Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Материалы. Классный час

Мы продолжаем серию публикаций о результатах социологического мониторинга, проведенного в Республике Карелия. Данные, полученные исследователями, могут быть использованы для обсуждения затронутых проблем на классных часах со старшеклассниками в разных регионах. Форма организации таких классных часов может быть различной: дискуссия, работа в группах и др. А если в классе найдутся ученики, которые сумеют провести похожее исследование с одноклассниками (вопросы для анкетирования можно придумать самим), разговор получится не просто интересным, но и актуальным.
Он поможет ребятам определить свою гражданскую позицию.

Нина Винокурова ;
Ирина Милюкова ,
Республика Карелия

Историческое сознание старшеклассников

Чем гордятся и чего стыдятся молодые люди?

Одной из задач социологического исследования было изучение исторической памяти школьников, роль которой существенно возрастает в современной ситуации целенаправленного формирования патриотического отношения граждан страны к своему Отечеству. Историческая память – «это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим» (Ж.Т. Тощенко). Историческая память, несмотря на определенную неполноту, обладает особенностью удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого и выражать косвенное их восприятие и оценку.

В памяти людей аккумулируются представления о героических победах и позорных страницах отечественной истории, представления, которые могут способствовать укреплению гражданского самосознания, а могут, наоборот, вызывать отчужденное отношение к своей стране. В исследовании изучались оба эти аспекта. В анкету был включен открытый вопрос, на который респонденты формулировали свои ответы самостоятельно, без каких-либо подсказок со стороны исследователей: «Назовите, пожалуйста, не менее трех событий из истории России, за которые Вы испытываете гордость или горечь, стыд».

Стоит отметить, что назвать исторические события, которыми можно гордиться, старшеклассникам оказалось много легче, чем вспомнить события из российской истории, за которые стыдно: в первом случае лишь 7% не назвали ни одного события, во втором случае – таких оказалось уже в три раза больше (21%). В конечном счете, 727 человек назвали 1643 события, которыми они гордятся, и 618 человек назвали 1354 события в российской истории, за которые они испытывают стыд и горечь.

Абсолютным лидером среди позитивно воспринимаемых событий является победа СССР в Великой Отечественной войне, которую назвали 87% из тех, кто ответил на этот вопрос (39% от числа всех событий, которыми можно гордиться). Если же к этой группе еще присоединить и упоминания о Первой мировой войне (68 упоминаний), то доля этих памятных событий 1939–1945 гг. возрастет до 43% в общем количестве событий, за которые современные старшеклассники испытывают гордость. Конкретным событиям войны и военным сражениям уделено не так много внимания: чаще других называли блокаду Ленинграда (17 человек), Сталинградскую битву (8 человек), битву под Москвой (6 человек) и Курскую дугу (4 человека).

Справедливости ради следует сказать, что среди респондентов были и те, кто испытывает стыд за войну 1941–1945 гг., но доля их мала (18 человек). Это чувство, как правило, связано с осознанием тех огромных потерь, которые допустило руководство страны в годы войны, с непомерно высокой ценой, которую пришлось заплатить советскому народу за победу.

В целом же, именно различные войны и сражения лидируют в ряду событий, которыми, по мнению ребят, можно гордиться (213 упоминаний) или стыдиться их (249 упоминаний). При этом помнят, прежде всего, о военных победах России досоветского периода: Куликовская битва (20 человек), Ледовое побоище (18 человек), Северная война и Полтавская битва (4 человека). Активно упоминается победа над армией Наполеона в Отечественной войне 1812 г. (65 упоминаний), в частности – Бородинское сражение (20 человек). Почему-то в этом же ряду оказалось и участие России в Первой мировой войне (29 человек «гордящихся» против 16 человек «стыдящихся»), при этом половина из «гордящихся» глубоко убеждены, что Россия вышла из этой войны победителем.

Из войн XVIII–XIX вв., которые вызывают стыд, абсолютным лидером оказалась Русско-японская война (43 упоминания). Кроме того, в анкетах назывались битва на Калке, Крымская война, Аустерлицкое сражение, Куликовская битва, Бородино (по одному разу).

Любопытно, что военных событий России советского периода в большей степени стыдятся, чем гордятся ими (если не считать, конечно, победы в Великой Отечественной войне). Лидирует в этом ряду война в Афганистане (114 упоминаний, из них 110 человек испытывают за нее стыд) и гражданская война (56 упоминаний, из них 53 человек испытывают за нее стыд). Не забыли ребята и о войне с Финляндией (24 упоминания, из них 20 человек испытывают за нее стыд).

На втором месте в ряду позитивно воспринимаемых событий оказались события, связанные с техническими достижениями и научными открытиями страны (253 упоминаний или 15% от числа всех событий, которыми можно гордиться). Прежде всего, это гордость за освоение космоса (203 упоминания), но не только. Это и открытие таблицы Менделеевым (8 человек), и производство ядерного оружия, и изобретение автомата Калашниковым (по 6 человек), и изобретение радио (2 человека), и строительство атомного ледокола «Ленин» (1 человек), и покорение Арктики (1 человек).

Гордятся старшеклассники Карелии и спортивными достижениями российских спортсменов (80 упоминаний или 5% от числа всех событий, за которые испытывают гордость). Основной предмет гордости – победы на Олимпийских Играх (33 упоминания). По отдельным видам спорта выделены «наши» наиболее сильные виды: фигурное катание, биатлон, хоккей, также отмечена победа ЦСКА в кубке УЕФА – все-таки футбол по-прежнему любят и переживают за него. Что же касается провалов отечественного спорта, то досталось футбольной сборной (41 упоминание), которая за последние 15 лет опустилась на 20 позиций в рейтинге ФИФА.

Удивительно, но лишь единицы (28 чел.) вспомнили какие-либо события из культурной жизни страны. К сожалению, количество молодых людей, считающих, что Евровидение – наше главное достижение на ниве искусств (12 человек), выше, чем количество тех, кто вспомнил про всех наших деятелей искусств, вместе взятых (10 человек). Практически не было названо ни одного существенного вклада в культуру из сферы искусства или литературы, не считая единичного упоминания А.С. Пушкина. Складывается впечатление, что ребята либо плохо знакомы с историей духовной жизни российского общества, либо считают достижения в этой сфере незначительными.

Из всех названных в анкетах исторических имен чаще всего назывались правители и политические деятели:

• из дореволюционного периода – Петр I (54 упоминания, из них 53 позитивных), Иван IV Грозный (10 упоминаний, из них 9 негативных), единичные упоминания Бориса Годунова, Павла I, Александра II;

• из советского периода – И.В. Сталин (171 упоминания, из них 7 позитивных), В.И. Ленин (7 упоминаний, из них 4 негативных), единичные упоминания Хрущева, Троцкого;

• из современного периода – В.Путин (62 упоминания, из них 60 позитивных), Б.Ельцин (22 упоминания, из них 21 негативных), М.Горбачев (3 негативных упоминания).

Среди единичных упоминаний встречаются имена великих поэтов, полководцев, ученых и космонавтов: Пушкин, Жуков, Рокоссовский, Ломоносов, Менделеев, Гагарин. В связи с покупкой «Челси» «всплыло» имя Б.Абрамовича.

Из исторических событий до 1917 года чаще других назывались татаро-монгольское иго (43 упоминания) и крепостное право (62 упоминания), причем число стыдящихся этих событий и гордящихся тем, что русский народ преодолел эти трудности, примерно одинаково. Из однозначно позитивно воспринимаемых событий несколько раз вспомнили о крещении Руси (7 человек), а из негативно воспринимаемых – продажу Аляски (29 человек) и Кровавое воскресенье (17 человек).

На основе анализа отмеченных школьниками событий советского периода можно сделать вывод о явном преобладании негативного восприятия большинством старшеклассников этого времени: в анкетах встречается всего 28 упоминаний событий советского периода, которыми ребята гордятся (не считая победы в Великой Отечественной войне) и 86 упоминаний событий, которых стыдятся (не считая репрессий Сталина). При этом одни и те же исторические события вызывают прямо противоположные чувства у молодых людей. Скажем, свержением монархии и Октябрьской революцией 1917 года гордятся 15 человек, а стыдятся их 27 человек. Образование СССР вызывает гордость у пятерых и стыд – у семерых человек. Однозначным лидером в ряду негативно воспринимаемых школьниками событий советского периода является период правления Сталина, главным образом, из-за его репрессий по отношению к собственному народу (193 упоминания в ряду негативных).

Следует отметить, что и современный этап развития российского общества (1985–2007 гг.) воспринимается большинством старшеклассников столь же критически и противоречиво: 223 упоминания негативно воспринимаемых событий и только 95 позитивно воспринимаемых (из них 46 – избрание В.В. Путина Президентом РФ). Распад СССР рассматривается скорее как отрицательное событие в отечественной истории – 73 человека назвали его в ряду тех, за которые им стыдно, и только 16 оценили его положительно. Очень интересно, что период перестройки был отнесен одиннадцатиклассниками к событиям, которых больше стыдятся, чем гордятся ими, – 29 человек «стыдящихся» против одного-единственного «гордящегося».

Не смогли школьники обойти вниманием, естественно, и обострение межнациональных отношений в стране. Очень многим из них стыдно за развязывание войны в Чечне (90 упоминаний), за террористические акты в Беслане и других российских городах (69 упоминаний), за погром в г. Кондопоге (42 упоминания). Впрочем, нашлись три человека, которые испытывают не стыд, а гордость за то, что произошло в 2006 году в этом небольшом городе Карелии. Кстати, кондопожские события – это почти единственный пример региональных событий, отмеченных в анкетах ребят. Еще шестеро назвали образование славного города Петрозаводска как событие, которым по праву стоит гордиться. И все – никаких других событий из истории Карелии названо не было.

Надо сказать, что вспомнили старшеклассники и аварию на Чернобыльской АЭС (19 человек), и гибель подводной лодки «Курск» (11 человек), и дефолт 1998 года (14 человек), и взрывы на угольных шахтах (6 человек). С другой стороны, многие ребята не указывали каких-либо конкретных событий, но писали, что им стыдно за обилие нищих и голодных людей в российских городах, за необеспеченную жизнь пенсионеров, за плохие дороги и грязь на улицах, за крайне низкий уровень жизни людей и мизерную зарплату (36 человек).

В целом анализ полученных ответов свидетельствует, что дореволюционную историю школьники знают значительно лучше, чем современную, и гораздо чаще за нее гордятся. В восприятии событий советского периода у большинства старшеклассников преобладают негативные эмоции. События политической истории последнего столетия и их персонификация в лице руководителей государства запечатлелись в исторической памяти старшеклассников преимущественно в негативном изображении. Единственным исключением является победа в Великой Отечественной войне, которая стала абсолютным лидером по числу позитивных упоминаний. Историческую гордость у многих старшеклассников Карелии вызывают успехи России в военной области и достижения в области науки и техники, которые определяют ее высокий статус в мире. Напротив, отрицательные представления об историческом прошлом в основном связаны с советскими политическими событиями, которые, по оценкам населения, ослабили страну и государство. Можно заметить также, что, к сожалению, история родного края для подавляющего большинства старшеклассников Карелии оказалась почему-то малознакомой и малоинтересной.

Следует отметить, что вопрос об исторических событиях сам по себе оказался для школьников непростым и вызывал у значительной части респондентов определенные затруднения, это зафиксировали практически все организаторы анкетирования в школах. При этом довольно часто одни и те же события неоднократно повторяются в разных анкетах из одного класса, что свидетельствует об интенсивном обмене мнениями между одноклассниками по данному вопросу. Немало удивляет и обилие грамматических ошибок в написании известных исторических имен и географических названий. Кроме того, в сознании некоторых старшеклассников смещаются временные рамки исторических событий или перепутываются их названия. Так появляются на свет «новые» исторические события и имена, например, «Великая Отечественная война 1812 г.», «Вторая мировая война 1941–1945 гг.», «изобретатель Рокоссовский», «путч 1989 г.» и т.п., что может свидетельствовать, к сожалению, о весьма неглубоком усвоении многими старшеклассниками отечественной истории.

TopList