Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №21/2008

Архив

Идеи. Классный час

Обычно учителя заранее продумывают темы для классных часов, а нередко пользуются и уже готовыми планами, заимствуя их у коллег или из педагогических журналов.
Но, как показывает опыт, наиболее удачные идеи рождает сама жизнь. Внимательное наблюдение за учениками, доверие к их способностям и потенциалу может подтолкнуть педагога к неожиданному решению. В итоге в классе не только возникает новый творческий проект, но порой и разрешаются затяжные конфликты.

Наталья Горемыкина ,
г. Тамбов

Они могут научить друг друга

Авторские сайты подростков в интернете

Конфликт казался неразрешимым

В 8-м «Б» я стала классным руководителем только в прошлом году. Класс был для меня новым, раньше я у них не преподавала. И сразу же попала в трудную ситуацию: у одной из учениц случился затяжной конфликт с учительницей информатики. При этом с математикой и физикой дела у девочки шли совсем неплохо, проблемы возникали только из-за чисто личностных расхождений. На уроках информатики Лена вела себя просто вызывающе: ей не нравилось, что Ирина Николаевна, учитель информатики, слишком любит запугивать учеников. То есть это Лене казалось, что она их запугивает, я же думаю, что учительница просто призывала ребят к порядку, напоминала об ответственности. Возможно, Ирина Николаевна немного перегибала палку именно в сторону критики, показывала недостатки и ошибки детей, а за хорошее их никогда не хвалила. Однако все остальные ребята относились к частым выговорам довольно спокойно и не слишком-то близко к сердцу принимали ее критику.

Лену такое поведение учительницы возмущало, она никак не могла угомониться. Ее сам принцип задевал за живое: «Как же так! Почему Вы заранее считаете нас плохими?» А учительницу в ответ злило, что девочка смеет с ней открыто спорить.

Чуть ли не каждый урок заканчивался скандалом. Лену с информатики и в коридор выгоняли, и родителям жаловались. Но сколько я ни беседовала как с девочкой и ее родителями, так и с самой учительницей, а иногда и со всеми вместе, каждый из них стоял на своем и не желал слушать другого.

Родители у Лены попались такие же принципиальные, во всем дочь поддерживали. Они уверены, что учителя не имеют права говорить с учеником с позиции превосходства и силы. Да и мне было непросто. Я видела, что у каждой стороны есть своя правда. На кого-то из подростков метод Ирины Николаевны очень даже отрезвляюще действовал, мобилизовывал их. Некоторые мальчишки злились и старались доказать ей, что могут справиться с заданием не хуже нее. Часть девчонок ее стиль дисциплинировал. Кто-то учительнице поддакивал и подлаживался под ее настроение, а Лена по натуре была лидером, ее активность и независимость многие в классе признавали. И если другим учителям, более спокойным и ровным, удавалось с ней ладить, то тут просто «нашла коса на камень».

Одно время я чувствовала себя в тупике и совсем измучилась от этих конфликтов. Боялась, что девчонка из школы вот-вот вылетит из-за своей строптивости. А ведь я чувствую, что в душе она – настоящая, не злая и не стервозная, да и училась она по другим предметам вполне прилично. Другое дело, что по информатике Лена из двоек-троек не вылезала, но это все потому, что в знак протеста отказывалась делать домашние задания. Когда у меня уже совсем опустились руки и все выглядело безнадежным, ситуацию спасла чистая случайность – почти чудо.

Выход нашелся неожиданно

Две девочки в моем классе увлеклись фотографией. Им почти одновременно родители подарили фотоаппараты, и сначала они «щелкали» одноклассников на вечеринках и днях рождения, затем сделали фоторепортаж с нашего новогоднего спектакля, а вскоре одна из них перешла к художественной фотографии – стала снимать натюрморты, потом пейзажи. То у нее получилось показать, как снег на солнце блестит, то – как небо в окнах отражается… Ее подружка тоже старалась делать что-то похожее, и получалось по-своему интересно, хотя и не так выразительно. Главное – у них появилось увлечение. Я давно заметила, что если человек искренно чем-то увлечен, то он, как магнит, притягивает к себе остальных. Другие ученики в классе стали интересоваться тем, какие фотографии у девчонок получаются, а кто-то тоже начал учиться «щелкать» не только физиономии друг друга, а искать в природе, в окружающем мире что-то красивое, особенное, не замеченное другими.

Время сейчас цифровое, компьютерное, и фотоаппараты у ребят тоже были цифровые. Фотографии с новогоднего спектакля специально распечатывали в лаборатории, чтобы вывесить на стенде. А все, что девчонки для себя снимали, они могли одноклассникам только в компьютере показывать, но где? Все время в гости друг к другу ходить? Поразмышляла я об этом и забыла, даже не думала, что история с фотографиями будет иметь какое-то продолжение. Вдруг одна из тех девочек, Маша, приносит мне на бумажке электронный адрес. Говорит: «Когда у Вас будет время, посмотрите, пожалуйста, мой сайт. Я себе сделала авторский сайт, а на нем устроила фотогалерею».

Я пообещала взглянуть, поблагодарила, а бумажку, конечно же, сразу куда-то засунула между тетрадок и забыла – куда. Прошла примерно неделя. В выходные я стала разбирать свои записи, перетряхивать сумку. Из блокнота с черновыми набросками планов выпала эта бумажка. Я даже не сразу вспомнила, что это за адрес… Но время в тот момент у меня было, решила полюбопытствовать.

Открываю указанную страницу в Интернете – и не верю своим глазам. Передо мной – настоящий сайт из нескольких разделов, красиво оформленный. На нем есть и форум с гостевой книгой, и та самая фотогалерея, про которую Маша говорила. Засмотрелась я на ее фотографии, не могла оторваться. Потом еще мужу долго показывала. А в конце заглянула почитать на форуме отзывы о фотографиях, и увидела там почти всех девчонок из моего 8-го «Б». Среди них и Лена оставила свои впечатления.

И вот я читаю, и вижу, что девчонки явно Маше завидуют. Им все-таки обидно, что она чем-то от них настолько отличается. Мало того, что у нее заметные успехи в фотографии, так она еще эти успехи имеет возможность всем показать. К тому же Маша на сайте завела несколько разных разделов, помимо фотогалереи. Например, я увидела у нее раздел, посвященный любимой музыке, – с портретами музыкантов или групп, краткими биографиями и ссылками на сайты, где можно их музыку скачать. Другой раздел был посвящен психологическим тестам, третий – гороскопам. Еще один раздел – о компьютерных играх. Понятно, что девочки из класса не могут удержаться и не пройти по очереди все тесты, не заглянуть в гороскопы. То-то я за последнюю неделю заметила, что Машина популярность в классе взлетела до небес. Думала, что все дело в ее удачных фотографиях. Но нет, тут была идея побогаче…

Как удалось уговорить враждующие стороны

На следующий день я прихожу в школу, а меня опять ловит в коридоре учительница информатики с рассказом об очередных грубостях Лены, требует вызвать родителей. И тут на меня словно озарение нашло. Попросила я Лену остаться после уроков и с глазу на глаз рассказала ей, как смотрела в воскресенье сайт Маши. В разделе «ссылки» у Маши был указан адрес ресурса, где подробно объяснялось, как можно сделать сайт, как сделать для сайта баннер, а также множество других хитростей. Сама я разобраться в этом не смогла, да и незачем мне было. Но увидела, что информации о создании сайтов довольно много и старшеклассникам она по зубам – не то что мне, историку и гуманитарию.

И вот я Лене говорю: «Как я поняла, создать авторский сайт довольно реально. С математикой у тебя дела обстоят неплохо, значит, и в информатике разберешься… Сделай-ка ты на классном часе доклад, или нет – проведи свою мастерскую на тему авторских сайтов. Расскажи, какими они бывают, из каких тем складываются, где в Интернете можно найти сведения, которые помогут в создании своего сайта. Половину классного часа Маша с ее подругой будут проводить мастерскую, а половину – ты. Нарисуете плакаты со схемами и алгоритмами действий, а потом ребята при помощи цветной бумаги, карандашей и фломастеров сами будут создавать макеты сайтов. Пусть каждая группа придумает свои разделы, свою «изюминку» в оформлении найдет».

Лена тут же принялась отбиваться, спорить и говорить, что она ни за что с этой задачей не справится. Но чувствую – идея задела ее за живое. Тогда я объяснила, что классный час, посвященный авторским сайтам, я задумала провести недели через три. За это время она успеет разобраться в материале и подготовить свой доклад. «Главное, – говорю, – что девчонки поглощены больше всего фотографией. А ты ведь можешь придумать идеи сайтов совсем на другие темы, например, посвященные спорту, юмору, моде или географии. В Интернете сейчас на любую тему можно найти информацию».

Смотрю – она вроде бы всерьез заинтересовалась: глаза загорелись, щеки порозовели, волнуется. Тогда я как бы между прочим добавила: «А заодно мы попросим Ирину Николаевну тебе помочь разобраться». Тут Лена взвилась до потолка и опять начала отказываться. Но внутри уже чувствуется раздражение и горечь – жалко ей интересного проекта лишаться. Да и видно, что на нее саму очень сильное впечатление произвел Машин сайт. Кому же из подростков не хочется оказаться в центре внимания, быть оцененным за свои творческие достижения по заслугам? Да еще и Лене, с ее подавленным лидерством.

На следующий день был долгий разговор с Ириной Николаевной, которая сначала и слышать про Лену не хотела. Но она все же – настоящий учитель, а, значит, в глубине души – человек азартный. Спорила она со мной, спорила, а потом все же любопытство пересилило. Интересно ей стало – на что Лена окажется способна. Договорились, что Ирина Николаевна будет консультировать Лену два раза в неделю после уроков минут по двадцать. И первую неделю – исключительно в моем присутствии. Предполагалось, что Лена заготовит вопросы и будет обсуждать их с Ириной Николаевной, конспектировать ее объяснения. Нашу учительницу информатики очень грела мысль, что вся эта морока продлится не больше трех недель (до классного часа). А потом она уже с полным основанием будет мне доказывать, что Лена – хамоватая и никуда не годная ученица. Надеялась, что я сама смогу в этом убедиться и перестану девочку защищать. Но не тут-то было…

Классный час изменил отношения

О консультациях по информатике рассказывать не буду. Достаточно сказать, что Лена вела себя просто безупречно. Всегда приходила со списком конкретных вопросов, ни разу не вступала в споры, все внимательно выслушивала и записывала. Судя по удивленному лицу Ирины Николаевны, вопросы Лена задавала достаточно серьезные, углубилась в тему не на шутку. А со второй недели я уже перестала с ними сидеть и какое-то время по привычке ждала жалоб от учительницы. Но их так и не последовало.

И вот наступил долгожданный классный час. «Долгожданным» он стал потому, что я заранее, за три недели, объявила тему и попросила ребят подготовиться. Это значило, что все ученики класса посетили авторский сайт Маши, обследовали его и продумали свои вопросы и впечатления. Первые десять минут классного часа представляли собой что-то вроде пресс-конференции, посвященной обсуждению конкретного сайта. Потом Маша и ее подруга Женя показывали на большом плакате, нарисованном заранее, схему создания сайта в Интернете с использованием готовых сетевых ресурсов, предлагающих место для размещения сайта.

А дальше случился сюрприз. Девочкам-докладчицам я накануне рассказала, что будет еще выступление Лены, но больше никто об этом не знал. И вот она выходит, делает обзор по тематическим авторским сайтам, которые ей удалось найти в Интернете. Но «гвоздем программы» стал рассказ Лены о ее собственном сайте, который она создала самостоятельно за последнюю неделю перед классным часом. Назвала она его чуть-чуть смешно – «Мир позитива», но зато собрала туда все, связанное с шутками и юмором: любимые анекдоты, шуточные тесты, забавные фотографии животных, смешные истории из жизни. Одним из самых интересных разделов на ее сайте оказалась «Школа позитива». Лена объяснила всем, что обучение в этой школе будет посвящено развитию доброты, благодарности и светлого взгляда на мир. Раз в неделю на сайте будет выкладываться ее лекция с примерами из жизни, а потом ученики «Школы позитива» напишут сочинения на ту же тему, но уже со своими мыслями и примерами.

Выяснилось, что у Лены придуман свод правил, по которым будет работать ее виртуальная школа. Есть свой график интересных тем и заданий, разделы под названием «учительская» и «журнал оценок», а так же «новости школы» и «список учеников». Она объявила, что всем, кто успешно закончит школу, будут выдаваться призы, а один месяц обучения в «Школе позитива» приравнивается к одному классу. Карту своего сайта Лена представила на отдельном плакате и на его примере подробно рассказала одноклассникам, что такое «навигатор по сайту» и по каким принципам он устроен.

Ребята тут же в ответ предложили Лене давать в качестве заданий не только сочинения, но и проводить конкурсы на лучшую шутку, лучший анекдот недели, лучшую карикатуру, раз уж ее виртуальная школа называется «Школа позитива». А Лена всем раздала собственноручно сделанные визитки с адресом своего сайта.

Заключительная часть классного часа прошла в форме работы по группам. Ученики разбились на три группы, и каждая из докладчиц проводила свою «мастерскую». Под руководством ведущих ребята придумывали собственную модель сайта: обсуждали тему, возможные разделы, строили карту. Заодно они предлагали варианты оформления, названия, логотипа и воплощали все это на бумаге при помощи фломастеров и карандашей. Записывали электронные адреса серверов, на которых можно найти необходимую информацию по созданию сайтов.

В самом конце классного часа мы поговорили о том, что сайт не обязательно должен делаться одним человеком. Если у двух-трех-пяти учеников есть общие пристрастия и интересы, они могут объединиться и сделать свой собственный сайт, а потом приглашать туда друзей в гости. Возможность творчески проявить себя в Интернете заразила ребят.

Только один из участников классного часа просидел до конца молча, на задней парте, хотя и выглядел сильно ошарашенным. Это был наш приглашенный гость – учитель информатики Ирина Николаевна. Судя по глазам, она узнала о своих учениках много нового.

Уроки не прошли даром

Через пару недель, выбрав свободное время, я решила познакомиться с сайтом Лены. Класс почти полностью захватила эпидемия «сайтостроительства», и в моих откликах они больше не нуждались – им хватало друг друга. Однако рассказ о «Школе позитива» заинтересовал меня. Захотелось просто посмотреть, что за лекции сочиняет и вывешивает Лена для своих подопечных «учеников». Из списка на сайте следовало, что в школе учится уже 13 учеников. Я заглянула в раздел «Уроки» и увидела следующее:

Тема урока: «Борьба с плохим настроением»

На этом уроке мы поговорим о плохом и хорошем настроении и о том, как бороться с хандрой. Чаще всего плохое настроение бывает, когда чем-то болеешь, грустишь, скучаешь, сидишь дома в плохую погоду. Если болеешь, то, разумеется, нужно лечиться и при возможности избегать таблеток. Желательно выходить на прогулку хотя бы на 20 минут, даже если не ходишь в школу, ведь надо дышать свежим воздухом! Если погуляешь, то наверняка станет лучше (мне помогало всегда). Когда грустишь, тоскуешь без общения, то может стать легче уже от одного разговора с подругой. А иногда при хандре полезно походить по магазинам. Когда скучно, посмотри телевизор, позанимайся чем-нибудь. Прими прохладный душ, сделай зарядку. Ну, в общем, все!

Домашнее задание:

Напиши о своем методе борьбы с хандрой (стрессом). Только умоляю, не задерживай. Как прочитаешь урок, сразу отправь домашнее задание!

В разделе «Журнал оценок» все было видно как на ладони – и усердие «учеников», и реакция «учительницы». Там я прочитала об итогах сочинения, заданного на прошлой неделе.

Оценки за домашнее сочинение «Как зло ко мне вернулось»:

Татьяна – 5 (замечательно!); Елизавета – 5 (молодец!); Ольга – исключена (за что – знаешь); Иван – 4 (не огорчайся!); Маша – 5+ (лучшее из лучших!); Олеся – 4 (короткое, три предложения – это не дело); Люда – 4 (нормально); Галя – удалена (надо было раньше отправлять); Сережка – 3 (нет темы, слишком короткое); Марина – 5 (это предел совершенства!); Женя – 5 (супер!); Иринка  – 5 (Молодчуля!); Аня – 5 (Умница!).

Читаю этот табель с оценками и думаю: «А ведь уроки Ирины Николаевны для Лены не прошли даром! Причем не только по информатике, но и по общению с учениками…» Получилось, что она обучала Лену не только своими достоинствами, но и недостатками. В итоге Лена в своей «Школе позитива» оказалась довольно требовательной учительницей и при этом очень щедрой на похвалу.

TopList