Архив
Материалы. Внеклассное мероприятие
Осень – мое любимое время года. Красивое, романтичное, немного грустное… К тому же осенью мы снова возвращаемся в школу – и ученики, и учителя, – полные сил, планов и неопределенных мечтаний. Хочется чего-нибудь особенного и прекрасного – а до Нового года, любимого всеми праздника, еще так далеко! Возможно, именно поэтому одно время так популярны были в школах осенние балы. Ведь с каждой осенью мы (то есть школа, школьное братство) расцветаем вновь. Но осень по своему внутреннему ощущению – совсем не детское время года. Об ощущении ребенком и подростком разных времен года можно было бы написать отдельную книгу, но, пожалуй, очевидно, что из всех времен года осень наименее близка детской жизни и детскому мироощущению. Это время зрелости, подведения итогов, философских размышлений, грусти прощания…
Зато как идет школьной осени запах утюга от разглаживаемых желтых и красных кленовых листьев и от столь же старательно разглаживаемых бальных туалетов! Как совместить эти противоречия? И тут на сцену выходит пушкинский Лицей, давняя и гениальная идея.
Татьяна Глебовская ,
Школа самоопределения № 734, Москва
Школа самоопределения № 734, Москва
В октябре багрянолистном…
Пушкинский Лицей: праздник, который учит
Что такое Лицей для нашей школы?
В нашей школе Лицей празднуют уже более 30 лет. Дети, маленькие и большие, вместе с педагогами танцуют на балах. Уважительное и любовное отношение к этой дате существует как данность.
Царскосельский лицей – это тоже школа, с учениками и учителями, с разными и не всегда гладкими отношениями как между взрослыми и воспитанниками, так и между самими лицеистами. Здесь, как в любом учебном заведении, есть патентованные отличники и всем известные двоечники. Есть и понимание условности этих школьных отметок, начиная от лицейской песенки: «Эти списки сущи бредни, кто тут первый, кто последний…» – и заканчивая взрослой жизнью, в которой всё не так, как в списках…
Нам-то повезло, мы уже знаем конец истории. И что отличник Горчаков станет в итоге канцлером России, а двоечник и соня Дельвиг – известным поэтом и блестящим журналистом. Серебряные медалисты Кюхельбекер и Пущин после поражения восстания декабристов проведут долгие годы один в крепости, а затем в ссылке, другой – только в сибирской ссылке… Писать же Пущину, поддерживать, помогать ему будет некто провинциальный помещик Мясоедов (да, да, тот самый Мясожоров, Мясо, как его дразнили все, кому не лень, самый тупой, по мнению лицейских профессоров, ученик). Главным оказались не двойки и пятерки, а то, что «сердца для чести живы». И, наверное, то, что, несмотря на разные политические взгляды, слово «Россия» ни для кого из них не было пустым звуком. Их дружба была выше политики и выше карьеры: достаточно вспомнить, как успешный молодой дипломат Горчаков предлагает загранпаспорт своему лицейскому другу государственному преступнику Пущину. Как это может быть близко и понятно любому подростку за школьной партой, думающему о своих друзьях, отношениях с ними, о том, что с ними будет дальше! И еще все это так живо для нас потому, что в этом классе оказался волею судьбы гений, который оживил и высветил для нас далекое прошлое, – Пушкин. Когда-то об этом блистательно написал известный литературовед Ю.Карякин в статье «Лицей, который не кончается».
Изучая историю и судьбы первого, блистательного выпуска Царскосельского Лицея, каждый заметит и подчеркнет что-то свое, главное для него. Важно, что в этой истории есть наполненность, которая позволяет задуматься и взрослому, и ребенку. Об этом поется в песне Ю.Кима: «На пороге наших дней, в перепутьи общежитий, ты наш друг и наш учитель, славный пушкинский Лицей…».
А.Н. Тубельский, выступая в эти дни со сцены, всегда вспоминал слова, сказанные на смертном одре первым директором Лицея В.Ф. Малиновским: «Во вверенном мне учебном заведении есть главное – нет духа раболепствия». У Тубельского его тоже не было. И приходится спрашивать себя: а у тебя-то как там с духом раболепствия?
Однако в подростковой школе невозможно только думать и рассуждать, нужно действовать, двигаться и веселиться. Поэтому есть и другое в праздновании Лицея: длинные пышные платья у девочек, вальс и полька до упаду, завитые локоны и нарядные банты. И это тоже потребность ребенка: попробовать себя в роли барышни или кавалера XIX века. Ведь практически все девочки проходят период, когда они дома надевают «длинные платья» (эту роль могут играть даже ночные рубашки) и мамины туфли на каблуках и изображают «принцесс». А какой из мальчиков не мечтал увидеть себя рыцарем или прекрасным принцем из сказки?! Костюмированная часть Лицея, или игра в XIX век, очень важна, в этот момент может происходить преображение (так называется фильм о нашем школьном Лицее), то есть примеривание на себя другого образа, не только с другими манерами поведения (что, в общем, тоже неплохо), но и с другими ценностями. Мы надеемся, что в том числе благодаря школьным Лицеям слова «честь», «благородство» и «достоинство» могут постепенно стать для наших учеников не пустым звуком. Возможно, это лишь иллюзия, но разве не в ролевой игре осваивает ребенок социум с его законами?
Идеи, которыми хочется поделиться
Кто-то готов воскликнуть: «О чём это всё? Где практические рекомендации, сценарии и разработки?» Теперь, когда в общих чертах понятно, что и, главное, зачем, можно поделиться и некоторым опытом. Но я убеждена: зная свой класс, свою школу, имея опыт работы с детьми и желание сделать свой Лицей, вы еще придумаете и разработаете такое, что мы в следующем году, читая об этом, будем умирать от восторга и зависти.
Что же может сделать классный руководитель со своим классом, если он хочет провести у себя 19 октября День Лицея?
Классный час
Самое простое – провести классный час о лицеистах. Важно при этом поставить ребят в активную позицию. Если вы пользуетесь готовым сценарием или пишете его сами, ребята должны быть хотя бы исполнителями. Лицей – хорошая возможность для классного руководителя вывести наконец-то на первые роли мальчиков. Можно, например, устроить заранее «тайный», «секретный» (от девочек, конечно) сбор мальчиков, рассказать немного о лицеистах и предложить выбрать роли. Более активные и подготовленные мальчики могут сами собрать материал о своем герое. А классный руководитель расставит необходимые акценты, добавит что-то интересное. Можно сделать такой классный час костюмированным, завершить его чаепитием в стиле XIX века.
Рукописный журнал
В пушкинском Лицее существовала традиция выпуска рукописных журналов, посвященных жизни лицеистов или содержащих их литературные произведения, рисунки. Подготовка и выпуск такого рукописного журнала мог бы стать целым событием в жизни класса.
Образовательное путешествие
Подготовка и проведение поездки в Царскосельский Лицей несомненно поможет проникнуться материалом, особенно если в подготовке и в обобщении материала активную роль сыграют ребята.
Бал
Если планируется костюмированная часть, постарайтесь разучить со своими учениками танцы XIX века: вальс, полонез, польку, возможно, даже мазурку. Здесь вам очень помогут девочки: они не только сами разучат танцы, но и привлекут к этому упирающихся мальчиков (ведь им же надо с кем-то танцевать). А вы разучите танцевальные игры и проведите их со своими учениками. Это поможет расшевелить ребят и создать более непринужденную обстановку. Формирование в классе бальной культуры – вещь непростая и длительная, но благодаря этому удается создать гораздо более гармоничные отношения между мальчиками и девочками.
Вечер у Энгельгардта
В моем опыте интересным оказалось проведение с восьмиклассниками комплексного мероприятия под условным названием «Вечер у Энгельгардта».
В одной из книг о Царскосельском лицее я прочла, что второй директор Лицея Е.А.Энгельгардт приглашал старших лицеистов к себе домой и устраивал вечера с танцами для подготовки воспитанников к светской жизни.
Мы попробовали провести такую ролевую игру.
Мальчики заранее выбрали себе роли лицеистов, узнали многое о своих героях, как об их жизни в Лицее, так и о дальнейшей судьбе. Мы обсуждали собранный материал, понимание характера выбранного героя в индивидуальных беседах.
Готовясь к этому мероприятию, мы организовали в классе выпуск лицейского журнала как от лица лицеистов, так и от самих себя. Странички создавались индивидуально или малыми группами, а видел готовый журнал только классный руководитель.
Жесткого сценария самого вечера не было, но была договоренность с ребятами, что нужно выдержать правила поведения и каким-то образом рассказать историю о своем герое. Обязательно нужно было следить за своей речью и манерами, к тому же история должна быть рассказана живо и интересно. Кое с кем я, конечно, заранее тайно все это отрепетировала. Девочки должны были играть роль барышень, поэтому они разучивали светские манеры.
Само мероприятие состояло из двух частей. Первая – беседа за чайным столом, «знакомство» с барышнями и рассказывание историй. Несколько взрослых мягко руководили ситуацией, давая возможность каждому высказаться. Затем происходило рассматривание и обсуждение лицейского журнала, который все, кроме классного руководителя, увидели в этот момент впервые.
Вторая часть вечера – танцы под фортепиано. Сюда можно включить, если есть такая возможность, музыкальные концертные номера, небольшие инсценировки, игру в театрализованные шарады или живые картины.
Хотя в тот раз я этого не делала, но интересным завершением вечера был бы очень короткий рассказ классного руководителя о дальнейших судьбах героев вечера с акцентированием лучших человеческих качеств этих людей.
Такое лицейское мероприятие придумала я. А что предложите вы? Было бы интересно узнать.
Напоследок назову несколько книг, которыми можно воспользоваться. В первую очередь это уже названная статья Ю.Карякина и книга Н.Я.Эйдельмана «Прекрасен наш союз…». Также можно воспользоваться следующей литературой:
И.Пущин «Записки о Пушкине»;
Авенариус «Отроческие годы Пушкина»;
К.Я. Грот «Пушкинский Лицей»;
В.Соколов «Рядом с Пушкиным»;
Л.А. Черейский «Пушкин и его окружение»;
М.П. Руденская, С.Д. Руденская «С лицейского порога»;
С.Д. Руденская «Царскосельский Лицей»;
Ю.Тынянов «Пушкин»;
Ю.Лотман «Беседы о русской культуре».
Существуют еще многие другие книги и многочисленная изданная в последнее время литература о светских манерах и дворянском воспитании.
Фото из архива школы