Архив
Материалы. Внеклассное мероприятие
В этом номере мы публикуем фрагмент из книги К.Я. Грота «Пушкинский Лицей (1811-1817)» (авторская орфография и частично пунктуация сохранены). Готовясь к Лицейскому вечеру или к классному часу, посвященному А.С. Пушкину и лицеистам, учитель найдет здесь много интересных фактов о каждом из соучеников будущего великого поэта. А современные школьники, ознакомившись с записями лицейских наставников, получат представление о том, чему учили их ровесников, живших во времена Пушкина, какие качества характера воспитывали в них педагоги.
Публикация
Отзывы наставников о первом курсе Лицея (1812 г.)
Отзывы «по нравственной части»
Граф Броглио (Сильверий), католич. испов., 13-ти лет. Весьма ограниченного дарования, слабая память, крайнее упрямство и чувствительность с гневом, который не есть действие вспыльчивости, составляют теперь важнейшие его недостатки, но он признателен, чувствует свои ошибки, даже оплакивает их, всеми силами старается о своем исправлении и с некоторым успехом, подавая хорошую надежду. Ласковые увещания столь же трогают его сердце, сколько напротив раздражают его упреки или насмешки. Впрочем, он довольно простосердечен, опрятен и прилежен.
Вольховский (Владимир), 14-ти лет. С превосходными дарованиями; весьма прилежен с внимательностью, весьма благонравен, не требуя надзора; одарен глубокою проницательностью и силою рассудка; знания его весьма основательны и прочны, но скромность его столь велика, что достоинства его закрыты ею, обнаруживаются без всякого тщеславия и тогда только, когда должно и когда его спрашивают. Добродушие, нелицемерная искренность, снисходительность ко всем, кротость, благородство во всех поступках, покорность, степенность и рассудительность составляют отличные и явственные черты его характера, всегда постоянного. В обращении он дружелюбен, уступчив, вежлив и со всеми одинаков.
Князь Горчаков (Александр), 14-ти лет. Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностию, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей, всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении, усердие, ко всякому дружелюбие, чувствительность с великодушием и склонность к благотворению суть неотъемлемые принадлежности души его; пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь, и все его движения; при всем том он осторожен, проницателен и скромен. Крайняя чувствительность причиняла ему прежде много страданий, но теперь она вошла в пределы умеренности; он начинает сносить ее со свойственным великодушием. Опрятность и порядок царствуют во всех его вещах.
Данзас (Константин), катол. испов., 11-ти лет. Нельзя сказать, чтобы не имел способностей, но свойственная ему мешкотность, вялость, неловкость и притом леность, делают их бесплодными. Он требует неусыпного понуждения и поощрения к учению; гневен, груб, нерадив, непризнателен и неопрятен, не столько по намерению, сколько по дурному воспитанию, впрочем, в нем довольно простосердечия; он начал немножко исправляться как в прилежании, так и в обращении. Особенно приметна в нем художественная способность и подражательность; вообще он более механик и потому к наукам, требующим умственных сил, он мало оказывает охоты и способности.
Барон Дельвиг (Антон), 14-ти лет. Способности его посредственны, как и прилежание, а успехи весьма медленны. Мешкотность вообще его свойство и весьма приметна во всем, только не тогда, когда он шалит или резвится: тут он насмешлив, балагур, иногда и нескромен; в нем примечается склонность к праздности и рассеянности. Чтение разных русских книг без надлежащего выбора, а может быть, и избалованное воспитание поиспортили его, почему и нравственность его требует бдительного надзора, впрочем, приметное в нем добродушие, усердие его и внимание к увещаниям, при начинающемся соревновании в российской истории и словесности, облагородствуют его склонности и направят его к важнейшей и полезнейшей цели.
Илличевский (Алексей), 14-ти лет. С весьма хорошими дарованиями, одарен живым воображением и счастливою склонностью к поэзии, весьма начитан в российской словесности; способности, прежде приобретенные, знания и возраст его таковы, что теперешние учебные предметы весьма для него легки, так что большую часть остающегося времени употребляет он на свободные упражнения в словесности с похвальным успехом. При таких преимуществах (хотя поистине мнимых), нельзя, чтобы самолюбие и своенравие не находили себе пищи, оттого, может быть, происходит в нем приметное небрежение к другим, которых он вообще мало ценит, разве собственная польза того требует, впрочем, он довольно осторожен, занимателен, смел, тверд, решителен; но властолюбив, весьма неохотно подчиняет свою волю, неуступчив и вообще крутого нрава. Примечаемое в нем чувство к добродетели может служить надежным залогом будущего его усовершенствования.
Барон Корф (Модест), 12-ти лет. С хорошими дарованиями, прилежен с успехом, любит порядок и опрятность; весьма благонравен, скромен и вежлив. В обращении столь нежен и благороден, что во все время нахождения его в Лицее ни разу не провинился; но осторожность и боязливость препятствуют ему быть совершенно открытым и свободным. Иногда немножко упрям с чувствительностью.
Кюхельбекер (Вильгельм), лютер. испов., 15-ти лет. Способен и весьма прилежен; беспрестанно занимаясь чтением и сочинениями, он не радеет о прочем, оттого мало в вещах его порядка и опрятности. Впрочем, он добродушен, искренен с некоторою осторожностью, усерден, склонен ко всегдашнему упражнению, избирает себе предметы важные, героические и чрезвычайные; но гневен, вспыльчив и легкомыслен; не плавно выражается и странен в обращении. Во всех словах и поступках, особенно в сочинениях его приметны напряжение и высокопарность, часто без приличия. Неуместное внимание происходит, может быть, от глухоты на одно ухо. Раздраженность нервов его требует, чтобы он не слишком занимался, особенно сочинением.
Ломоносов (Сергей), 14-ти лет. Весьма хороших дарований, весьма благонравен и трудолюбив. Благородство, обходительность, степенность, осторожность, искренность, услужливость, усердие в исполнении своих обязанностей, порядок, опрятность и вообще благонравие, не требующее надзора, сделались свойственными ему качествами. Он столь благоразумен, что вспыльчивость его совершенно в его власти, но, говорят, с ревностию занимается. Любит чтение, но не иное, как о важных и полезных предметах и особенно историческое; знакомится и с любопытством прилепляется к тем, которые также рассуждают о чем-нибудь полезном и важном, иначе он склонен к уединению, однако же, без задумчивости и угрюмости. Невинное рассеяние, приятные прогулки и благоразумные беседы необходимо должны поддержать дух его и силы. Приметно в нем пристрастие к собственному мнению, но вообще видно в нем решительное желание усовершенствовать нравственные и умственные свои силы с благим намерением быть полезным человеком.
Малиновский (Иван), 14-ти лет. Способности имеет и довольно старателен. Доброта сердца, искренность и чувствительность суть отличные и весьма приметные в нем свойства. С успехом старается укрощать свою пылкость, увлекающую его в ошибки, в которых он признается с раскаянием. Обращение его, особенно с товарищами, требует еще утончения. По живости своего нрава, он любит свободу и веселость, но предается им часто без осторожности; любит также военных. Выбор хорошего общества и благородных людей, которые не во зло употребят ни его искренности, ни склонности к свободной и веселой жизни, утвердит и усовершит добрые в нем расположения. Впрочем, его добродушие, хорошие правила, а со временем и опытность будут ему в том верными руководителями, чтобы склонность сия не препятствовала ему идти всегда безопасным путем благонравия.
Пущин (Иван), 14-ти лет. С весьма хорошими дарованиями; всегда прилежен и ведет себя благоразумно. Благородство, воспитанность, добродушие, скромность, чувствительность, с мужеством и тонким честолюбием, особенно же рассудительность – суть отличные его свойства. В обращении приятен, вежлив и искренен, но с приличною разборчивостью и осторожностью.
Пушкин (Александр), 13-ти лет. Имеет более блистательные, нежели основательные дарования, более пылкий и тонкий, нежели глубокий ум. Прилежание его к учению посредственно, ибо трудолюбие еще не сделалось его добродетелью. Читав множество французских книг, но без выбора, приличного его возрасту, наполнил он память свою многими удачными местами известных авторов; довольно начитан и в русской словесности, знает много басен и стишков. Знания его вообще поверхностны, хотя начинает несколько привыкать к основательному размышлению. Самолюбие вместе с честолюбием, делающее его иногда застенчивым, чувствительность с сердцем, жаркие порывы вспыльчивости, легкомысленность и особенная словоохотность с остроумием ему свойственны. Между тем приметно в нем и добродушие, познавая свои слабости, он охотно принимает советы с некоторым успехом. Его словоохотность и остроумие восприяли новый и лучший вид с счастливою переменою образа его мыслей, но в характере его вообще мало постоянства и твердости.
Ржевский (Николай), 12-ти лет. Дарования есть, но по молодости его они еще не довольно приметны в успехах, по сей же причине он невнимателен к своей пользе, резов, и кроме детских невинных ошибок ничего предосудительного в нем не видно; напротив, он весьма кроток и любезен, послушен без малейшего прекословия, чувствителен без гнева, нежен, вежлив и чистосердечен.
Саврасов (Петр), 13-ти лет. Дарования его весьма основательны и надежны. Кротость, спокойствие духа, благородство, скромность, терпеливость, умеренность, чистосердечие и невинность ясно изображаются на открытом лице его; ибо в нем нет ни тени лицемерия. Он всегда одинаков, чувствителен, когда подаст хоть малейшую причину к неудовольствию; в учении постоянно рачителен и верен в исполнении своих обязанностей; благонравен, не требуя надзора; любит порядок и опрятность; в обращении весьма вежлив, дружелюбен, а к старшим почтителен. Особенного пристрастия ни к чему не оказывает; он равнодушен, охотно, однако же, хотя умеренно, участвует в играх и забавах.
Тырков (Александр), 13-ти лет. Чувствуя слабые свои дарования, он сделался весьма старательным и прилежным, хотя при всем том, успехи медленны. Довольно благонравен, кроток, усерден, опрятен. Случающиеся угрюмость, упрямство, гнев и самая даже молчаливость с застенчивостью, неловкость его и нерасторопность происходят более от недостатка в воспитании и образовании; оттого и выражается он несвязно, сбивчиво и более механически, нежели по размышлению. Впрочем, он указывает искреннее желание образоваться и постоянное, неослабное прилежание, подает надежду, что из него выйдет со временем, по крайней мере, полезный и добрый человек.
Юдин (Павел), 14-ти лет. Не пылкого ума, не блистательных дарований; но постоянным трудолюбием он делает хотя и медленные, но весьма основательные и надежные успехи в науках. Он весьма благонравен, мало прогуливается; рассеяние его состоит в скромной, приятной невинной беседе; прочее время занимается учением с очевидною пользою. Стараться должно, чтоб склонность его к уединению не перешла, наконец, в задумчивость, впрочем, отличные его свойства суть: благородство и благовоспитанность во всех его поступках, тихая деятельность и чувствительность, молчаливость с застенчивостью и склонность ко всегдашнему упражнению, во время которого не любит, чтобы ему мешали. Не чисто произносит букву «с».
Яковлев (Михаил), 14-ти лет. С изрядными дарованиями, весьма прилежен, простодушен, усерден, исполнителен, покорен, расторопен, пылок и довольно благонравен; не имеет блистательного воспитания, но своей осторожностию и доброю, искреннею волею вести себя как можно лучше он приобретет гораздо важнейшие достоинства и в добром своем желании весьма успевает. Имеет особенное дарование и склонность к музыке.
Надзиратель по учебной
и нравственной части
Мартын Пилецкий
Табель,
составленная из поданных ведомостей гг.
профессоров,
адъюнкт-профессоров и учителей: 1) об успехах, 2)
о прилежании,
3) о дарованиях воспитанников Императорского
Лицея, какие оказали они
с 19-го марта по 1 ноября 1812 года.
В Законе Божием. Все слушали прилежно, охотно и внимательно.
Броглио
В русском и латинском языках. Не способен, прилежание тщетно, успехов нет.
Во французском языке. Нерадение и непонятность.
В немецком языке. Не способен и не надежен в успехах.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Старается при весьма посредственных способностях.
В логике и нравственности. Не понятен, прилежен, но без успеха.
В математике. Ни охоты, ни способности. Успехов ни малейших.
В географии и истории. Дарования слабы. Успех мал.
В рисовании. Посредственных дарований. Успехи медленны. 4-го отделения.
В чистописании. Начинает успевать.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Благонравен, простосердечен, крайне упрям и чувствителен с гневом, но признателен.
Вольховский
В русском и латинском языках. Многие способности, примерное прилежание, успехи чрезвычайные. 2-й ученик.
Во французском языке. Примерного прилежания и великие успехи, недостаток в произношении. 15-й ученик.
В немецком языке. Отменное прилежание.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Отличные успехи, прилежание и дарование.
В логике и нравственности. Весьма понятен, действует силой рассудка, и отменно успешен. 2-й ученик.
В математике. Слабее первого только в суждении. 2-й ученик.
В географии и истории. Весьма хорошие дарования, основательно судит и успевает хорошо. 5-й ученик.
В рисовании. Отличных дарований, особенного прилежания, успехи хороши. 2-го отделения.
В чистописании. Способен и очень прилежен.
В фехтовании. Еще не хорошо.
По нравственной части. Весьма благонравен, степенен, благороден, кроток, искренен, рассудителен.
Горчаков
В русском и латинском языках. Многие способности, прилежание отличное и успехи чрезвычайные. 3-й ученик по сему классу.
Во французском языке. Исправился в тщеславии и отличные успехи и дарования. 1-й ученик по сему предмету.
В немецком языке. По-прежнему успешен, прилежен и способен отлично, 1-й ученик.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Отличные успехи, прилежание и дарование.
В логике и нравственности. Острое понятие, прилежен отменно и успешен, 1-й ученик.
В математике. Судит основательно, успевает превосходно. 1-й ученик.
В географии и истории. Дарование и прилежание отличны, успехи прекрасны. 1-й ученик.
В рисовании. Хороших дарований, особенного прилежания. Хороших успехов. 1-го отделения.
В чистописании. Очень способен и прилежен.
В фехтовании. Хорошо.
По нравственной части. Весьма благонравен, благороден, ревнителен к учению и чести своей, дружелюбен, весьма чувствителен и пылок.
Данзас
В русском и латинском языках. Не видно еще способностей, прилежания нет, ни успехов.
Во французском языке. Ни успехов, ни надежды оных нет.
В немецком языке. Ограничен, ленив и не надежен.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Худые успехи, ни способности, ни прилежания, ни охоты.
В логике и нравственности. Не понятен, вовсе не прилежен и слаб рассудком.
В математике. Ни охоты, ни способности. Успехов ни малейших.
В географии и истории. Нерадив, беззаботен, не успешен.
В рисовании. Отличных дарований,
посредственного прилежания. Успехи хороши.
В чистописании. Нерадив, успел весьма мало.
В фехтовании. Весьма худо.
По нравственной части. Не всегда благонравен, довольно простосердечен, но вял, неловок и гневен.
Дельвиг
В русском и латинском языках. Посредственные способности, охота к Российской словесности; прилежен и успехи в русском хороши.
Во французском языке. Старается, не менее всех успел.
В немецком языке. При всем старании ни мало не успевает.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). С способностью, но без охоты.
В логике и нравственности. Слабое понятие и ни мало не прилежен, отвечает без размышления.
В математике. Отменно ленив. Успехов ни малейших.
В географии и истории. Мало дарований, но по склонности к истории ожидается успехов.
В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отделения.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Не похвального поведения, в полезном медлен, в шалостях резок, насмешлив, нескромен, приметно и добродушие.
Илличевский
В русском и латинском языках. Счастливые способности, прилежание чрезвычайное и успехи отменные. 8-й ученик.
Во французском языке. Отменно внимателен, прилежен и успехи отличные. 3-й ученик.
В немецком языке. Много способностей и успехов, внимания более прежнего.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Отличные успехи, прилежание и дарование.
В логике и нравственности. Острое понятие, отменно успевает, но слишком тороплив. 4-й ученик.
В математике. Судит основательно, но скор, самонадежен, успехи отличные. 4-й ученик.
В географии и истории. Редких дарований, особенно прилежен, судит здраво и основательно, успехи прекрасны.
В рисовании. Великих дарований, успехи превосходны. 1-го отделения.
В чистописании. Весьма способен и прилежен.
В фехтовании. Хорошо.
По нравственной части. Довольно благонравен, остроумен, пылкого воображения, смел, решителен, с чувством к добродетели, но властолюбив и с трудом подчиняется.
Корф
В русском и латинском языках. Счастливые способности и отличного прилежания. Хорошие успехи.
Во французском языке. Прилежен, весьма исправен и довольные успехи.
В немецком языке. Всегда внимателен и прилежен отлично.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Великие способности и прилежание.
В логике и нравственности. Острое понятие, внимание и хорошие успехи.
В математике. Внимание, прилежность и хорошие успехи.
В географии и истории. Похвального прилежания, охота к учению, успехи подают прекрасную надежду.
В рисовании. Отличных дарований, успехи превосходны. 1-го отделения.
В чистописании. Очень способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Весьма благонравен, скромен, несколько робок.
Кюхельбекер
В русском и латинском языках. Способности, прилежание и успехи хороши.
Во французском языке. Примерного прилежания и успехов, но тщеславен.
В немецком языке. Внимателен, прилежен и отличные успехи.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Отличное знание, прилежность с педантством.
В логике и нравственности. Понятен и внимателен, занимается с размышлением и весьма рачителен.
В математике. Основателен, но ошибается по самодовольствию, прилежание и успехи хорошие.
В географии и истории. Охота к науке, судит здраво, успехи хороши.
В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отделения.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Лучше, нежели в начале.
По нравственной части. Благонравен, довольно искренен, добродушен, но гневен, вспыльчив и легкомыслен.
Ломоносов
В русском и латинском языках. Счастливые способности и размышления довольно, но не прилежен и невнимателен, успехи едва не посредственны.
Во французском языке. Понятен, весьма прилежен, счастливая память и отличные успехи.
В немецком языке. По охоте и прилежанию великие успехи.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Весьма острое понятие, охота к учению, но не совсем прилежен.
В логике и нравственности. Внимателен, понятие не очень острое, прилежен.
В математике. Судит слабо, прилежен и успевает хорошо.
В географии и истории. Склонность и дарование к истории, судит здраво и справедливо, весьма прилежен. Успехи прекрасны. 2-й ученик.
В рисовании. Отличных дарований, особенного прилежания, весьма хороших успехов. 1-го отделения.
В чистописании. Весьма способен и прилежен.
В фехтовании. Хорошо.
По нравственной части. Весьма благонравен, трудолюбив, степенен, услужлив, усерден в исполнении своих обязанностей, скромен.
Малиновский
В русском и латинском языках. Внимателен и способен, редкое прилежание и успехи очень хороши.
Во французском языке. Приметные успехи.
В немецком языке. Способен и много успел.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Способен, но не всегда весьма прилежен.
В логике и нравственности. Понятие не слишком острое, весьма внимателен, прилежен, успехи медленные, но хорошие.
В математике. Способен, прилежен и успевает хорошо.
В географии и истории. Размышление, твердо помнит замеченное, весьма прилежен, отвечает удовлетворительно.
В рисовании. Хороших дарований, нетерпелив, успехи весьма изрядны. 4-го отделения.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Хорошо.
По нравственной части. Благонравен, добросердечен, искренен, чувствителен, пылок, склонен к свободе и веселости, неосторожен в обращении.
Пущин
В русском и латинском языках. Счастливые способности, редкое прилежание, успехи твердые. 5-й ученик.
Во французском языке. Прилежен; здраво мыслит и весьма заметные успехи. 6-й ученик.
В немецком языке. Прилежание и успехи надежные.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Великие способности и прилежание.
В логике и нравственности. Понятен, но не так внимателен и слишком скор на ответы.
В математике. Внимание, прилежность и хорошие успехи.
В географии и истории. Очень хороших дарований и охота к учению, судит основательно, подает хорошую надежду.
В рисовании. Отличных дарований, очень хороших успехов. 2-го отделения.
В чистописании. Очень способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Весьма благонравен, с осторожностию и разборчивостию, благороден, добродушен, рассудителен, чувствителен с мужеством.
Пушкин
В русском и латинском языках. Более понятливости и вкуса, нежели прилежания, но есть соревнование. Успехи хороши довольно.
Во французском языке. Стал прилежнее и успехи постоянные. 2-й ученик.
В немецком языке. При всей остроте и памяти ни мало не успевает.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Худые успехи, без способностей, без прилежания и без охоты, испорченного воспитания.
В логике и нравственности. Весьма понятен, замысловат и остроумен, но не прилежен вовсе и успехи не значащие.
В математике. Острота, но для пустословия, очень ленив и в классе нескромен, успехи посредственны.
В географии и истории. Более дарования, нежели прилежания, рассеян. Успехи довольно хороши.
В рисовании. Отличных дарований, но тороплив и неосмотрителен. Успехи не ощутительны. 1-го отделения.
В чистописании. Способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Мало постоянства и твердости, словоохотен, остроумен, приметно и добродушие, но вспыльчив с гневом и легкомыслен.
Юдин
В русском и латинском языках. Надежные способности, любовь к учению, успехи тверды.
Во французском языке. Внимателен и прилежен весьма, но успехи медленны.
В немецком языке. Оказал более прежнего способности и усердия и подает много надежды.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по ловесности нем. и франц.). Медленного ума.
В логике и нравственности. Отменно внимателен и действует рассудком, весьма прилежен. Успехи надежны.
В математике. Прилежен, но по слабости посредственные успехи.
В географии и истории. Более прилежания, нежели дарований, подает хорошую надежду.
В рисовании. Хороших дарований, хороших успехов. 3-го отделения.
В чистописании. Способен и прилежен, успехи медленны.
В фехтовании. Худо, но подает надежду.
По нравственной части. Весьма благонравен, склонен ко всегдашнему упражнению, уединен, чувствителен, застенчив.
Яковлев
В русском и латинском языках. Быстрые способности, отличное прилежание и хорошие успехи.
Во французском языке. Более охоты и прилежания, нежели способности, но успехи заметны.
В немецком языке. Прилежен и подает надежды лучших успехов.
У адъюнкт-профессора де-Рененкампфа (по словесности нем. и франц.). Посредственных способностей, но прилежание и охота.
В логике и нравственности. Понятие не совсем острое, но весьма прилежен и старается оказать успехи.
В математике. Судит слабо, прилежен. Успевает хорошо.
В географии и истории. Дарований хороших, склонен к истории и прилежен. Очень хорошая надежда.
В рисовании. Отличных дарований, очень хороших успехов. 2-го отделения.
В чистописании. Очень способен и прилежен.
В фехтовании. Довольно хорошо.
По нравственной части. Благонравен, простодушен, усерден, исполнителен, расторопен, но пылок.
Подписано:
Директор
Императорского
Царскосельского Лицея
Василий МАЛИНОВСКИЙ