Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Материалы. Родительское собрание

Алла Фоминова ,
кандидат психологических наук, г. Нижний Новгород

Какой у него темперамент?!

О роли индивидуальных особенностей детей в учебе и общении

Процесс общения людей – это всегда взаимодействие с миром другого человека и в то же время открытие своего мира. Этот процесс связан с творчеством, а также с затратами энергии, с напряжением. Люди, которые по роду своей профессии включены в постоянное взаимодействие с другими людьми, должны или обладать талантом коммуникатора, или хорошо осознавать правила и законы межличностного общения. Эти два условия помогают избегать эмоционального перенапряжения в процессе общения, получать удовольствие от своей работы, ощущать свою компетентность. Учитель в течение рабочего дня сталкивается с огромным количеством проявлений индивидуальных особенностей учащихся.

Темперамент. Характер. Личность

Рассмотрим три уровня индивидуальных особенностей каждого человека.

Во-первых, это темпераментальные, динамические особенности человека, которые связанны с его энергетическим потенциалом и определяются свойствами нервной системы. Ребенок при взаимодействии с окружающими людьми не просто отвечает на их воздействия, а проявляет собственную активность (от вялости до безудержности) и эмоциональность (от слабой до сверхсильной ответной эмоциональной реакции).

Во-вторых, в процессе воспитания, воздействия внешних и внутренних факторов у каждого ребенка развиваются свои устойчивые, привычные способы поведения в жизненных ситуациях. Это характерологические особенности.

В-третьих, в зависимости от принятия тех или иных норм, правил социальной среды у ребенка развиваются приоритетные мотивы поведения, ценности, интересы, отношения. Это личностные особенности. Они не всегда явно проявляются в поведении.

Конечно, все эти уровни индивидуальных особенностей связаны между собой, влияют друг на друга. Например, не во всех ситуациях человек может сдержать бурное проявление природного темперамента, это будет отражаться на его типичном поведении. Но усвоенные способы, навыки поведения, будут способствовать регуляции эмоциональных вспышек. А изменение отношения к кому-то или чему-то, возникновение в жизни новых ценностей может кардинально повлиять на характер человека.

Чем младше ребенок, тем менее развиты структуры его личности, и, следовательно, тем большее влияния на его поведение и общение оказывает природный компонент индивидуальности – темперамент. Конечно, особенности темперамента влияют и на специфику общения взрослого человека. Но взрослый обладает большей способностью к регуляции своей энергетической составляющей, хотя ему трудно это делать в состоянии усталости, в стрессовой ситуации.

Вот почему важно обсудить тему общения взрослого и ребенка с точки зрения энергетической уникальности каждого человека.

Чем старше становится человек, тем чаще у него появляется желание влиять на поведение другого человека в процессе общения. А когда мы становимся родителями или приобретаем профессию учителя, оно часто становится просто закономерностью нашего общения с детьми.

Именно это желание влиять на других, не учитывая их возможности, особенности, приводит к негативным чувствам, разочарованиям как у взрослых, так и у детей.

«Приходим в родительство не со знаком качества. Преподносим Ребенку вместе с любовью и самыми благими намерениями свой характер, с его изъянами и кривизнами, свое переменчивое настроение, свое невежество и эгоизм, болезни, кучу неразрешимых проблем, от бытовых до духовных, – все наше лучшее и худшее» (В.Леви «Нестандартный ребенок»).

Постараемся осознанно подойти к общению с ребенком в роли родителя, в роли учителя, понимая закономерности нашего поведения. Очень важно знать законы психической реальности, но самое трудное и важное – не просто знать эти законы, но и учитывать их при взаимодействии с другими людьми.

Энергетический потенциал

Итак, обратимся подробнее к нашей природной, врожденной психологической реальности – нашему энергетическому потенциалу.

Энергичная мама требует от ребенка такой же жизненной активности, возмущается, когда он просто хочет посидеть дома, отказываясь от активных игр…

Учитель в быстром темпе объясняет новый материал или в таком же темпе устраивает фронтальный опрос, вызывая у некоторых учеников состояние ступора…

Особенности человека, связанные с его энергетическими возможностями, изучались еще древнегреческими философами, строились теории, объясняющие существование этих различий. Гиппократом был введен термин «темперамент», который мы используем сейчас, говоря именно о динамических особенностях человека – об общей активности и эмоциональности.

Общая активность задает наш темп, ритм, образ жизни и времяпрепровождения. Наша активность проявляется в желании совершать умственные и физические действия, преодолевать трудности, взаимодействовать с большим количеством людей.

Эмоциональность связана с впечатлительностью, чувствительностью, импульсивностью, устойчивостью или неустойчивостью к переживаниям, преобладанием какого-либо эмоционального состояния (радость, грусть, тревога и т.д.).

Особенности нервной системы

Наша активность и эмоциональность во многом определяются особенностями нервной системы, основными ее свойствами, открытыми И.П. Павловым. Свойства нервной системы ребенка – это первая из его природных особенностей, с которой сталкиваются родители с момента рождения своего малыша (особенности сна, питания), база его дальнейшего психического развития. Свойства нервной системы ребенка – та природная основа, с которой и родителям, и педагогам надо считаться, а не игнорировать ее. Только в этом случае возможно оптимальное развитие ребенка, без эмоциональных срывов, физических перегрузок и верой в свои возможности.

Каковы же основные свойства нервной системы, влияющие на нашу активность и эмоциональность, на особенности нашей взаимосвязи с окружающим предметным миром и людьми?

Основное свойство нервной системы – это ее сила. Сила нервной системы проявляется в выносливости, способности переносить нагрузки. Дети с сильной и слабой нервной системой, особенно в начальных классах, будут отличаться друг от друга по умственной и физической работоспособности, по эмоциональной реакции на плохую отметку.

Ребенок со слабой нервной системой будет сильно и долго переживать свою неудачу, вероятнее всего, он так и не сможет в этот день плодотворно работать. Дети и подростки с сильной нервной системой могут продуктивно учиться все шесть уроков (но это не значит, что все они продуктивно учатся, они могут чем угодно активно и продуктивно заниматься в учебное время – это уже вопрос интересов, приоритетов), а, придя домой, сразу после обеда сесть за уроки. Для детей и подростков со слабой нервной системой такая нагрузка тяжела, для них очень важны перерывы в работе для восстановления работоспособности.

Много лет назад я протестировала сына-шестиклассника на силу – слабость нервной системы, нарисовала график и объяснила ему, что по этому графику мы можем судить о тенденции к слабости его нервной системы и как надо считаться с этой особенностью при составлении расписания дня. Когда через несколько дней, в силу собственной активности, я призывала сына быстрее сесть и сделать сразу все уроки, он хитро отвечал: «Мама, посмотри на мой график» – и показывал на сделанный мною чертеж, лежащий на его письменном столе. Это охладило мой пыл в подталкивании сына к немедленному включению в работу.

Подвижность нервной системы связана со способностью к быстрой перестройке деятельности в ответ на внешние сигналы. Дети с подвижной нервной системой могут быстро отреагировать на призыв заняться чем-то другим. Детям с инертной нервной системой трудно работать в ситуации быстрой смены деятельности: только они погрузились в чтение параграфа учебника, а их уже призывают учебник закрыть и посмотреть отрывок из учебного фильма, только они начали вникать в содержание фильма, как учитель его выключает и просит сделать записи в тетради.

Уравновешенность нервной системы связана с соотношением процессов возбуждения и торможения. Преобладание процессов возбуждения над процессами торможения проявляется у детей и подростков бурными эмоциональными реакциями как на позитивные жизненные события, так и на негативные. Преобладание процессов торможения, напротив, связано со спокойным эмоциональным реагированием, но может приводить к трудностям в переключении внимания, медлительности в выполнении заданий, «застревании» на мелочах, упрямству.

Эти основные свойства нашей нервной системы и определяют общую активность человека, темп его умственной и физической деятельности, проявление его эмоциональности.

Недостаточная способность младших школьников управлять своим поведением, преодолевать трудности, проявлять самостоятельность связана как с их психологической незрелостью – несформированностью личности, так и с незрелостью основных свойств нервной системы. Именно взрослые могут создать для ребенка обстановку, которая избавляет его от воздействия сверхсильных раздражителей, «обстановку спокойной радости», без которой невозможно нормальное развитие ребенка. По данным исследований психологов, относительное уравновешивание раздражительного и тормозного процессов происходит лишь к 12-летнему возрасту.

Конечно, по мере взросления мы начинаем подчиняться требованиям и правилам общества, маскируем свои динамические особенности: приспосабливаемся к несвойственному нам темпу деятельности, ритму жизни, учимся регулировать возникающие эмоциональные состояния. Адаптационные возможности человека велики – это бесспорно. Но они не бесконечны, и у каждого из нас есть свой диапазон энергетических возможностей: возможности в увеличении физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок, в ускорении темпа мыслительных и механических операций.

Изменить нельзя. Можно – понять…

Изменить свойства темперамента по своему желанию или чьему-то требованию невозможно. Призывы: «Думай быстрее!», «Торопись», «Будь активнее!», как правило, эффективными не являются. Мы можем обратиться к своим воспоминаниям и обязательно найдем какой-то эпизод в нашей памяти, когда были не в состоянии что-то быстро сообразить, решить, а нас торопили, призывали, от нас требовали. Что мы при этом думали? Смогли ли улучшить свою деятельность? Вряд ли. Но чувства растерянности, собственной несостоятельности или же обиды и раздражения появлялись. В данной ситуации требования к нам и наши возможности выполнить эти требования не совпадали.

 


Приведем примеры из стихотворений Агнии Барто, где очень хорошо показаны особенности детей в проявлении их преобладающего настроения, хаотичной активности, эмоциональной чувствительности.

* * *

Мы на мальчика глядим – он какой-то нелюдим!
Хмурится он, куксится, будто выпил уксуса.
Мы на лавочке сидим. Сел в сторонку нелюдим,
Не берет он мячика, он вот-вот расплачется…
(«Есть такие мальчишки»)

* * *

Целый день он занят делом, двух минут не отдохнет:
То он парту мажет мелом, то сидит бумажки рвет!
То он вскочит на скамейку, то залезет под кровать,
То зачем-то схватит лейку, станет лужи поливать.
(«Песенка про Петю»)

* * *

…Мы на просмотре фильма волнуемся в кино,
Переживаем сильно, Валерке все равно!
– Дружить не будем с сухарем! – сказали мы Валерию.
Ему билеты не берем на вторую серию.
(«Нет сердца у Валерика»)


 

Важно понимать и учитывать то, что человек может активизировать свою деятельность, работая над интересным для него заданием в спокойной дружественной обстановке, или же в ситуации, очень значимой для него. То есть влияние на наши врожденные особенности происходит через нашу социальную заинтересованность, а также через организацию среды, в которой мы учимся или работаем. Именно поэтому в средних и старших классах большое значение в развитии учебной активности ребенка играют мотивация (ради чего?) обучения, чувство принадлежности к определенной группе, выполняющей задание. Но опять-таки надо помнить о наличии у каждого человека своего собственного энергетического ресурса, своих ограничений.

И вот мы, с разными динамическими особенностями, друг с другом активно взаимодействуем, влияем друг на друга, противодействуем друг другу. И это не проходит бесследно ни для одной из сторон.

«Ребенок вялый, медлительный, слабо ориентирующийся может побудить вполне уравновешенных родителей к сверхопеке, которая будет задерживать его развитие и загонять еще больше в пассивность, побуждающую родителей к дальнейшим инициативам… Замкнутый круг.

Ребенок активный, подвижный, возбудимый, если родители достаточно флегматичны, может выйти из-под контроля и причинить себе и другим много неприятностей. Если и родители достаточно активны и властны, все может быть в полном порядке; если же у одной или обеих сторон повышена агрессивность – уже страшно: конфликты, жизнь в атмосфере обвинений и наказаний…» (В. Леви «Нестандартный ребенок»).

Если мы принимаем темпераментальные характеристики ребенка и мягко направляем его поведение, то он учится позитивно принимать себя и регулировать свою активность и эмоциональность. Если же ребенок видит, что его активность досаждает взрослому, а сниженный тон настроения или постоянная веселость осуждаются («Опять куксишься?» «Смех без причины – …знаешь что?»), у ребенка возникает внутренний разлад, вызванный рассогласованностью между его потребностями и требованиями взрослого, которые он не может удовлетворить.

Проявление определенной темпераментальной характеристики у ребенка в сильной степени должно быть не причиной приклеивания к ребенку ярлыков: «норовистый», «неусидчивый», «плакса», «тормозной», «неугомонный», «необщительный», – а началом работы над более вдумчивым подходом к взаимодействию с ним.

Сейчас давайте составим эскиз темперамента вашего собственного ребенка или одного из наиболее «сложных» в общении учеников.

Мэри Ш. Курченка, автор книги «Ребенок «с характером»» предлагает оценить по пятибалльной шкале каждое из девяти поведенческих особенностей ребенка, которые связаны с его темпераментальными характеристиками, его энергетическим потенциалом (См. анкету на с. 32).

Только поняв, можно помочь…

Мы не провели научный анализ, а изобразили некоторый эскиз поведения ребенка. Этот эскиз может оказать помощь в выборе тактики поведения с ребенком. К характеристикам темперамента нельзя относиться оценочно. В одних ситуациях какие-то свойства хороши, а в других ситуациях – не очень.

Зная об особенностях ребенка, мы можем помогать ему развить определенные навыки, которые будут способствовать его лучшей жизненной адаптации. Например, зная сильную эмоциональную реакцию ребенка на трудности, мы можем учить его навыкам саморегуляции, прежде всего, на своем примере. Но меньше всего это будет получаться у такого же эмоционального родителя или учителя. Для того чтобы нам рассмотреть особенности нашего взаимодействия с данным конкретным ребенком, давайте по тем же характеристикам нарисуем эскиз собственного темперамента.

Для взрослого человека эскиз создавать более трудно, так как наш темперамент замаскирован системой воспитания, мотивацией, приобретенными навыками. Но постараемся нарисовать эскиз более точный, выявляя свою типичную реакцию.

После проделанной работы сравним полученные эскизы. Если по какой-либо характеристике (например, по чувствительности) мы видим совпадение, то, значит, мы легко можем понять и принять эту особенность ребенка. Однако это совпадение может не позволить нам оптимально реагировать в каких-то ситуациях. Например, высокая чувствительность взрослого человека помогает понять переживания высокочувствительного ребенка, но у самого взрослого могут возникнуть трудности в собственной эмоциональной регуляции и в помощи ребенку пережить какую-то болезненную для него ситуацию. «Плачу вместе с дочкой над ее двойками по математике», – грустно говорит мама третьеклассницы.

Если же мы, наоборот, отличаемся низкой чувствительностью, то мы можем не понять и не принять переживаний ребенка – «из-за ерунды мучаешься», «выбрось из головы и займись делом». В данном случае главное – это постараться быть внимательными к эмоциональным проявлениям других и, не отрицая значимость этих переживаний, помочь ребенку изменить отношение к этой ситуации, показать, что его чувства важны, так как они помогут ему сделать необходимые шаги для улучшения ситуации.

Во взаимодействии взрослого и ребенка или подростка всегда существует значимая составляющая этого взаимодействия – возрастная. Взрослый человек должен быть способен на регуляцию своих темпераментальных особенностей – будь то импульсивность или определенный тон настроения. Родителю или учителю важно осознать его сходство и различие с конкретным ребенком, понять, какие ситуации во взаимодействии могут стать трудными, конфликтными, как это можно предотвратить.

При таком подходе любое противостояние можно превратить в творческое решение: родитель или учитель прослеживает в поведении ребенка динамическое сходство (например, высокую степень эмоциональности, или тенденцию к «застреванию» на негативных переживаниях; потребность в активном действии или некоторую «заторможенность» и т.п.) и помогает ему выстроить более эффективное поведение, опираясь на свой опыт и знания.

Взрослому человеку просто необходимо вовремя отказаться от «ребенка своей мечты» и сосредоточиться на конкретных детях, с их удивительными и неповторимыми особенностями.

Анкета по материалам книги Мэри Ш. Курченка
«Ребенок «с характером»

 

 

Алла Фоминова, ГГУ им. Лобачевского, г. Нижний Новгород

TopList