Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

Этот познавательный турнир можно провести не только между несколькими классами, но и в одном классе между разными группами учеников. Задания могут варьироваться в зависимости от интересов и кругозора классного руководителя и учащихся.

Галина Фомина ,
Белгородская обл. ;
Людмила Юсева

Турнир интеллектуалов

Внеклассное мероприятие для 5–6-х классов

Цели:

• Развивать логическое мышление, речь, творческие способности и любознательность.

• Воспитывать умение мыслить, работать в команде.

• Формировать потребность учащихся в постоянном повышении интеллекта.

Предварительные задачи:

1. Подготовить команду в количестве 6 человек; придумать вместе с ними девиз, приветствие, название, эмблему.

2. Каждому участнику найти материал из рубрики «А знаете ли вы, что...».

3. Продумать оформление и задания для конкурсов.

Оборудование:

1. Карточки оценивания для жюри.

2. Призы и дипломы участникам и победителям.

3. Музыкальное оформление.

4. Словарные таблички.

5. Плакаты с лексическим значением ключевых слов.

Вступительная часть

Ведущий 1. Уважаемые участники и гости! Сегодня мы проводим необычную встречу. У нас состоится турнир. Что это такое? (Показывает плакат со словарным значением слова.) Какие турниры вы знаете? (Ответы детей записываются на доске или в таблицу.) В нашем турнире участвуют интеллектуалы, то есть люди, обладающие высоким интеллектом. Что такое интеллект? (После ответов детей появляется табличка со значением слова.) Это качество, которое отличает человека от всего остального живого мира. И цель нашего мероприятия – развить ваш интеллект, заинтересовать вас в его постоянном повышении. А предела совершенству нет, значит, и процесс этот очень интересный и бесконечный.

Ведущий 2. Участвовать в турнире будут команды 5–6-х классов, а также их болельщики, которые могут принести дополнительные очки своей команде или уменьшить их вследствие своего плохого поведения. Следить за справедливым и честным проведением турнира будет наше строгое жюри. (Представление жюри: старшеклассники, победители олимпиад.)

Ход мероприятия

1-й тур

Ведущий 1. Первый тур. Представление команд-участников. Приглашается команда 5-го класса. Приглашается команда 6-го класса. (Команды по очереди представляют свои девиз, приветствие, название, эмблему.)

 

2-й тур

Ведущий 2. Второй тур покажет любознательность участников. Команды познакомят нас с интересными сведениями из различных областей знания. Лучшие выступления, то есть самые интересные и удачные по речевому оформлению, оцениваются двумя баллами.

Ведущий 1. Пока жюри подводит итоги, проведем конкурс болельщиков «Ваш словарный запас». За каждый правильный ответ вы добавляете балл в копилку своей команды.

1. Как называется путь следования небесного тела? (Орбита.)

2. Как называется в мифологии одноглазый великан? (Циклоп.)

3. Как называется аппарат для дыхания под водой? (Акваланг.)

4. Как называется сумчатый медведь? (Коала.)

5. Как называется пчеловодное хозяйство? (Пасека.)

6. Как называется вид лица сбоку? (Профиль.)

7. Как называется учреждение, контролирующее провоз товаров через границу? (Таможня.)

8. Как называется специалист, готовящий спортсменов? (Тренер.)

9. Как называется коллекционер монет? (Нумизмат.)

10. Как называются садовые ножницы? (Секатор.)

Слово жюри.

 

3-й тур

Ведущий 2. Объявляется третий тур – тур смекалистых. Командам предлагается разгадать ребус. Что такое ребус? (Показывает плакат со словарным значением слова.) Отгадывание ребусов развивает мышление и смекалку. В ребусе, предложенном командам, зашифрованы фамилия, имя, отчество известного российского композитора и название его произведения. Звучит музыка П.И. Чайковского «Танец маленьких лебедей». Участники разгадывают ребусы.

Дополнительные вопросы: Что за музыка звучит? Из какого произведения?

 

4-й тур

Ведущий 1. Четвертый тур покажет нам самых наблюдательных и внимательных участников.

Задание 1. Посчитать сумму цифр, из которых составлен «цифровой человечек».

Задание 2. Из геометрических фигур нарисовать картину. Учитывается количество использованных фигур, замысел и эстетика исполнения.

Ведущий 2. А мы пока поиграем с болельщиками. Зададим им загадки. И первый вопрос: «Что такое загадка?» (После ответов показывает плакат со словарным значением.)

На шесте дворец,
Во дворце певец.
Издалека прилетит,
Песни людям подарит. (Скворец.)

Согнут в дугу:
Летом на лугу,
Зимой на крюку. (Серп.)

Стоит дерево кудряво,
Кто подойдет, того обоймет,
С ним вместе пойдет. (Репейник.)

Всех перелетных птиц черней
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица (грач).

Две сестры летом зелены.
К осени одна краснеет,
А другая чернеет. (Смородина.)

Синий мундир,
Белая подкладка,
В середине сладко. (Слива.)

Слово жюри.

 

5-й тур

Ведущий 1. Пятый тур – артистический. Вам предстоит распределить роли и разыграть короткие сценки. Учитывается артистизм участников, умение войти в образ и держаться на сцене.

1. – Что ты плачешь?

– Мой брат упал и ушибся.

– А почему же плачет не он, а ты?

– Я сперва смеялся. А потом он меня поколотил.

2. – Какого рода слово «яйцо»?

– Никакого.

– Почему?

– Потому что мы не знаем, кто из него вылупится.

3. – Почему ты не умываешься? Видно, что сегодня утром ты съел помидор.

– А вот и неправда. Это было вчера.

4. – Сынок, подмети, пожалуйста, пол.

– Подожди, мама, как раз сейчас мне некогда. Я изобретаю электронно-самоходный веник.

5. – Сынок, тебе понравилось в школе?

– Да. Очень.

– А какая твоя первая учительница?

– Добрая и красивая, но только ничего не знает.

– Как это так?

– Да она целый день у нас все спрашивала.

6. – Ребята, кто хочет мороженого?

– Я.

– А кто хочет пойти в кино?

– Я.

– А кто мне поможет убрать мусор во дворе?

– Я не пойму, а что другие-то молчат? Не все же мне одному делать.

Ведущий 2. А пока команды готовятся, пройдет игра для болельщиков «Море волнуется».

Ведущий 1. Слово предоставляется нашим командам. И первой покажет свои таланты команда «Эрудит». А теперь приглашается на сцену команда «Цунами».

 

6-й тур

Ведущий 2. Объявляется шестой тур – тур галантных. Галантность – это умение вести себя в различных жизненных ситуациях (показывает плакат со словарным значением). Каждой команде будет показана сценка, задача участников – найти ошибки в поведении героев и сформулировать правила этикета для предложенной ситуации.

(Разыгрываются сценки «В театре» и «В трамвае».)

Слово жюри.

 

7-й тур

Ведущий 1. Седьмой тур – тур красноречивых. Красноречие – это умение говорить красно, то есть красиво, благозвучно, грамотно, в соответствии с нормами русского литературного языка. Задача команд – рассказать о предмете так, чтобы все поняли, что он внешне прекрасен и очень нам в жизни необходим. (Предлагаются известные предметы, например, линейка и пенал.)

Ведущий 2. Болельщикам предлагается проверить свое музыкальное чутье. Сейчас будет звучать музыка, а вы прислушайтесь к своим ощущениям и попытайтесь ответить на три вопроса: с каким цветом ассоциируется у вас эта музыка, какое настроение она у вас создает и какому времени года она соответствует и почему?

(Звучит музыка Вивальди «Весна».)

Ведущий 1. Слово предоставляется командам. И первыми выступают ораторы команды «Цунами» (команды по очереди демонстрируют свое красноречие). Для подведения итогов предоставляется слово жюри.

Ведущий 2. На этом наш турнир закончен, но пусть не закончится ваша работа над собой, потому что во все времена ум и интеллект были достоинством и украшением любого человека.

Ведущий 1. Желаем вам успехов в бесконечном процессе познания и самоусовершенствования.

Оценочный лист жюри

Тур Максим.
кол-во баллов
Заработанные баллы
«Цунами»
5-й класс
«Эрудит»
6-й класс
1. Представление команд 2    
2. Любознательных 2    
3. Смекалистых 2    
4. Наблюдательных и внимательных 2    
5. Артистичных 2    
6. Галантных 2    
7. Красноречивых 2    
Дополнительные баллы каждый ответ – 1 балл    
Итого:      

Фото А. Козина

TopList