Архив
Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»
главный редактор газеты «Классное руководство»
Учусь по собственному желанию
Все дети разные, немногие могут стать успешными учениками, при этом каждый имеет право на счастье, признание, успех. На уроках это удается не каждому, а вот в системе так называемого дополнительного образования и в правильно построенной внеурочной деятельности место своей успешности может найти любой ребенок. Там он многому учится и одновременно получает огромное количество положительных эмоций. Не случайно сегодня не найдешь хорошую школу, в которой не была бы развита многообразная система дополнительного образования, в которой не было бы традиционных внеурочных мероприятий. Именно вне уроков огромная часть детей получает настоящее образование.
Одна проблема. Педагогика неурочного, свободного (от приказов, единого для всех расписания и отметок) образовательного пространства с трудом поддается описанию, в нем каждый работает почти вслепую, следуя лишь своей интуиции. Для кружков, секций, студий пишутся планы работы, создаются программы, но каждый педагог сталкивается с вопросами, о которых в этих планах ничего не говорится.
Как заинтересовать детей?
Это на урок приходят все по расписанию, а в кружок и на все внеурочные мероприятия – только по собственному желанию. Можно, конечно, повесить объявление и ждать, но вряд ли сразу появится множество желающих. Можно приказать, и тогда привыкшие подчиняться власти дети придут, но чему они при этом научатся, что поймут?
Представьте себе самую обычную ситуацию: в школе планируется провести концерт силами всех классов (это может быть, например, поздравление любимого директора или новогоднее представление на заранее заданную тему). Педагогу вместе с классом нужно подготовить инсценировку на пять-семь минут. Можно, конечно, для начала спросить, кто из ребят хочет написать сценарий, и пригласить их в определенное время к себе. Можно самому выбрать ответственных и приказать выполнить соответствующее задание. Но станет ли предстоящее выступление демонстрацией их талантов, вызовет ли эмоциональный подъем, даст ли ощущение радости и счастья? Вряд ли. Тем не менее, многие педагоги поступают именно так просто потому, что другие способы им неизвестны, и дети начинают тихо ненавидеть «эти мероприятия», всячески желая от них отвертеться.
Если же сделать так, чтобы каждый ученик чувствовал себя причастным к общему делу, результат будет полностью противоположным. Не приказать, а пригласить или попросить помочь; не объяснить, что надо делать, а посоветоваться с детьми; не контролировать, а сотрудничать… Казалось бы, так просто. Однако, когда мы соприкасаемся с конкретной ситуацией, сделать это оказывается гораздо сложнее, чем мы думали.
Как провести первое занятие или
репетицию,
чтобы после этого дети захотели к вам вернуться?
Если ребятам не интересно на кружке, на тренировке или в студии, они просто не придут в следующий раз. Это в рамках классно-урочной системы можно нажаловаться на прогульщиков родителям или администрации и «принять соответствующие меры» – в свободном образовательном пространстве такие приемы строго запрещены.
Если не дать ребенку возможности развить и продемонстрировать собственные таланты, занятие быстро ему наскучит. Значит, нужно… Спросить, что интересно? Предложить попробовать разные виды деятельности? И здесь все не так просто, как кажется на первый взгляд. Спросить-то, конечно, можно, но вряд ли дети, еще не понявшие учителя и не поверившие ему, ответят искренне. Проба сил – дело хорошее, но что делать, если все захотят одновременно пробовать себя в одном и том же деле? Именно так обычно и происходит. И снова вопросов гораздо больше, чем ответов.
Как дать детям понять, что они
многому научились,
если при этом нельзя использовать отметки?
На уроке-то все просто: ответил на вопросы учителя – «пять», не ответил – «два». Знания детей измеряют по единой мерке, не сомневаясь в точности такого измерения.
В любом кружке, при работе над самыми обычными заданиями во внеурочном пространстве, на любой репетиции дети многому учатся. Только учатся они самым разным вещам – это не измерить никакими тестами и опросами. В то же время детям очень важно увидеть свое развитие и продемонстрировать это окружающим.
Во многих семьях, где подрастают дети, заботливые родители дают им возможность измерять рост, когда они это захотят. Сначала с помощью родителей, а потом ребенок самостоятельно отмечает свой рост на стенке или на дверном проеме, записывает возраст, имя – гордится (если удается) прибавленными сантиметрами. Такая возможность важна для каждого, но именно возможность, а не повинность. Как только измерения становятся внешними и обязательными, а сравнение неизбежным, они превращаются в подобие прокрустова ложа, в которое никто не хочет попадать.
Так существует ли технология, позволяющая помочь детям, занимающимся любимым делом в свободном образовательном пространстве, увидеть и оценить собственное развитие? Конечно, но только это не технология, а, скорее, идеология, дающая возможность создавать такие ситуации вновь и вновь. А идеология всегда сложна для понимания и, тем более, для воспроизведения.
Как удержать в одном коллективе
и непосед, и «ботанов»?
Они нуждаются друг в друге, но часто – не умеют общаться, ссорятся. На уроке-то «дисциплина», все сидят за партами, а в свободном образовательном пространстве – постоянное броуновское движение.
Один уже всю работу выполнил, а другой только понял, что ему предстоит сделать. Одни смеются, веселятся, другие относятся к происходящему совершенно серьезно и осуждают весельчаков. Ни в кружке, ни на репетиции нельзя постоянно жестко устанавливать дисциплину – разбегутся дети, потом не вернешь. В то же время и совместной работы никакой не будет, если ребята не научатся уважать друг друга, не поймут, что общие правила существуют не для учителя, а для них самих: чтобы могли задуманное выполнить, вместе порадоваться достигнутому, проанализировать успехи и промахи, наметить планы на будущее.
Прочитав статьи, которые мы предлагаем вашему вниманию в этом номере, вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы, с которыми сталкивались при организации свободного образовательного пространства: кружков и студий, праздников и капустников, походов и экспедиций.
Люди, специализирующиеся на одном из самых интересных и популярных свободных образовательных пространств – на школьном театре, – предлагают ответы на многие волнующие педагогов вопросы. На примере создания школьного театра коллектив авторов, работающих на кафедре эстетического образования и культурологи Московского института открытого образования (МИОО), показал и сформулировал все базовые, основополагающие правила организации любой части свободного образования. Уважительно к непрофессионалам-новичкам, ненавязчиво (так, как и положено в свободном образовательном пространстве) они рассказывают о собственном опыте, наблюдениях и выводах.
Они видят театр не только как часть искусства, но и как мощнейшую образовательную систему. Цель школьного театра – не воспроизведение кем-то созданного произведения, не воплощение замыслов режиссера. Театр в школе – уникальная возможность для проявления и развития способностей каждого ребенка, а именно этого так не хватает современной системе образования.
Сегодняшний номер – только начало разговора о роли внеурочного образовательного пространства и об одной из самых привлекательных и эффективных его структур – театральной педагогике.