заняться этим серьезно. Тебе хочется, чтобы Света училась и сидела с тобой за одной партой. Давай, начни работать. С учителями я договорюсь, будете сдавать по темам. Согласна?

– Да!

– Дай я тебя поцелую. Ты мой друг и помощник. Я тебя люблю.

Мы снова обнялись, но это было уже немного другое объятие.

Света и Влада благополучно окончили школу, до сих пор близкие подруги. Они уже сами мамы, и очень хорошие.

Истории такие, наверное, есть у многих учителей. Лучше всего они описаны в художественной литературе. Многие из них мы читали вместе с ребятами. Вообще, я очень верю в совместное чтение. Дети всё тонко чувствуют, особенно – чужую боль, и этому мы можем у них учиться. Только надо читать подобные книги: «Детство. Отрочество. Юность» Л.Н. Толстого, «Я, бабушка, Илико и Илларион» Нодара Думбадзе, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина, «Дети подземелья» В.Короленко, «Приключения Весли Джексона» У.Сарояна и многие другие. Пока душа ребенка открыта, дайте ему почувствовать, что даже через страдания и испытания человек стремится к радости, учится переживать чужую боль как свою.

TopList