Архив
Идеи. Работа с классом
Наталья Бурмистрова ,
учитель начальных классов, г. Юхнов, Калужская область
учитель начальных классов, г. Юхнов, Калужская область
Изумрудный город знаек и пилюлькиных
Воспитательная программа «Друзья Незнайки»
Идея родилась случайно. Накануне 1 сентября в моем кабинете осыпался большой кусок штукатурки. Надо было срочно придумать, чем закрыть дырку. И я решила нарисовать красочную картину на ватмане. Получилось как в известном мультфильме «Трое из Простоквашино»: «От этой картины очень большая польза – она дырку на обоях загораживает».
Книга заинтересовала весь класс
Моей любимой книгой в детстве были «Приключения Незнайки» Н.Носова. Вспомнив о ней, я изобразила на двух ватманских листах город, в котором жили коротышки – с улицами, домами, садами. А по улочкам города расхаживали все персонажи этой чудесной истории.
Первого сентября дети пришли в класс, и их как магнитом притянуло к картине. Начали задавать вопросы, выяснять, кого из героев сказочного города как зовут и чем он интересен. Конечно, мы тут же решили прочитать вслух «Приключения Незнайки» на классном часе. И теперь уже все ученики без исключения познакомились с историей Незнайки и его друзей.
Могла ли я представить, что эта замечательная книжка определит нашу жизнь в классе на четыре долгих года? А ежедневные, будничные обязанности учеников крепко свяжут их со сказочными героями?
Как мы распределяли поручения
Когда дети увлеклись историей Незнайки, рисунок с жителями Цветочного города подсказал мне неожиданную идею. А что если поручения в классе распределить примерно по тем обязанностям, которые выполняли коротышки у Носова?
Знайка много читал, занимался с книгами. Поэтому ответственные за состояние книг и тетрадей стали у нас называться «друзьями Знайки». В их обязанности входило наблюдение за учебниками. Они следили, чтобы те были чистыми, не было надписей, в обложках, если надо – подклеивали пострадавшую книжку. В тетрадях проверяли перед уроками работу над ошибками.
Медуница и Пилюлькин были врачами, и их друзьями, стали ученики, которые отвечают за санитарию. Тюбик – художник и его друзья отвечают за художественное оформление класса к праздникам, стенгазеты, классного уголка.
Торопыжка быстро бегал. Поэтому в нашем классе его друзья выполняют обязанности физрука. Кнопочка любила природу, и ее друзья ухаживают за растениями в классе и в школе. Друзья Винтика и Шпунтика выполняют мелкий ремонт в классе. Если они не справляются – им помогают старшеклассники или родители.
Синеглазка – хороший организатор. И ее помощницы отвечают за подготовку художественной самодеятельности, помогают мне в подготовке праздников, классных часов.
Гусля – музыкант. Друзья Гусли тоже помогают в подготовке художественной самодеятельности, праздников, классных часов.
Пончик – любитель покушать. А обязанность его друзей состоит в ведении журнала учета обедающих в группе продленного дня. Незнайка – как главный герой книги – староста класса.
По желанию можно выдумать еще кучу обязанностей. За время обучения дети имеют возможность стать друзьями разных коротышек, выполняют разные поручения и находят себе дело по душе.
Как герои книги помогали нам на уроках
С героями этой книги мы дружим на разных уроках, а не только на чтении. На уроках ИЗО дети рисовали и коротышек, и Цветочный город, и иллюстрации к отдельным отрывкам. На уроках математики и русского языка ребята получают различные задания от «своих» коротышек (занимательные задачи, письма с заданиями и т.д.), которые прикреплены к большому рисунку в классе на стене.
На уроке труда мы делали домики и деревья из картона. И мне пришла мысль, что эти поделки нужно объединить в коллективную работу, построить свой город. Это мы и сделали. На большом ватмане я начертила дорогу, перекресток, речку. Дети их разукрасили, придумали множество деталей.
Затем они по жребию вытащили номера домов и стали расселяться. По математике мы как раз проходили «Четные и нечетные числа». И я объяснила ребятам, как располагаются на улице дома: на одной стороне четные, на другой – нечетные. Вот примерно такие домики у нас получились (см. рис.).
Ролевые игры в классе
Дети принесли маленькие игрушки из «Киндер – сюрпризов» и заселили ими домики. У меня тоже был свой домик. Какое-то время мы просто играли в город и его жителей. Ребята назвали наш город Изумрудным. Им очень нравилось это название, казалось красивым, хоть оно и заимствовано из другой сказки («Волшебник Изумрудного города»).
Затем на уроке окружающего мира была тема «Уроки вежливости». Жители Изумрудного города помогли нам в этом. В виде ролевой игры дети знакомились друг с другом – от лица того или иного персонажа, жителя города. Проигрывались разные ситуации: на улице и в гостях. Ребята рассказывали о себе и своих увлечениях (можно было придумать все что угодно, даже если они этим не занимаются, но, может быть, хотели бы). С помощью жителей нашего городка мы учились правильно разговаривать по телефону, разрешать разные конфликтные ситуации, мириться и дружить.
Изумрудный город помог нам и в изучении правил дорожного движения. Мы добавили на наши улицы дорожные знаки и светофоры. А на уроках окружающего мира правила дорожного движения дети рассказывали и сразу же показывали с помощью игрушечных жителей и машинок.
Прощание с Изумрудным городом
В нашем городе стало тесно, в домах прибавилось жителей, появились новые пристройки. Мне пришлось добавить еще один ватман, на нем нарисовать озеро, продолжить дорогу. Дети сами на продленке в свободное время, на переменах построили школу (из картона), торговый центр, больницу, мост через реку, стадион. На берегу озера создали зону отдыха. Кое-кто около дома развел огороды и цветники. Наш город стал занимать три поставленные вместе парты, благо места хватает. Кабинет большой, а у меня в классе учится одиннадцать человек.
В конце учебного года нам нужно было приводить кабинет в порядок перед ремонтом и с Изумрудным городом пришлось расставаться. На занятиях по окружающему миру мы знакомились с темой, как вести себя в разных экстремальных ситуациях и решили устроить ураган с наводнением. Эвакуировали всех жителей и «ценное имущество». С помощью пульверизатора устроили бурю. Так закончил существование наш город.
На следующий год мы строили из пластилина старинный замок – крепость. По окружающему миру мы тогда изучали средние века. И потом дети, используя этот замок, практически дублировали игру в «город».
Но все-таки Изумрудный город нравился им больше. Дети до сих пор вспоминают о нем с радостью и удовольствием.