Архив
Идеи. Соуправление
Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва
кандидат философских наук, г. Москва
Точка отсчета
Созидательная сила педагогической поддержки
Cуть вопроса о содержании воспитания – в том, что именно сделать точкой отсчета. Наиболее простой путь – работать в основном фронтально, с коллективом, используя все возможные разработки. Наиболее сложный путь – искать с каждым ребенком его особый путь в сообщество, его роль в укреплении не коллектива (где все едины), а сообщества (где все разные, но равны).
Задачи на этом пути:
– определить, как лучше всего помочь реализоваться каждому конкретному ребенку и создать условия для социально значимой самореализации каждого (буквально каждого);
– укреплять для этого его самосознание и в целом всех процессов САМО.
Это ведет к пониманию ребенком того, что он может реализовать себя только в толерантном сообществе, которое он должен постоянно воссоздавать вместе с другим. Это становится его внутренней потребностью.
К социализации он приходит через индивидуализацию.
Заметьте: не учеба его важна, не формальное поведение, а возможность самореализации. Вот оно – поле деятельности классного руководителя.
В педагогике доминирующего коллективизма нормы социализации ребенку задают извне.
Понимающая педагогика идет от потребностей самореализации.
Никто не отрицает роль социализации: другой вопрос – как ее ввести в мир ребенка, как внешние нормы и жесткое воспитание или как внутреннюю потребность обеспечить самореализацию.
На мой взгляд, второй путь более плодотворен. Он позволяет культивировать и сохранять индивидуальность, помогая становлению свободоспособности (термин Газмана), а не подчинять личность социуму, формируя конформизм и боязнь самовыражения.
Принятие ребенка, забота и помощь необходимы растущему человеку изначально, а не тогда, когда у него от их нехватки возникают разные внешние и внутренние проблемы, конфликты и препятствия. И оказывать индивидуальную помощь ребенку должны педагоги, обладающие соответствующей подготовленностью.
Культура поддержки
Педагогическая поддержка относится к иной культуре педагогической деятельности. Она вырастает на внутренней свободе, творчестве, действительном (а не мнимом) демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребенка (не учителя и ученика, т.е. не в ролевых иерархических функциях, а в экзистенциальных условиях).
С позиции педагогики свободы ученик – не индивидуальная возможность, а индивидуальная действительность. Стержневая черта индивидуализации – поддержка человека в автономном духовном строительстве, в творческом воплощении, в неадаптивной активности, развитии способности к жизненному самоопределению, экзистенциальному выбору и жизненному авторству.
Официальная школа длительное время и не ставила задачу педагогической поддержки ребенка, не пытаясь обеспечить развитие его самости.
Идея педагогической поддержки теперь стала жить самостоятельной жизнью, независимой от того первоначального смысла, который вкладывал в нее Газман. Теоретическое и практическое поле педагогической поддержки закономерно становится шире, в том числе и потому, что медленно, но все же меняется и сфера образования.
Теперь в нем четко обозначилось новое направление – индивидуальное образование, со своими обоснованиями, целями, задачами, способами достижения и формами реализации. Это означает, что для педагогической поддержки открываются новые возможности реализации, которые не были заметны в 90-х годах. Таков современный инновационный контекст: поддержка по значимости выходит на первое место в структуре инновационных целей образования.
Все же следует признать: и сегодня в массовом образовании явно нарушено равновесие между социализацией и индивидуализацией, о чем в самом начале перестройки» говорил Газман. До сих пор их разброс и неравенство целей остается фундаментальным противоречием школы, которое мешает ее демократизации и развитию.
Конечно, в условиях всесилия социализирующей школы педагогическая поддержка будет неким «экзотическим» методом, который с трудом пытаются культивировать энтузиасты в надежде, что суровые «климатические условия» не погубят цветок. В этой ситуации поневоле приходится занять пессимистическую позицию, поскольку «внедрить» генотип индивидуализации в целиком социализирующую среду, увы, нереально, если только сама поддержка не начнет мимикрировать.
Можно ли в школе (помимо социализации, что, несомненно, необходимо) обеспечить индивидуализацию?
Школа привыкла, как говорят, «принимать меры», чтобы некоторые дети «не мешали» налаженному учебно-воспитательному процессу. Такова суть формально организованного воспитания, которое не может решить проблемы детей. Официальная школа длительное время и не ставила задачу педагогической поддержки ребенка, не пытаясь обеспечить развитие его самости.
Стремясь по-новому решить вопросы индивидуализации образования, Газман разделил педагогическую поддержку и индивидуальную помощь, которую можно рассматривать как один из приемов (или тактик) поддержки. Создавая концепцию, он придал решающее значение именно индивидуализации как образовательному пространству, в котором реализуется поддержка.
Ориентация на ребенка как субъекта собственной жизнедеятельности требует переосмысления такого явления, как индивидуальная работа. Она предусматривает особую форму педагогической деятельности, в основу которой был положен сравнительно новый для российской педагогики метод – индивидуальное консультирование, «советование», демонстрация ребенку выборов решений.
С позиции педагогики свободы ученик – не индивидуальная возможность, а индивидуальная действительность.
Суть консультирования – косвенным образом способствовать преодолению препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности ребенка. Овладение разнообразными формами индивидуального педагогического консультирования должно быть включено в сферу компетентности каждого работника образовательного учреждения. Педагог-консультант не решает проблему за ребенка, не диктует ему необходимые нормы поведения, а лишь обеспечивает условия выбора из разных представленных вариантов решения проблемы, поддерживает его самостоятельные действия в осуществлении его личного выбора.
Новый взгляд на содержание и формы образования
Поддержка детей, если ранее и оказывалась, то имела характер патернализма, шефства, кратковременной прагматической помощи. На профессиональном уровне действовали установки, скорее, «руководства и управления ребенком», чем его понимания и принятия.
В системе образования спонтанно складывались условия для реализации идей поддержки, прежде всего, в сфере дополнительного образования, на развитие которого сильные влияние оказала деятельность известных педагогов – создателей коммунарской методики (И.П. Иванов, М.Г. Казанкина, А.Г. Кирпичник, О.В. Лишин, А.Н. Лутошкин, В.И. Максакова, А.В. Мудрик, С.Д. Поляков и др.). Газман был в этом движении фактически с самого его начала.
Практика организации свободного пространства сотрудничества детей и взрослых дала ему возможность реально обеспечить их самоопределение в летних лагерях, которыми он руководил. Уже тогда он рассматривал индивидуализацию личности как особое пространство личностного самодвижения. Возможно, тот факт, что Газман активно работал и в школе, и в дополнительном образовании, позволил ему рассматривать индивидуальное развитие, саморазвитие как самостоятельный и самоценный процесс.
Вот его идеи:
• Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
Педагогическая поддержка по значимости выходит на первое место в структуре инновационных целей образования.
• Содержание образования – это не сами по себе знания, умения, навыки, а человеческая культура, выраженная через них.
• Речь идет о необходимом расширении предмета воспитания, о выделении особого направления в теории и практике образования, которое можно было бы назвать педагогикой самосознания.
• Идея гуманизации воспитательного процесса подводит нас к пониманию подлинной сущности воспитания. Она состоит в том, что это – совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. В таком случае перед педагогом встает не проблема передачи готовых образцов нравственной и духовной культуры, а создание, выработка их вместе с младшими товарищами.
• Самоопределение – процесс и результат выбора личностью собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы. Суть самоопределения состоит в актах выявления и утверждения индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать экзистенциальные или прагматические решения.
• Демократическая педагогика в определении воспитания должна включать в качестве смысловой доминанты природосообразную идею саморазвития, образования человеком самого себя.
Газман различал в образовании три подсистемы:
– обучение (овладение знаниями);
– воспитание (овладение социальными ценностями);
– педагогическую поддержку, т.е. помощь растущему человеку в обретении себя, в работе с самим собой, в самоопределении и самореализации. Без этой сферы образование остается объектным, а ученик по-прежнему выступает как средство реализации учителем обезличенных программ обучения и воспитания.
Важным было признание свободы как принципа деятельности в образовании: трехмерное представление о растущем человеке как существе не только социальном, биологическом, но и свободном (экзистенциальном), с необходимостью требует дополнения принципов культуросообразности и природосообразности принципом свободосообразного образования (обучения и воспитания).
Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей; самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
Свободосообразное образование интегрирует два процесса: обеспечение «свободы от», что предполагает защиту ребенка от подавления, угнетения, оскорбления достоинства, в том числе и защиту от собственных комплексов; и воспитание в «свободе для», означающее создание максимально благоприятных условий для творческой самореализации. Именно для этого и нужна поддержка.