Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Идеи. Родительское собрание

Мы привыкли смотреть на родителей как на людей, хорошо понимающих своего ребенка, несущих за него ответственность. Но порой выясняется, что многие из них совсем не представляют особенностей подросткового возраста и психологии. Лекции для родителей оказываются не менее важными, чем школьные уроки для их детей.

Ольга Гребенникова ,
замдиректора ГОУ СОШ № 255, к.п.н. ;
Лариса Михайличенко ,
социальный педагог ГОУ СОШ № 255, г. Санкт-Петербург

Школа для родителей

Беседы о психологии подростков

Итоги анкетирования

Эти вопросы легли в основу короткой анкеты, с которой мы обратились к родителям на собрании:

• Какие основные качества вы бы хотели развить в своем ребенке, чтобы он в будущем стал успешным?

• Что главное должна дать школа вашему ребенку?

• Ориентируетесь ли вы в воспитании своего ребенка на формирование гуманистических ценностей?

Результаты анкетирования получились очень разнообразными, пестрыми. Их трудно было сложить в единую систему взглядов:

– …знания, высокий профессионализм;

– …здоровым, здоровье должно быть;

– …чтобы нашел занятия по душе;

– …работу по специальности.

А для себя мы неожиданно получили дополнительный, не менее важный результат. Родители задумались. Задумались эмоционально и глубоко. Слишком дорогой и тревожной оказалась для них тема будущего детей, будущего их жизни, будущего их внуков.

Так небольшая анкета разделила и объединила, превратила обыкновенное родительское собрание в важный и нужный разговор. Да, всем очень хочется, чтобы их чадо с добром относилось и к себе, и к своим близким, да, они очень хорошо понимают, что если добро будет исходить от окружающих, то и ему, чаду, будет хорошо.

– А вам не страшно такого доброго во двор одного выпускать?!

И тогда опять посыпались вопросы, уже не запланированные анкетой, а выверенные обстоятельствами, и поиск ответов здесь же.

– Да, действительно, в самом деле.

– Я не думала...

– Вы правы.

– Нет, нет, конечно, добрым.

– Ну не знаю, добрый, честный, а деньги зарабатывать не может.

– Здоровье.

– Жизнь такая...

– Кому как повезет.

– Нет, ребята-то хорошие, но не всегда понимают.

– И мы не сильно-то понимаем.

Родитель нынче пошел активный. Видит проблему – надо решать. Можно запретить, можно отругать, можно постоянно искать виноватого. Нашлись и такие, кто сказал:

– Так ведь вы профессионалы, вот и подскажите, научите, как.

Лекторий о детской психологии

И тут родилась идея поговорить с родителями об их собственных детях. Мы обратились к ним с вопросами:

Помните, мамы и папы, когда вы его, свое сокровище, еще только ждали, сколько книг читали, сколько вопросов задавали врачам, знакомым, соседям. Когда сядет, когда встанет, как первый зубик? Что вначале – манку или гречку, какого цвета первая игрушка...

Тогда он был совсем кроха, и было страшно, а теперь?

Теперь не успеваешь за размером ноги менять обувь и следить за изменениями их моды, их нарядов.

А что, уже не страшно? Почему вопросов стало меньше? Почему вместо вопросов и поиска решений – какая-то обида на самое родное и самое сокровенное, обида оттого, что «не соответствует». Не так учит, не так говорит, не так думает, не так ест, не так слушает.

Но почему мы, господа родители, так старательно изучаем все особенности ребенка, пока он совсем мал, а потом считаем, что мы уже все знаем?

Так совместно с родителями мы пришли к необходимости родительского лектория, где психолог, социальный педагог и опытный учитель расскажут папам и мамам о подростке: в чем особенности его организма, его мира, его среды, его потребностей. Чем способы самовыражения подростков кардинально отличаются от взрослых? Как он строит взаимодействие со сверстниками, с собой, с семьей и с целым миром? И как в этом возрасте с ним общаться?

Только через информированность к ребенку может прийти грамотное мышление, осознание своих эмоций, выбор правильного поведения. Но, прежде всего, стоит позаботиться об информированности родителей, чтобы работа, проводимая учителями, не пошла насмарку.

В ходе лектория форма встреч с родителями каждый раз была разной. Приглашения на встречу обдумывались заранее и вывешивались на информационном стенде. Мы старались, чтобы они были привлекательными в дизайне, с легким чувством юмора в содержании, креативными по сути.

Атмосферу этих встреч составляли:

• безопасность и конструктивность;

• доверительность и деловитость;

• открытость и объективность;

• адресность и научность;

• искренность и профессионализм.

Во время занятий родители получали опыт анализа своих действий, учились выстраивать стратегию воспитания своего ребенка с учетом его психологии. Формы занятий были различными:

• лекция;

• интерактивная беседа;

• практикум;

• занятие с интерактивными заданиями;

• «круглый стол».

Создание содружества

В педагогической практике существует богатый опыт разработок и различных форм взаимодействия с родителями. Однако идея тематического лектория превращает общение с родителями в систему. Оно перестает быть эпизодическим и ситуативным. Родители и учителя объединяются для разговора об особенностях и проблемах детей. Этот разговор становится протяженным во времени, развивается по степеням сложности. Возникает совсем иной уровень понимания друг друга между родителями, детьми и учителями.

Вступая во взаимодействие в системе «учитель – ученик – родитель», учитель и родитель становятся партнерами, соучастниками одного общего дела. Партнерство, перерастающее через сотрудничество в содружество, делает родителей и учителей единомышленниками.

Определяя формы взаимодействия, атмосферу встреч, палитру совместных мероприятий, следует иметь в виду трудности, которые неизбежны в этой работе:

– специфика современного социума;

– нацеленность внимания части родителей на формирование «сегодняшнего» результата без учета будущего;

– отсутствие у некоторых родителей понимания необходимости учитывать психологию подростков;

– случаи реализации родителями через детей своих амбиций;

– отсутствие полного понимания того, что отношения «родитель – учитель» можно выстраивать как партнерские, а не как отношения «заказчик – исполнитель»;

– пагубное влияние средств массовой информации;

– «изломы» в судьбе самих родителей.

Но в итоге на педагогическом совете при анализе эффективности родительского лектория были отмечены следующие положительные результаты:

• Разрешение конфликтов в школе и в семье приобрело более конструктивный, позитивный характер, конфликтов стало меньше.

• Улучшилось эмоционально-психологическое состояние, здоровье, настрой подростков и, как следствие, всех субъектов образовательного процесса.

• Вырос авторитет школы как образовательного учреждения.

И, возможно, если бы наших сегодняшних родителей кто-то вовремя научил осознанно строить отношения в партнерстве, сотрудничестве, содружестве, наши сегодняшние ученики были бы чуть-чуть счастливее. Что может быть важнее счастья своей семьи, радости своих детей и родителей, их счастливого совместного бытия?

Фото авторов

TopList