Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №22/2008

Специальный выпуск

Живые истории

Эта статья посвящена подростковым суицидам. Об этом трудно говорить, но и невозможно молчать. Трудно говорить – потому что даже взрослый в такие моменты может быть в смятении и страхе. Но любое горе, о котором умолчали, будет разрушать изнутри, если вопросы так и остались без ответов (или даже не были заданы), остались лежать тяжким грузом в душе близких и друзей.
Учитель, в чьем классе ученик совершил самоубийство, не может сделать вид, что ничего не произошло. Он понимает, что подростки – каждый по-своему – переживают случившееся. И учитель боится повторения, боится неосторожным словом спровоцировать подростков на неосмотрительный шаг, но в то же время хочет разделить их горе и помочь его пережить.

Юлия Корчагина ,
подростковый психолог, кандидат психологических наук

На следующий день после суицида

Что я скажу ученикам?

Когда умирает кто-то из близких нам людей, мы испытываем сильную боль и скорбь. Мы горюем, и наше горе может долго оставаться очень острым. И хотя мы все знаем, что смерть обязательна и неизбежна, мы все равно плачем о тех, кто ушел, плачем и о нас, остающихся здесь…

Люди умирают по-разному: старыми и молодыми, от болезней и от несчастных случаев. Кто-то становится жертвой преступления, а кто-то убивает себя сам.

Если человек прожил в мире с родственниками и друзьями долгую и наполненную событиями жизнь, то горе его близких со временем становится светлой печалью – с воспоминаниями об ушедших, но все-таки счастливых временах. Но когда человек совершает самоубийство, его близкие не просто горюют – они могут испытывать боль, страх и огромное чувство вины (не успел, не помог, не заметил, не отговорил, не помирился)… Некоторые могут чувствовать сильный гнев: как он мог с нами так поступить? Или, наоборот, могут так укорять себя в случившемся, что впадают в глубокую депрессию и тоже начинают думать о смерти. Многих посещает чувство изолированности от окружающих: свершившееся будто сразу жирной чертой отделяет их семью от других – благополучных. Порой их напрямую спрашивают или обвиняют: наверно, он был психически болен? был алкоголиком или наркоманом? Это вы виноваты в том, что он погиб!

Как реагировать на сочувствие? На холодное, плохо скрываемое любопытство? На осуждение и обвинение? И как, в конце концов, дальше с этим жить?

В «тени самоубийства» – не только семья. Это все те, кто был другом, приятелем, коллегой. Когда так погибает подросток – это еще и учителя, и одноклассники.

Сегодня не будет первого урока

Сегодня у нас не будет первого урока. Когда случаются такие события, они полностью захватывают нас, и трудно, невозможно думать о чем-то другом.

Мы все сейчас думаем про Лену.

Когда знакомый, а для кого-то – близкий и дорогой человек – совершает самоубийство, люди задают себе очень много вопросов. Они спрашивают себя: как это могло произойти? Что подтолкнуло ее к такому шагу? Каково теперь ее близким? Можно ли было как-то предотвратить, помочь, остановить? Может быть, кто-то виноват в случившемся?

Некоторые люди задают себе вопрос: а как бы поступил я? Как я отношусь к суициду? Безмерно сочувствую? Не понимаю? Осуждаю? Может ли так случиться, что я совершу подобный поступок? Почему некоторые люди не хотят жить? И, в конце концов, как я отношусь к смерти?

Эти вопросы настолько болезненные и трудные, что люди порой предпочитают о них не говорить. Но молчание не приносит облегчения.

Именно поэтому у нас не будет урока. Я хочу поговорить с вами о Лене и о том, что с ней случилось.

Как и большинство из вас, я давно знаю Лену. Она проучилась в нашей школе десять лет. Ей было шестнадцать. Я вчера достала альбом со школьными фотографиями. Вот здесь вы – первоклассники, Лена за первой партой, серьезная и внимательная. Пятый класс – это вы уже сами фотографировали, на День учителя. Лена улыбается, тогда был концерт, и она пела песню на сцене. Седьмой класс – это мы в походе, Лена у костра. Девятый класс – это фотограф приезжал в школу, делал портреты. Лена здесь как настоящая принцесса.

Мне сейчас очень больно говорить. Трудно представить, что теперь Лена больше не с нами.

Смерть от болезней в старости сильно отличается от самоубийства молодого человека или девушки. Самоубийство всегда вызывает много сильных эмоций у оставшихся жить.

Я хочу поговорить с вами об этом. Хочу рассказать вам о том, что происходит с человеком – в первую очередь, с подростком, который принял решение лишить себя жизни. Рассказать то, что я об этом знаю и думаю.

Часто подростковый и юношеский возраст становится возрастом первых драм и разочарований, серьезных ссор, одиночества. Часто в это время обостряются конфликты дома или в учебном заведении. Многие в этом возрасте переживают первое сильное чувство – любовь. И не всегда она бывает взаимной.

Чаще всего причиной суицида в юношеском возрасте называют конфликты с родителями, неудачи в личных отношениях, серьезные проблемы с учебой. С такими трудностями может столкнуться каждый – ведь жизнь состоит не только из радостей, но и из неприятностей и потерь – маленьких и больших…

Все дело в том, что в силу своих личных особенностей мы очень по-разному переживаем наши беды. Кто-то плачет, кто-то старается чем-то себя занять – отвлечься, кто-то активно ищет помощь, обращается к родственникам, друзьям, идет к психологу. Но некоторые люди бывают настолько поглощены своим горем, что не верят в возможность помощи. И в таком состоянии они принимают решение не жить, потому что больше не могут терпеть душевную боль.

Близкие люди совершившего суицид человека часто вновь и вновь задают себе вопрос: как мы ничего не заметили?

Риск самоубийства не всегда легко распознать. Бывают случаи, когда решение лишить себя жизни принимается мгновенно – на фоне очень сильных отрицательных эмоций, на фоне острого чувства непереносимого страдания.

В других случаях может выясниться, что признаки, указывающие на опасность суицида, все-таки были: жалобы, плохое настроение, высказывания о бессмысленности жизни. К сожалению, чаще всего это понимание приходит с опозданием…

Самообвинение или обвинение другого человека – очень распространенное явление среди людей, чьи близкие совершили суицид. Подобные обвинения могут произноситься с большим эмоциональным накалом, но на самом деле за ними скрываются отчаянные попытки выплеснуть горе, справиться с собственным чувством вины, беспомощности и бессилия.

Когда происходит трагедия, всегда появляется много версий и объяснений.

Я знаю, что в школе обсуждают это самоубийство, строят какие-то предположения. Кто-то говорит – бросил парень, кто-то – что Лена употребляла наркотики, кто-то обвиняет родителей, школу и учителей.

Лена погибла, и мы уже не сможем спросить у нее, что толкнуло ее на этот шаг.

Я призываю вас не искать виноватого. Мы уже не узнаем правды. Произошло ли у нее какое-то горе, была ли это мгновенная вспышка эмоций, с которыми Лена не справилась, или это была «последняя капля» в череде неприятных событий… Поиск виновного опасен тем, что риск напрасного обвинения очень велик.

Но я также призываю каждого из вас, кто сильно переживает, кто думает, что мог бы помочь, но не помог, кто хочет задать любые вопросы, связанные с этим событием, не держать этот груз в себе. С каждым из вас, кто в этом нуждается, я готова поговорить отдельно, ответить на вопросы, выслушать. Я прошу вас быть тактичными и при обсуждении этой темы между собой.

И еще я хочу сказать: в жизни могут происходить разные события, в том числе очень печальные. И если кто-то из вас в такой момент подумает, что жизнь больше не имеет смысла и лучше умереть, чем так страдать, я прошу вас остаться жить. Я понимаю, что страдание бывает очень сильным. И все же – давайте помнить о том, что есть другие способы облегчить и прекратить боль, что всегда можно найти людей, которые помогут вам пережить тяжелое время.

Вы можете обращаться ко мне как к другу и помощнику в трудных ситуациях.

Горе родителей и друзей Лены, наше с вами горе не пройдет сегодня или завтра. Мы все еще будем мысленно возвращаться к этому событию и переживать разные чувства. Давайте помнить Лену такой, какой она была все эти десять лет, – веселой и грустной, легкомысленной и серьезной, нашей одноклассницей и хорошей подругой.

TopList