Архив
Идеи. Родительское собрание
Не только родители, но и учителя порой настроены против детского увлечения компьютерами, видят в нем лишь помеху и отвлечение от уроков. Между тем компьютер может стать важным помощником в обучении и для школьников, и даже для самих учителей. Все зависит от подхода, от умения оценить преимущества нового способа работы с информацией.
Обсудить ресурсы и возможности компьютера можно и на родительском собрании, и на классном часе.
Ольга Никитина ,
г.Нижний Новгород
г.Нижний Новгород
Самообразование с помощью компьютера
Все говорят: «Компьютеры необходимы для обучения! Дайте детям возможность поработать на компьютере, они многому научатся!», – а так ли это? Неужели компьютер может быть панацеей от всех бед и тревог, возникающих постоянно при обучении? Недавно моя подруга купила компьютер своей дочке и теперь страдает. Та играет в карты с компьютером с утра до поздней ночи, ну, скажите, пожалуйста, стоило ради этого тратить такие деньги?!
Тем, кто до сих пор сомневается, расскажу немного о собственном опыте общения с этой умной машиной, о том, как она учит меня и моих друзей.
Карты и математика
Начну с этих самых карт. Лично я люблю играть, но всегда считала это занятие совершенно бесполезным, одурманивающим времяпровождением. Поэтому в походы и экспедиции карты никогда не брала и детям запрещала – нечего заниматься глупостями. Карты хороши для общения, да и то лишь изредка…
Недавно приехала в гости к учительнице истории. Мы дружим давно, и часто раньше подшучивали над ее «феноменальными» математическими способностями. Манипулирование цифрами и формулами даже на бытовом уровне всегда было для нее огромной проблемой.
Но в последнее время что-то изменилось. Она стала легко и очень логично сравнивать тарифы на мобильную связь, научилась оперировать цифрами с легкостью и, к моему удивлению, с удовольствием. Причину разительной трансформации удалось обнаружить совершенно случайно. Я предложила ей сыграть в преферанс. Игра эта, как известно, требует недюжинных математических способностей, недаром в нее обожают играть все технари. Через час стало ясно, что она обыгрывает не только меня, но и своего мужа, инженера. Я удивилась, а подруга объяснила, что последние полгода играла в преферанс на компьютере в свободное от работы и домашних хлопот время. Получается, что она нашла вот такого необычного учителя математики – игру с компьютером в преферанс.
Word: бесплатные курсы русского языка
Для меня же самой увлекательной игрой на компьютере до сих пор является написание текстов. Больше всего мне нравится, что компьютер указывает на мои ошибки в очень корректной форме: не ставит отметки, не смеется над моей безграмотностью. Вместо этого программа предлагает замену, стараясь догадаться, что именно я имела в виду, когда писала то или иное слово. Она как бы ищет вместе со мной наилучшие варианты выражения моих мыслей и всеми силами старается облегчить мою работу.
Компьютер (не он, конечно, а те люди, которые составляли программу, в которой я работаю) иногда шутит, если догадаться о моих «словообразованиях» не в состоянии. Например, когда я писала диссертацию и часто употребляла словосочетание «школа-парк», которого, естественно, не было в словаре Word, он стал предлагать мне заменить это слово на…имя Тубельского (директора школы, в которой проводилось исследование). Представляете: лето, каникулы, я работаю над анализом прошедшего учебного года, а он, вредный, знай, напоминает мне о будущей работе!
Когда нет программы проверки орфографии, я очень нервничаю. Ощущение, будто потеряла лучшего помощника, друга. Подчеркнет он тебе раз пять одно и то же слово красным цветом, начинаешь исправлять ошибку сама, а потом, глядишь, и научишься писать его правильно. А вот со стилистикой у него пока явные проблемы: часто старается чересчур. Зато теперь он начал волноваться о моем словарном запасе – так и норовит подобрать синонимы к используемым в тексте словам.
А еще компьютер постоянно учится, спрашивает, не хочу ли я пополнить его словарный запас. Это тоже удивительно приятно. Мы все больше понимаем друг друга.
Обучение иностранному языку
Благодаря компьютеру и возможностям Интернета я избавилась от страха писать по-английски. Дело в том, что способностей к языкам у меня отродясь не существовало, а желание общаться с людьми из разных стран было с детства. Но мне повезло: те, кто учил меня английскому, уделяли больше внимания устной речи и умению объясняться, а не правилам грамматики. Думаю, они сделали почти невозможное: научили не бояться прямого общения на английском. Я могу понять, что мне говорят, способна выразить на несколько редуцированном языке свои мысли. Но запомнить, как пишутся слова, я не в состоянии! Тем более что в этом языке написание почти каждого слова нужно запоминать: больше исключений, чем правил.
Раньше каждый раз, когда мне было нужно написать статью, приходилось искать переводчика: сама писать я боялась. Но после того как появилась электронная почта, все изменилось. Появилась возможность переписываться со знакомыми людьми из разных стран. Причем ответ на письмо люди рассчитывали получить быстро – не было времени обратиться к переводчику.
Робко, залезая в словарь на каждом слове, я отправила свое первое письмо. К моему удивлению, меня поняли, написали ответ. Началась активная переписка. Постепенно от бумажного словаря я почти отказалась. Гораздо интереснее играть с компьютером в «понимайку». Если я напишу слово с ошибкой, но оно будет узнаваемо, компьютер сам предложит, как его изменить. Если слово не опознано, я ищу новые варианты, снова спрашиваю, догадался ли он. Словарем-переводчиком, имеющимся теперь в моем компьютере, я пользуюсь только в самых сложных случаях, когда мы с компьютером уж совсем перестаем понимать друг друга.
Текст на иностранном языке требует не только знания, как правильно пишутся слова. Стилистика часто меняет смысл почти на противоположный. Тут мне на помощь пришли коллеги, для которых английский – родной язык. Они предложили свою поддержку в качестве добровольных редакторов. Теперь я отправляю статьи сначала им, они задают мне при необходимости вопросы по смыслу, исправляют ошибки, присылают готовый вариант «на визу». Им это сделать нетрудно, а я потом разбираюсь, где же допустила ошибки, почему мои фразы были непонятными. Учусь, но об этом знают только двое: я и мой компьютер.
Важен результат
Работа на компьютере отличается от обычной учебной деятельности тем, что тебе помогают учиться самому. Никто не проверяет, сколько ты сделал ошибок, никто не ограничивает время. При этом человек не чувствует себя беспомощным щенком, брошенным в омут знаний. Постоянно можно получить поддержку, если точно знаешь, в чем. Это – своеобразное образовательное пространство, в котором каждый имеет неоценимую возможность найти свою нишу.
Может возникнуть вопрос: а как же оценка работы? Всем известно, что оценка деятельности необходима, правда, не в той форме, в которой нам выставляют отметки в школе. Оценка в сфере пользования компьютером проявляется в виде результата работы: написан грамотный текст, понято твое письмо, пройден очередной уровень игры, найдена необходимая информация. При работе с компьютером положительной оценки от самого себя рано или поздно добивается каждый. И любой из нас имеет шанс получить хорошую оценку извне, поделившись с друзьями накопленным опытом.