Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №18/2008

Специальный выпуск

Школьный спекталь

Организация детского театрального фестиваля – один из самых эффективных путей к встрече юных актеров с новыми зрителями. Для детей это возможность расширить и обогатить свой собственный зрительский опыт, посмотреть работы ровесников, поучаствовать в обсуждении впечатлений и результатов. Небольшой фестиваль можно организовать не только внутри школы (между классами или разновозрастными группами), но и внутри отдельного класса.

Александра Никитина ,
театровед, кандидат искусствоведения, доцент кафедры эстетического образования и культурологии МИОО

Праздник театра в школе

Зачем нам театральный фестиваль и как его сочинить?

Как превратить спектакль в праздник

В театре может не быть текста, сцены, музыки, грима, костюма и декораций, но он возникает, как только появляются его две непременные составляющие: актеры и зрители. Театр – это эмоциональный, интеллектуальный, образный, но, главным образом, энергетический обмен между залом и сценой. Живые люди с одной стороны, живые люди с другой – они заражают друг друга своей любовью и ненавистью, своей печалью и радостью. И вне живого дыхания зала не может быть живого дыхания сцены!

Превращению спектакля в праздник, как ничто другое, способствует проведение фестиваля. Для начала вспомним словарное определение такого явления, как фестиваль. Большая Советская Энциклопедия пишет: «Фестиваль (франц. festival – празднество, от лат. festivus – веселый, праздничный), массовое празднество, включающее показ достижений в области музыки, театра, кино, эстрады. Фестивали ведут начало от Олимпийских игр в Древней Греции, от состязаний средневековых трубадуров, миннезингеров и др. В Европе получили распространение с конца XVIII в. Первоначально фестивали носили характер торжественных шествий, кортежей; позднее стали театрализованными массовыми представлениями, связанными с определенными событиями». Словарь русских синонимов вообще предлагает ориентироваться на слово «пир».

Если фестиваль детский, то в нем особенно важно создать и удержать атмосферу радости, веселья, праздника, пира. А зачем устраивались праздники? Чтобы почувствовать свое единство: мы все – эллины, или мы все – жители одного города, или мы все – певцы красоты. То, вокруг чего мы соединились, будет определять: от чего наша радость?

Из уставных документов большинства детских театральных фестивалей следует, что главным событием могут быть либо достижения в области педагогики, либо достижения в области творчества. И радоваться им, судя по всему, должны, прежде всего, дети, учителя, родители. К сожалению, на практике между декларацией и реальностью нередко зияет пропасть.

Согласитесь, праздник возможен только тогда, когда его участники рады друг другу. У них есть повод порадоваться: «Вот как нас много, детей и взрослых, которые любят играть в театр: не кошек за хвосты таскать, не монетки в копилку собирать, а спектакли ставить!» Но если дети фестиваля тешат взрослые амбиции и не чувствуют себя подлинными творцами, блюдо окажется несъедобным, а установка на победу посеет семена взаимного раздражения. А что за пир, если яства несъедобны и все за столом смотрят друг на друга волком?

Как же помочь вырасти радости взаимного общения, как уберечься от вражды? Об этом писали многие, начиная с древнегреческого философа Платона и заканчивая, например, лукавым британским сказочником Льюисом Кэроллом. «Я утверждаю, что характер игр очень сильно влияет на установление законов и определяет, будут они прочными или нет. Если дело поставлено так, что одни и те же лица принимают участие в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила и радуясь одним и тем же забавам, то все это служит незыблемости также серьезных узаконений… Каждый пусть проводит свою жизнь, играя в прекраснейшие игры, распевая и танцуя, дабы расположить к себе богов», – пишет мудрый грек. «Становитесь строго в беспорядке, начинаем странные скачки», – командует в критический момент героям «Алисы в стране чудес» мудрая птичка Додо. Короче – играть надо! А театральные игры всегда обернутся достаточно «странными скачками», чтобы объединить всех участников фестиваля.

Итак, важно взглянуть на фестиваль как на большую игру, которая состоит из нескольких этапов, а этапы будут определены нашими целями и задачами. Будем исходить из того, что мы проводим театральный фестиваль в школе, в Центре детского творчества или в летнем лагере, то есть в достаточно компактной образовательной структуре. И, разумеется, примем как данность, что большинство участников задуманной нами игры, как учителей, так и учеников, не являются профессионалами в театральном деле. Исходя из этого, и будем формулировать возможные цели и задачи.

Определимся с целями

Основная цель – разбудить интерес детского и педагогического сообщества к искусству театра. А задачи в этом случае будут такие:

• создать образовательную среду, обладающую яркими признаками праздника познания и творчества;

• дать детям возможность на собственном творческом опыте соприкоснуться с разными театральными профессиями (актера, драматурга, художника, звукорежиссера и т.д.);

• помочь ребятам приобрести опыт личностного постижения художественного текста;

• подарить им опыт сопереживания чужому творчеству;

• помочь детям научиться принимать различные социальные роли: творца и зрителя, руководителя и исполнителя;

• дать ребятам представление об азах искусства композиции в изобразительном, музыкальном, литературном творчестве через понятие композиции в театральном творчестве.

Каким путем лучше всего достичь перечисленных задач? Прежде всего, нужно справиться с главными врагами фестивалей: скукой, враждой и показухой. И не менее важно дать возможность детям попробовать себя в настоящей творческой работе. Для этого требуется хорошая творческая оснащенность педагогического коллектива. Ведь и на стадии подготовки школьного театрального фестиваля, и в пору его проведения работать с учениками придется многим педагогам. Чтобы поднять всю школу или хотя бы только среднюю, силами педагога-организатора и еще пары энтузиастов не обойтись.

Хорошо, если в школе есть грамотный режиссер. Тогда он может взять на себя подготовку коллег. А если такого нет, то инициатору мероприятия, кем бы он ни был, придется взять эту миссию на себя. Тут ему стоит вооружиться как минимум предлагаемым номером газеты, а как максимум – учебным пособием «Театр, где играют дети» (М.: Владос, 2001) и видеокассетами «Уроки театра» видеоцентра ВЦХТ. Эти источники дают возможность более полно познакомиться с авторским тренингом режиссера и педагога, кандидата искусствоведения С.В. Клубкова и с методикой создания инсценировки в школе М.М. Бартенева и Д.Х. Салимзянова. Обе методики положены в основу работы над предлагаемой моделью фестиваля.

Итак, на первом этапе подготовки фестиваля учителям стоит испытать на себе предложенные методики. Лучше всего, если педагоги сначала поучаствуют в актерском тренинге, потом поработают над инсценировками, а затем еще раз освежат тренинг в памяти и в теле. Пройдя тренинг, учителя смогут понять законы драматургии «в действии», и тогда им легче будет справиться с теорией и с непосредственной работой над инсценировкой сказки.

Кроме того, если актерский тренинг педагоги прошли, скажем, в последнюю неделю августа и первую неделю сентября, то дальше они уже смогут заниматься со своими учениками основами театральной игры. Тем временем сами педагоги начнут учиться драматургическому мастерству, и к тому моменту, когда дети будут готовы работать над инсценировкой для будущего спектакля, учителя окажутся вооружены и умением писать пьесу. Ну, а перед самим фестивалем педагогам нужно будет вернуться к тренингу, чтобы выработать программу для самого фестиваля и быть готовыми вести занятия со своими и чужими детьми.

Готовимся к фестивалю

Итак, первый этап – предварительная подготовка к фестивалю. Он делится на несколько основных фаз:

1. Определение инициативной группы учителей и классов, в которых проводится фестиваль.

2. Тренинг для учителей, позволяющий им начать театральную работу с детьми.

3. Тренинговая работа с детьми каждого класса или группы отдельно под руководством разных педагогов.

4. Обучение педагогов основам драматургической работы с инсценировкой сказки и активное чтение разнообразного сказочного материала.

5. Выбор сюжета и создание инсценировки короткой (3–7 минут сценического времени) сказки совместно с детьми каждого класса или группы.

6. Репетиции маленьких сказок.

Сказки для инсценирования непременно должны быть очень маленькими по очевидным причинам:

• неопытным драматургам легче удержать активное сквозное действие и острый конфликт на небольшом пространстве драматургического текста;

• неопытным актерам легче подлинно личностно присвоить небольшой по объему чужой авторский текст и удержать действенные режиссерские задачи в коротком сценическом произведении;

• неопытным зрителям легче искренно, не скучая, воспринимать маленькие и яркие художественные произведения.

Таким образом, маленькая сказка обеспечит всем ситуацию радости, сочувствия и успеха и убережет от непосильного труда, фальши в творчестве, скуки в восприятии.

Второй этап работы – непосредственная подготовка педагогического коллектива к фестивалю. Чтобы перейти к этому этапу, необходимо уже представлять себе всю перспективу работы до конца.

Предполагается, что фестиваль длится четыре дня. Например, в дни зимних или весенних каникул. Новый год и День театра (27 марта) – хорошие поводы. Итак, порядок проведения фестиваля:

• Первый день – тренинги в смешанных группах.

• Второй день – показы фестивальных спектаклей всех групп.

• Третий день – показ внеконкурсной работы (посещение с детьми профессионального театра, демонстрация художественного фильма, сказок, подготовленных силами учителей или старшеклассников) и последующее обсуждение впечатлений. Одновременно работает общественное жюри.

• Четвертый день – подготовка импровизированного «капустника», закрытие фестиваля с вручением призов и подарков.

День первый.
Театральная игра на знакомство всех участников

Задача первого дня – знакомство всех со всеми в процессе творческих занятий. Детский фестиваль мы играем в пределах одной параллели, одной школы, летнего лагеря или целой области. Он пройдет успешнее, если до начала конкурсного показа все перезнакомятся в процессе творческих игр и примут общие правила. В каждой группе играющих должны оказаться совсем не знакомые или мало знакомые дети из разных классов, параллелей, отрядов и групп. Все участники делятся при помощи самых разных хитрых жеребьевок, и каждая новая команда отправляется играть в свое пространство.

Какое количество детей должно оказаться в такой игровой группе? Столько же, сколько в нормальном не перегруженном классе, – человек 25. Тогда все смогут ощутить друг друга как целое, но в то же время соединиться внутри большой группы в маленькие пятерки, которые станут потом выполнять разные игровые задания автономно и показывать друг другу. Так что, сколько классов играет, столько групп и получится, только они будут смешанными.

Тут есть и еще один фокус: нужно, чтобы все познакомились со всеми, а не только те, кто волею судеб окажутся в одной игровой команде с утра. Поэтому первая дележка в течение дня – не единственная. Первые смешанные группы поиграли, например, в течение сдвоенного урока (1 час 30 минут), а после перерыва переделились. И получились новые смешанные группы. А потом еще один перерыв, и новая жеребьевка. А затем обед, потому что 6 уроков закончились. И после обеда желательна общая объединяющая игра в актовом или спортивном зале.

Чтобы все приняли законы предстоящей большой фестивальной игры, общие принципы и правила, лежащие в их основе, должны быть прочувствованы и осознаны участниками. Это лучше всего удается во время предварительных творческих забав первого дня. Значит, играть будем в творческие театральные игры и выстроим их в определенной логике и последовательности. Сначала разминка, чтобы всем стало весело, комфортно, а заодно разогрелись мышцы, чувства, фантазии. Тут попутно становится ясно, что актеру нужно выходить на площадку готовым, разогретым и что важно подготовить к творчеству весь свой психофизический аппарат. А заодно ощущается и другое: как непросто слышать себя и одновременно всю команду, как важно пристальное внимание в ведущему и партнерам. В разминочном тренинге открываются и более сложные вещи: нужно уметь самое простое задание сделать творчески – искренно, органично, логично, не повторяя придумки других, выкладываясь на сто процентов.

Сначала участники все это ощущают в игре. А потом проговаривают в финале занятия на короткой рефлексии. Усаживаются в кружочек, можно прямо на пол, и по очереди отвечают на вопросы: какой момент тренинга больше всего запомнился и почему? что было самым комфортным, а что – самым трудным? кто из товарищей в тренинге больше всего запомнился и почему? какие личные открытия любого масштаба совершили за это время? И ни в коем случае не стоит допускать разговоров о том, кто не понравился и мешал. Мы все только начинаем, многого не умеем и замечаний можем сделать море. Это и так ясно. Сейчас главное понять, что у нас, несмотря на нашу неопытность, по-настоящему получилось!

Во время обсуждения педагогу надо уделить внимание каждому, кто хочет высказаться: большим и маленьким, тем, кто говорит легко, и тем, для кого это мучительный труд. Постарайтесь, чтобы каждое ощущение и каждая мысль были поддержаны, даже если вы с ними внутренне не согласны. Любой человек имеет право на свое чувство и суждение. Главное – не нужно преподносить его как единственную и безусловную истину. Это очень важно ощутить в первый день фестиваля всем. Тогда и чужая работа будет восприниматься мягче, и оценки товарищей воспримутся легче (их взгляд – их право, мой взгляд – мое право).

А потом, после перерыва, проходит следующий этап игры в новой творческой группе. На этом этапе уже необходимо достичь конкретного творческого результата. Каждая пятерка внутри большой команды получает свое этюдное задание без определенного авторского текста. Тут осознаются новые важные законы. Наша задача, чтобы история, какой бы маленькой она ни была, оказалась целой, законченной, и мы здесь и сейчас увидели ее начало, середину и конец. Нужно, чтобы в этой истории все было понятно постороннему зрителю: и сюжет в целом, и кто из персонажей чего добивается и почему. Существенно также, кто достигает своей цели, а кто – нет. И еще важно, побудить зрителя сочувствовать происходящему: смеяться, печалиться.

Затем снова происходит обсуждение впечатлений. Потом возможен еще перерыв. А дальше начинается новый тур игры. Тут уже ребята имеют дело с настоящим, чужим авторским текстом, пусть и очень маленьким (рецепт, комикс, мультик). На этой стадии у них появляются новые правила игры: верность духу текста, его логике, его стилю, его атмосфере. Значит, придется быть внимательным не только к живому партнеру на площадке, но и к невидимому, явленному только в тексте автору. Дети начинают понимать, как важно выбрать ключ к общему решению, отобрать точную деталь.

Возможно, на каждом этапе тренинга первого дня, кроме ведущего, в каждой группе работают еще и независимые эксперты. После рефлексии каждого тура они щедро, но по справедливости награждают участников маленькими сувенирами. Тут не нужны никакие грамоты. Все заслуги, только что обсужденные в кругу, называются устно: «за тактичное руководство микрогруппой», «за творческую фантазию», «за внимание к партнеру», «за подлинность и органичность существования», «за искреннюю веру в предлагаемые обстоятельства» и т.д. Такие награды «по ходу» после первого тура подстегивают участников стараться изо всех сил в последующих этапах игры.

В самом конце дня проходит общая игра всех команд в актовом зале. Она должна быть короткой и энергичной. Ведь ее единственный смысл – закрепить опыт радостного знакомства всех со всеми и увидеть, как же нас на самом деле много!

Итак, чтобы подготовиться к первому дню, педагогам нужно вспомнить тренинг, точно определить количество его этапов, отобрать минимум необходимых конкретных упражнений, выбрать музыку, тексты, подготовить подарки. Затем нужно определить ведущих тренинговых групп и наблюдателей, придумать все способы деления детей на новые смешанные группы и подготовить помещения.

День второй.
Фестивальные показы

Во второй день проходят показы. В чем-то все становится проще, но в чем-то – и сложнее. Каждый показ требует пусть маленькой, но монтировки декораций, пусть крошечного, но звукового и светового прогона. Поэтому лучше, если представления идут на двух или даже трех площадках: в актовом зале, в музыкальном и хореографическом классе, в изолированном фойе. Одна группа готовится, другая показывает, все остальные смотрят. Таким образом, каждая группа не сможет увидеть только одну работу товарищей, зато все будут избавлены от затяжек и мучительных ожиданий. И даже если в фестивале участвуют всего шесть классов средней школы (два пятых, два шестых и два седьмых), каждый увидит по 4 работы, и этого вполне достаточно, чтобы осознать, какие мы все разные и как ценна индивидуальная неповторимость.

Если на показе хотят присутствовать родители, они должны соблюдать несколько непререкаемых законов. Если уж быть зрителями, то только на всех показах. Посмотреть своих детей и уйти – исключено. Взрослым желательно входить в зал последними и садиться на задние ряды, чтобы детям было лучше видно и чтобы взрослые не навязывали своей реакции. Родителям, как и всем остальным участникам фестиваля, нужно строго запретить входить в зал после начала действия и оставлять включенными мобильные телефоны.

Вообще хорошо бы перед началом первого спектакля напомнить залу, что артистам легче и приятнее работается, если зрители смеются, когда им смешно, хлопают, когда им нравится происходящее, плачут, если им грустно. Но вот если зрители вслух обсуждают впечатления, играть тяжело. А когда ходят по залу или говорят по телефону – просто невозможно.

Кроме участников фестиваля и родителей, на показах обязательно присутствуют члены независимого общественного жюри. В него входят те, кто к постановкам показанных работ не имеет никакого отношения. Если это учителя, то не режиссеры, если родители, то других классов, если старшеклассники, то подготовленные и беспристрастные. Очень хорошо, если среди них окажутся люди с разными знаниями и умениями, например: словесники, музыканты, художники, физкультурники, психологи. После показов им предстоит придумать номинации награждений. Для жюри очень важен третий день, свободный от конкурсных мероприятий. Только в этот день они могут успеть напечатать и подписать грамоты, распределить и подготовить к вручению награды и памятные подарки.

Во время подготовки ко второму дню необходимо оснастить помещения, где будут идти показы, светом, звуком, переносными ширмами, затемнением на окнах, зрительскими местами. Не забудьте также подыскать из среды старшеклассников разводящих, направляющих зрительские потоки, осветителей и звукорежиссеров, монтировщиков и помрежей, помогающих участникам справиться с техническими проблемами во время репетиций и показов, вежливых но твердых «билетеров», обеспечивающих порядок в зале. Группу жюри тоже нужно заранее подготовить к работе.

День третий.
«Обсуждалки»

Третий день может показаться неопытным организаторам фестивалей лишним. Зачем время тратить? Зачем посторонние впечатления? И неужели нельзя за предыдущий вечер подготовить грамоты и награды? Но все не так просто. Самое главное в этот день – «обсуждалки». По большей части все происходит ради них. Важно, чтобы дети могли эмоционально «дожить» все перечувствованное и оформить это в слова. Только тогда полученный опыт будет осознан и прочно войдет в образовательную копилку.

Почему нельзя обсуждать впечатления в день показа? Одна причина очевидна: дети и взрослые слишком возбуждены, слишком устали. Надо отдохнуть и дать впечатлениям устояться. Но есть и другая причина. Опасно, когда по свежим следам мы будем говорить сразу о собственных работах и работах товарищей. Мы можем не справиться с эмоциями, оказаться не слишком корректными. Поэтому-то и необходим небольшой внеконкурсный показ. Тоже сказка, но чужая. Именно с нее мы начнем наше обсуждение. И, говоря о ней, привыкнем к правилу: не приклеивать ярлыки. После этого мы уже будем готовы говорить о впечатлениях первого и второго дня.

Но и для жюри очень важно прошедшее время. Часто первый этап работы над номинациями начинается «по горячим следам». Но честное обсуждение – дело небыстрое. И первый вечер обычно дает только наметки и наброски. Во второй день есть возможность спокойно додумать, взвесить, отредактировать формулировки. А для детей честная и тщательная работа жюри очень важна, как значимы и неслучайные, продуманные, хорошо подобранные призы и подарки.

Итак, подготовка к третьему дню требует умного выбора внеконкурсной работы и организации ее показа. Важно, чтобы эта работа была небольшой, качественной, образно насыщенной и будящей живые чувства у зрителей, к которым она обращена. Например, это могут быть мультики: «Варежка» Романа Качанова для более маленьких или «Адажио» Гарри Бардина – для старших. Нужно организовать просмотр так, чтобы все дети смотрели кино или спектакль вместе в подходящей атмосфере. Класс и маленький экран тут непригодны. Необходим зал, настоящий экран или настоящая сцена.

А вот обсуждение увиденного невозможно вести всем скопом. Ведь каждому захочется высказаться и быть услышанным. Беседы хорошо бы организовать опять в смешанных группах. Если есть возможность, стоит сделать этих групп вдвое больше, чем тренинговых, чтобы в каждой оказалось 12–15 человек. Для обсуждений необходимо подготовить ведущих – это главное. Ими могут быть и педагоги, и родители, и старшие школьники. Важно только, чтобы предварительно они прошли тренинг – до начала фестиваля провели пробные обсуждения друг с другом. А еще нужно подготовить классы, где можно сесть в кружочек, встать и покидать мячик, лечь на пол и нарисовать свои впечатления красками, мелками, карандашами на больших листах ватмана.

День четвертый.
Закрытие фестиваля

Наконец наступает четвертый, заключительный день. Каждая группа участников собирается за 1,5–2 часа до начала мероприятия и готовит в своем классе шуточный «капустный» номер. Заранее выбранные ведущие церемонии закрытия путешествуют по классам, чтобы понять, у кого какие задумки. И узнав все, они оперативно составляют порядок награждений и показов. Награды и творческие номера чередуются. И тут, так же как в драматургии и режиссуре, важно, чтобы интрига развивалась, напряжение нарастало, темп увеличивался.

В церемонии закрытия, если говорить языком Аристотеля, композиция, чаще всего – линейная, без «перипетий», то есть кульминация совпадает с развязкой. Таким финалом может стать грандиозный коллективный этюд, во время которого все-все-все дети фестиваля оказываются вместе на сцене. Или общая песня, которую солисты поют на подмостках, а все остальные – в зале.

Четвертый день, главным образом, требует подготовки хороших ведущих: остроумных, свободных, обладающих хорошим вкусом и чувством такта, способных к импровизации, чутких друг к другу и залу. Требуется также уже описанная выше подготовка жюри и приведение в порядок актового зала. Больше – ничего. Капустник должен рождаться быстро и спонтанно. Никаких подготовленных номеров. Это – игра.

TopList