Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №20/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

На прошлые осенние каникулы мы отправились всем классом в однодневный поход в лес. А для того, что бы мероприятие было еще интереснее и веселее, решили устроить посвящение в туристы. Этот рассказ – руководство к действию, своего рода сценарий для коллективного праздника на природе, который можно провести с детьми. Поводом для праздника может стать что угодно – от каникул до дней рождений.

Юлия Каспарова ,
Москва

Посвящение в туристы

Веселый праздник на природе

Разбиваем лагерь

Облюбовав симпатичную полянку среди молодых сосен, разбиваем наш нехитрый лагерь. Дети расстилают покрывала, бросают сумки и рюкзаки и тут же убегают: мальчишки – играть в футбол, девчонки – за них «болеть». Мы пока им не мешаем, даем возможность немного побегать. Затем командуем общий сбор. Дети возмущаются. Приходится проявить жесткость и отобрать на время футбольный мяч.

Все на сбор дров! Сначала плетутся нехотя, потом немного оживляются. Тащат сухие ветки, рубят их на дрова, красуются друг перед другом и перед девочками. Девчонки активно участвуют и тоже пытаются махать топором. Бросаем жребий и выбираем двух дежурных по кухне. Они отправляются чистить картошку. Остальные помогают разводить костер. Когда все хозяйственные работы закончены, переходим к культурной программе.

Конкурсы

Для начала всем ребятам было предложено поделиться на две команды и придумать для своей команды название. Пришлось прибегнуть к жребию – тащить целые и поломанные спички. Затем долго спорили о названиях и, наконец, выдали: «Рваные кроссовки» и «Тупые углы». Н-да...

В качестве разминки мы предложили ребятам посоревноваться, кто больше знает слов на туристскую тематику. Затем, помня о том, что настоящий турист должен быть умным и сообразительным, каждой команде даем туристскую задачку. На решение – 3 минуты. Итак, задачи:

1) Собираясь в сложный поход, турист положил в свой рюкзак много всякой всячины:

• спальник, коврик, одежды и другого личного снаряжения 12 кг;

• крупы, сухарей, консервов и других продуктов 13,5 кг;

• палатку, топор и другого общественного снаряжения 8,5 кг.

Сколько весил рюкзак туриста, когда он окончил поход, если известно, что все продукты были съедены, топор весом 2 кг утерян, а на дне рюкзака оказался электрический утюг весом 4 кг, который туристу положила заботливая младшая сестренка, чтобы его брюки и шнурки в походе были всегда наглажены?

2) На тренировке опытный турист одевает одну лыжу за 20 сек., а снимает за 10 сек. Сколько времени затратит опытный турист при 30-кратном выполнении упражнения на снимание и одевание пары лыж? Сколько пар лыж наденет опытный турист за 10 мин.?

Следующим проводился конкурс пантомимы. Командам мы предложили изобразить палатку и показать, что с ней будет, если пойдет дождь или налетит ветер. Вторым заданием было изобразить манную кашу.

Медицинская эстафета

Устроили мы и веселую медицинскую эстафету. Каждая команда выбрала самого легкого участника. Ему выпала участь быть «пострадавшим». Команды выстраиваются в две колонны. Два человека, стоящие первыми, скрепляют руки «стульчиком». По сигналу игроки несут своих «пострадавших» до заранее оговоренного дерева, обегают вокруг него и возвращаются к своей группе, пересаживая «пострадавшего» на следующие «носилки». Чья команда быстрее справилась с заданием, та и победила.

После эстафеты новоиспеченных «туристов» ждало еще одно испытание. Каждая команда получила по рулончику туалетной бумаги. Теперь несчастных «потерпевших» нужно было как следует перевязать – обмотать с ног до головы бумагой. Команды принялись за дело. И вскоре у них получились две симпатичные, аккуратненькие «мумии». Вдоволь налюбовавшись на них и нафотографировавшись, решили, наконец, пожалеть «пострадавших» и размотать. А обрывки бумаги собрать и отправить в костер, чтобы не нарушать чистоту окружающей природы...

Игра в «данетки»

После обеда все вместе играли в «данетки». Эта забавная игра – не только веселое развлечение. Она активизирует творческое мышление. Итак, ведущий рассказывает какую-то ситуацию. Например, такую: «Один человек жил на 10-м этаже. Каждый раз, возвращаясь домой, он поднимался на лифте до 8-го этажа, а дальше шел пешком. Почему?» Теперь игроки пытаются выяснить недостающую информацию и отгадать ситуацию. Для этого они задают вопросы ведущему, на которые тот может отвечать только: «Да», «Нет», «Не имеет значения» или «Некорректный вопрос» (если на вопрос нельзя ответить ни да, ни нет). Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не прояснит ситуацию. А ответ в предложенной ситуации предельно прост. Этот человек очень низкого роста (варианты: карлик, ребенок) и не достает до кнопки десятого этажа.

Если вы тоже захотите попробовать поиграть в эту веселую игру, вот вам для начала несколько ситуаций-загадок.

• Я встретил ее случайно. Я пытался ее достать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес ее домой в руке. Объясните, о чем речь. (Заноза.)

• Жил-был парень Билл. У него была Мери, которую он очень любил. Однажды, когда Билл был в кафе, разразилась сильная гроза. Когда Билл вернулся домой, он увидел распахнутое окно и лежащую среди осколков стекла в луже воды мертвую Мери. Что произошло? (Мери – рыбка.)

• Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой. Спрашивает: «Шесть?» – «Нет, семь!» О чем разговор? (Гитара.)

• Чтобы увеличить спрос на картофельные ножи, одна фирма придумала способ, чтобы они быстро пропадали у хозяйки. Что это за способ? (Ножи были разрисованы под очистки картофеля.)

• От тщеславия она лишилась пищи. Кто она? (Ворона из басни Крылова «Ворона и лисица».)

Спасаемся от лесной нечисти

Уж не знаю, зачем туристам нужно уметь маскироваться, но ребята согласились, что нужно и точка! Очень это задание пришлось всем по вкусу. Итак, каждая команда должна была отправиться в глубь леса и за 10 минут замаскировать одного из своих собратьев. А жюри из классного руководителя и родителей осматривало и оценивало маскировку.

Команды подошли к заданию творчески. В результате, мы несколько минут безуспешно искали одного из замаскированных, петляя среди молодых сосен. Оказалось, что его посадили в песчаную яму и полностью завалили сосновыми ветками. Вот так маскировка! Вторая команда решила проблему иначе. Их игрок был полностью одет в наряд из веток. И даже во рту у него торчала шишка. Ну, как здесь выделишь какую-то одну команду? Конечно, опять победила дружба!

Следующим событием по сценарию было явление лесной нечисти – родителей, переодетых в леших и кикимор. Собрав всех ребят, мы объявили им, что в районе нашего лагеря была замечена лесная нечисть: леший, русалки, кикиморы. Они явно что-то замышляют, и мы должны им помешать. А для этого очень важно соблюдать «обознатушки»: разодеться так, чтобы лесная нечисть их не узнала.

Что тут началось! Дети с визгом и хохотом менялись обувью и футболками, переодевали кроссовки с левой ноги на правую, выворачивали одежду на изнанку, наматывали на голову куртки, украшались еловыми ветками и сажей. Особенно эффектно смотрелись мальчишки, которые рискнули поменяться одеждой с девочками. Впереди нас ожидало главное событие дня – ритуал посвящения в туристы.

Ритуал посвящения в туристы

Для проведения ритуала ребята «загримировали» классного руководителя и приготовили «огненный эликсир туриста» (бутылка пепси-колы, полпачки соли и пакет кетчупа). Наконец, был объявлен выход «лесной феи». Под всеобщий хохот классный руководитель Ирина Михайловна, завернутая в покрывало, с еловыми ветками и «боевой раскраской», произнесла следующую речь: «Я, владычица 8-го «Б» класса, укротительница «тупых углов» и «рваных кроссовок», в этот знаменательный день повелеваю: испить этот огненный лесной эликсир туриста, чтобы стать дружными, веселыми туристами. Ритуал посвящения начать!» После этого каждый «посвящаемый» получил по ложке «огненного напитка». Да уж, не сладко, как оказалось, быть туристом...

А потом пришло время собираться в обратный путь. И всю дорогу мы обсуждали возможность настоящего многодневного похода со всем классом. Ведь посвящение в туристы должно иметь свое логическое продолжение...

TopList