Архив
Материалы. Навигатор
Сегодня мы хотим познакомить наших читателей с фрагментами второй книги Клауса Фопеля, которая продолжает серию из четырех книг, объединенных названием «На пороге взрослой жизни». Предлагаемые упражнения и психологические игры можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях, во время поездок.
Публикация
На пороге взрослой жизни
По книге: ФОПЕЛЬ К. На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Личность. Способность и сильные стороны. Отношение к телу. / Пер. с нем. – М.: Генезис, 2008. |
Если бы я был цветком
Цели
Это простое упражнение порой дает подросткам неожиданную информацию о них самих и о том, какими они хотели бы быть.
Возраст участников: от 12 лет.
Продолжительность: около 45 минут.
Материалы: Рабочий листок «Если бы я был цветком».
Инструкция
Сегодня я хочу предложить вам задание, которое поможет вам посмотреть на себя с разных сторон. Вам придется задействовать воображение и попытаться превратиться в зверей, растения и предметы.
Я приготовил для вас Рабочий листок. Пожалуйста, заполните его. У вас есть 20 минут.
А теперь найдите себе пару и поменяйтесь бланками.
Скажите своему напарнику, удивили ли вас какие-то его желания, сумели ли бы вы отгадать какие-нибудь из них. На беседу вам отводится 15 минут.
А теперь прервитесь и вернитесь в большой круг. Я хочу, чтобы все по очереди коротко рассказали, во что бы вы больше всего хотели превратиться и почему.
Подведение итогов
• Понравилось ли мне упражнение?
• Случалось ли со мной такое, что мне хотелось превратиться во что-нибудь или в кого-нибудь?
• Узнал ли я о себе что-нибудь новое?
• Узнал ли я что-нибудь новое о товарищах из группы?
• Что чаще всего говорили обо мне?
• Что я еще хотел бы добавить?
Комментарий. Это упражнение можно обогатить, предложив подросткам нарисовать восковыми мелками три самых привлекательных метаморфозы. Это позволит им глубже прочувствовать, что стоит за тем или иным их перевоплощением. В зависимости от того, насколько опытна группа, вы можете попросить кого-нибудь из участников рассказать о каком-то из своих превращений от первого лица. Например: «Я орел. Я парю высоко в небе и все вижу. Я свободен, и эту свободу у меня никому не отнять».
Рабочий листок «Если бы я был цветком»
Продолжите, пожалуйста, фразы, приведенные ниже. Пишите все, что приходит вам в голову. Можете представить себе, что где-то далеко есть страна, где люди, когда хотят, могут превращаться в предметы или живых существ. Ваша фантазия подскажет вам, во что превращаться каждый раз.
Если бы я был цветком, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ________________________________________.
Если бы я был животным, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Если бы я был птицей, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Если бы я был насекомым, то охотнее всего я стал бы ________________________,
потому что _____________.
Если бы я был деревом, то охотнее всего я стал бы______________________,
потому что______________.
Если бы я был мебелью, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был музыкальным инструментом, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Если бы я был домом, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Если бы я был автомобилем, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Если бы я был дорогой, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был страной, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был игрой, то я бы охотнее всего стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был чем-то съедобным, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был краской, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Если бы я был книгой, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был одеждой, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был частью тела, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был месяцем года, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был числом, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что ______________.
Если бы я был днем недели, то охотнее всего я стал бы_______________________,
потому что________________________________________.
Если бы я был частью речи, то охотнее всего я стал бы _________________________,
потому что ______________.
Прочтите еще раз получившиеся фразы. Какие три превращения кажутся вам наиболее привлекательными?
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
Что дадут вам эти превращения?
1. ______________________
2. ______________________
3. ______________________
Агент 006
Цели:
Это замечательное упражнение прекрасно подходит для работы с младшими подростками. Шутливая игровая ситуация поможет им охарактеризовать себя и сделать какие-то свои особенности предметом совместной беседы.
Возраст участников: от 12 лет.
Продолжительность: около 50 минут.
Материалы: Рабочий листок «Агент 006»
Инструкция
Я хочу предложить вам небольшое приключение, которое даст вам возможность рассказать о себе. Я приготовил бланк, который вы сейчас заполните. На это у вас есть полчаса.
А теперь разбейтесь на группы по четверо и прочтите друг другу ответы на отдельные вопросы. Когда вы закончите, расскажите товарищам, какие их ответы вам понравились больше всего, какие удивили, а какие требуют дополнительного разъяснения. У вас есть 20 минут на обсуждение.
А теперь соберитесь в большой круг, и мы посмотрим, что у нас получилось.
Подведение итогов
• Понравилось ли мне упражнение?
• Какие вопросы были для меня особенно трудными?
• Узнал ли я о себе что-нибудь новое?
• Как я сейчас себя чувствую?
• Что я еще хотел бы добавить?
Комментарий. Упражнение можно модифицировать: собрать Рабочие листки и зачитывать ответы, не называя автора. Участники группы должны попытаться отгадать, чей это бланк.
Рабочий листок «Агент 006»
Представьте себе, что вот уже 3 месяца вы числитесь в списке без вести пропавшим. Чтобы вас найти, был откомандирован состоящий на государственной службе агент 006. Отвечая на следующие вопросы, помогите ему найти вас.
1. Почему вы пропали?
2. Как вы выглядите? Подробно опишите свою внешность (рост, вес, возраст, цвет волос и прическу, цвет и разрез глаз, состояние зубов, форму лица, размер рук и ног, одежду, походку, манеру речи, особые приметы...).
3. Есть ли у вас какие-то привычки, которые могут помочь агенту узнать вас? Опишите подробно 3–4 ваши привычки.
4. В каких местах вы можете появиться? Опишите их.
5. Что вы обычно делаете в это время? Опишите.
6. С какими людьми вы, как правило, общаетесь в это время? Опишите, пожалуйста, и расскажите, почему вы хотите общаться именно с этими людьми.
7. А где вы обычно спите или едите?
8. Агент 006 отыщет вас или вы сами вернетесь домой? Если вы решили вернуться сами, то почему? Чем обосновано ваше решение?
Я сам
Цели
Это упражнение помогает подросткам выразить сущность своей личности. Однако оно будет эффективным, только если участники уже имеют опыт рефлексии и самовыражения. Поэтому упражнение не следует проводить на начальных стадиях работы с группой.
Возраст участников: от 16 лет.
Продолжительность: менее 1 часа.
Материалы: бумага и карандаш.
Инструкция
В этом упражнении речь пойдет о том, каким образом наиболее лаконично выразить самую суть своего внутреннего «Я». Представьте, что вы первый раз идете на встречу с важным для вас человеком. Он вас еще не знает, и вы хотите дать ему наиболее полное и честное представление о вашей личности. Вы хотите, чтобы он понял, кто вы есть на самом деле.
Существует одна трудность – времени, чтобы сообщить о себе, у вас очень мало. Вы можете сказать только 17 слов. Задача заключается в том, чтобы выразить себя не более чем в 17 словах. Запишите их. Это могут быть реалистичные описания, а могут быть и аллегории. Вы можете рассказать о своем прошлом или представить свой взгляд на будущее. Вы можете попробовать охарактеризовать себя как отдельную личность, а можете описать себя в сравнении с другими важными для вас людьми. Выберите тот стиль повествования, который вам подходит. На работу вам отводится не больше 10 минут... Не подписывайте свои листы, но учтите, что мы еще будем работать с ними.
А теперь я хочу, чтобы вы вместе выполнили второй этап упражнения. Дайте мне, пожалуйста, свои самоописания, и я прочту их все по очереди – каждое по одному разу.
А сейчас я перемешаю листочки, и мы будем по очереди читать и обсуждать их. Вы можете сказать, как вы реагируете на то, что написано тем или иным участником группы, какие мысли возникают у вас, что вам нравится и не очень. Старайтесь говорить таким образом, чтобы ваши высказывания помогли автору описания в его личностном развитии. Пожалуйста, не открывайте, что вы автор описания, которое находится сейчас в процессе обсуждения.
В заключение вы можете высказать догадки по поводу вероятного автора каждого описания. Кратко аргументируйте свои предположения.
Ваша задача – следить за тем, чтобы обсуждение проходило в позитивном ключе, чтобы у каждого была возможность высказать различные точки зрения. Цель этой процедуры – не в формулировании психологически корректной характеристики, а в том, чтобы подать сигнал автору описания: «Я услышал то, что ты сказал, и надеюсь, что ты услышишь то, что говорю тебе я, потому что я хочу помочь тебе».
Подведение итогов
• Понравилось ли мне это упражнение?
• Узнал ли я о себе что-нибудь новое?
• Какое описание больше всего похоже на мое собственное?
• Смог ли я понять по реакции членов группы, насколько мое представление о себе совпадает с тем, как меня воспринимают окружающие?
• Как бы я описал себя 5 лет назад?
• Каким будет мое описание через 5 лет?
• Как я сейчас себя чувствую?
• Что сказал о моем описании мой лучший друг/лучшая подруга?
• Что я еще хотел бы добавить?
Комментарий. Упражнение эффективно только тогда, когда проходит в атмосфере доверия и взаимного уважения. Его можно проводить, даже когда у вас мало времени – в таком случае пусть каждый просто зачитает вслух свое самоописание.
Вот это я!
Цели
Это упражнение дает подросткам возможность яснее осознать важные качества и интуитивные границы своей личности. Вместе с тем оно поможет им лучше узнать друг друга и таким образом более уверенно чувствовать себя в группе.
Возраст участников: от 12 лет.
Продолжительность: около 160 минут.
Материалы: вам понадобится множество разных газет, повествующих о различных сферах жизни, вероятно, интересующих подростков из вашей группы, а также клей, резак и большой лист формата А1 для каждого из участников.
Инструкция
Я хочу, чтобы сегодня вы приготовили большой коллаж, который можно было бы озаглавить «Вот это я!». Из газет, которые у нас имеются, вы можете вырезать картинки и отдельные слова и составить из них своеобразные мозаики, пробежавшись взглядом по которым, можно будет понять, кто вы и какой вы: чего хотите добиться в жизни, во что верите, что чтите, что вам приятно, а что нет, где вы живете, кого любите, каким видом спорта занимаетесь и т.д.
Соедините картинки и фрагменты текста так, чтобы из них четко проступала ваша личность во всей своей уникальности. Пожалуйста, нигде не пишите свое имя. Когда коллаж будет готов, мы обсудим его всей группой.
У вас есть 2 часа на то, чтобы представить себя таким образом. Найдите себе в комнате спокойное место для работы и не разговаривайте друг с другом...
А теперь прервите работу и повесьте коллажи на стену.
Прикрепите под каждым коллажем пустой листок бумаги. Я хочу, чтобы теперь вы прошлись от картины к картине и написали бы на листках короткий комментарий (по 1–2 фразы) к каждому коллажу. Напишите, что вам понравилось, какие мысли у вас появились и какие вопросы возникли... Подождите, пока все будут готовы.
Теперь объединитесь в группы по четыре человека, возьмите свой коллаж и комментарии других участников к нему... По очереди прочтите вслух комментарии. Автор коллажа должен разъяснить партнерам по подгруппе смысл различных фрагментов своей картины и выразить собственное отношение к комментариям, оставленным другими участниками. В какой степени он был понят? Насколько комментарии помогли ему увидеть что-то новое в себе? Трое других участников могут задавать вопросы, чтобы максимально точно понять то, что хотел выразить автор. На обсуждение каждого коллажа у вас 10 минут.
А сейчас вернитесь в большой круг...
Подведение итогов
• Понравилось ли мне упражнение?
• Какая часть моего коллажа наиболее важна для меня сейчас?
• На какие части моего коллажа я сейчас смотрю иначе?
• Как бы я назвал свой коллаж?
• Какие эмоциональные реакции вызвали у меня комментарии к моему коллажу?
• Узнал ли я что-нибудь новое?
• Что мне бы хотелось сделать с моим коллажем?
• Как я сейчас себя чувствую?
• Что еще я хотел бы добавить?
Комментарий. В ходе этого длительного задания время от времени делайте перерывы.
Моя обучаемость
Цели
В этом упражнении подростки могут сосредоточиться на своей способности к обучению. Вспомнив свои успехи и просто радостные события, связанные с учебой, они смогут определить, какие факторы играют для них особую роль в обучении. Это даст им возможность понять, какие условия обучения оптимальны для каждого их них.
Возраст участников: от 16 лет.
Продолжительность: около 75 минут.
Материалы: Рабочий листок «Моя обучаемость», листы бумаги А4.
Инструкция
Сегодня я хочу помочь вам исследовать очень важную способность – способность к обучению, или обучаемость.
Вы наверняка слышали о живом обучении или об учебе длиной в жизнь. В одном из упражнений мы уже обсуждали, насколько важно, чтобы учеба доставляла удовольствие и была разнообразной. Помимо этого, мы исходим из того, что в условиях развивающейся западной цивилизации приходится готовиться к решению непрерывно возникающих трудностей и постоянно учиться. Проблемы, уже имеющиеся на Земле к настоящему моменту, такие как нехватка пищи и энергии, только подтверждают верность этой точки зрения.
С другой стороны, с субъективной точки зрения духовно и физически бодрыми в пожилом возрасте остаются прежде всего люди, которые были достаточно любознательны в течение всей жизни и умели учиться.
Чтобы прожить свою жизнь подобным образом, я должен знать важнейшие условия, которые делают обучение приятным и действенным. Я подготовил Рабочий листок – бланк, который вам нужно заполнить за следующие 45 минут.
Разбейтесь на группы по четыре человека и обменяйтесь мнениями о том, какая модель обучения идеальна для вас лично и где вы, по вашему мнению, можете найти идеальные условия для ее реализации. У вас есть на обсуждение 30 минут.
Возвращайтесь в большой круг, чтобы мы вместе подвели итоги.
Подведение итогов
• Понравилось ли мне упражнение?
• Узнал ли я что-то новое о себе?
• Соответствует ли мое нынешнее обучение идеальной для меня модели?
• Достаточно ли я доверяю себе, чтобы самому определить подходящие для меня условия обучения?
• Что бы я хотел добавить?
Рабочий листок «Моя обучаемость»
Эта анкета должна помочь тебе определить свой индивидуальный стиль обучения. Вспомни восемь случаев из своей учебной жизни, которые были для тебя самыми приятными, позволили получить удовольствие от учебы. Что ты смог изучить в каждом случае? Образовательный опыт может относиться к самым разным областям твоей жизни, к любому ее периоду.
Коротко опиши на листе бумаги, чему ты научился в каждом случае и что доставило тебе удовольствие.
После этого заполни следующую таблицу. Вспомни еще раз свои учебные ситуации и напротив каждого высказывания, которое характеризует твой конкретный опыт, поставь крестик в колонке с соответствующим номером.
Теперь подсчитай, сколько раз ты отметил каждое высказывание, и запиши результат в столбце «Итого».
В нескольких предложениях опиши условия, которые сопутствовали приятным и важным для тебя учебным ситуациям.
А теперь напиши, какие условия тебе нужны для того, чтобы учиться в будущем. Перечисли места работы, учебные ситуации, другие сферы жизни, в которых могли бы сложиться оптимальные условия для твоего обучения.
Любимая вещь
Цели
Понять, кто я такой, могут помочь важные для меня вещи. Это задание позволяет подросткам прояснить для себя, какая личная вещь является для них самой любимой на данный момент. Кроме того, упражнение способствует тому, чтобы члены группы больше узнали друг о друге и лучше друг друга поняли.
Возраст участников: от 12 лет.
Продолжительность: около 40 минут.
Материалы: любимый предмет каждого участника; бумага и карандаш.
Инструкция
Объявите об этом упражнении заранее: Я хочу, чтобы к следующей встрече вы подготовились дома. Осмотрите все свои личные вещи и решите, какая из них на данный момент наиболее значима для вас. Подумайте, почему этот предмет так ценен для вас. Затем напишите несколько строк о том, что приходит вам в голову в связи с этим предметом, и принесите эти записи и сам предмет на нашу следующую встречу.
На следующей встрече: Я хочу, чтобы вы разбились на небольшие группы по шесть человек. Каждый по очереди должен будет показать свой любимый предмет и рассказать, почему он столь значим для него. Если это возможно и вы на это согласны, пустите предмет по кругу. Остальные могут задавать вопросы или делиться своими впечатлениями от предмета. У вас на это всего 30 минут.
А теперь вернитесь в большой круг. Я предлагаю вам положить предметы на середину комнаты, чтобы все смогли их увидеть, поскольку это важно для каждого из вас. Вероятно, представитель от каждой подгруппы может рассказать, кто какой предмет принес...
Подведение итогов
• Понравилось ли мне упражнение?
• Какие эмоции вызвало у меня предложение принести мой любимый предмет?
• Кого я узнал лучше?
• Оправдало ли себя упражнение в моем случае?
• Каков был мой любимый предмет в течение последних трех лет?
• Как я себя чувствую сейчас?
• Что еще я хотел бы добавить?
Комментарий. Это упражнение особенно подходит для начальной стадии работы с группой.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Итого | |
Я приобрел новую информацию и знания | |||||||||
Я изучил концепцию, понял причинно-следственные связи | |||||||||
Я приобрел новую способность | |||||||||
Мое тело было в движении | |||||||||
Я был один | |||||||||
Я был в обществе других | |||||||||
Был кто-то, кто помог мне в учебе | |||||||||
Я приобрел власть над вещами | |||||||||
Я приобрел власть над людьми | |||||||||
Я научился владеть собой | |||||||||
Я пошел на риск | |||||||||
Я знал с самого начала, что хотел выучить | |||||||||
Была важна моя выносливость | |||||||||
Для меня имела основное значение оценка окружающих | |||||||||
Я доказал себе самому свою способность учиться | |||||||||
Я произвел впечатление на других | |||||||||
Я получил материальное вознаграждение |