Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Материалы. Классный час

Год за годом во всех странах мира ученые бьются над одним и тем же вопросом: чему должны учить детей в школе? Мы пытаемся определить тот самый образовательный минимум, который наши дети должны получить за время школьной жизни. Для этого, как правило, анализируются данные современной науки, выбирается нечто самое главное (на взгляд ученых мужей)
и пишутся новые и новые учебники. А что если подойти к проблеме с другой стороны? Например, попытаться понять, какие умения, навыки, знания пригодились людям, уже ставшими профессионалами в своей области? Чему они учились, придя на работу? Без чего нельзя стать успешным в жизни?

Образование и жизнь... Что для чего? Мы учимся, чтобы быть счастливыми, или живем, чтобы учиться? Так родилась идея взять интервью у разных людей, взрослых, успешных, знающих свое дело. И спросить, какие умения, знания помогли им сделать карьеру. Ведь кому как не им знать требования к своей профессии? И тогда, быть может, удастся определить тот самый пресловутый минимум образования... Я имею в виду тот минимум, который требует жизнь. Этот материал может быть использован для обсуждения как на классном часе, так и на родительском собрании.

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Век учись... Чему?

Профессия – повар

Алексей Слепцов закончил кулинарное училище в 1985 году. Сегодня он работает поваром в одном из лучших ресторанов Москвы: в ресторане «Савой». Мы обратились к нему совершенно случайно, просто шеф-повар именного этого ресторана Вячеслав Нестеров предложил поговорить именно с ним. Обычный человек, любящий свою работу, умеющий вкусно кормить людей и получающий за свой труд достойное вознаграждение.

– После окончания поварского училища я попал по распределению на работу в Детский мир, в служебную столовую. Оттуда ушел в армию, а отслужив, перешел в ресторан спорткомплекса Олимпийский, потом в ресторан гостиницы «Олимпик-Пента», стал заместителем шеф-повара. Потом работал в «Национале» вместе со своими коллегами (мы сменили работу целой командой), а теперь, волею судеб, работаю здесь. У нас был шеф-повар, австриец, и он сумел собрать хороший коллектив, где все работали очень слаженно. Это всегда помогает в работе, одному на большой кухне не справиться. Поэтому мы и не захотели расставаться. Мы пришли сюда работать вдвоем, а два человека – уже команда. Потом другие ребята перешли вслед за нами: мы понимаем друг друга, так гораздо легче работать.

Вообще я сначала хотел стать продавцом, потом парикмахером, но выбрал кулинарное искусство. Мне было интересно: берешь что-то сырое, варишь-паришь-жаришь, и получается что-то совсем другое, вкусное, необычное. Правда, в те времена до творчества дело не доходило. Было так мало разнообразных продуктов, что обучение практически полностью расходилось с реальной жизнью.

Однако первое и необходимое условие для повара – это вовсе не знание способов приготовления, а умение общаться, принимать чужие правила, правила того коллектива, в который ты попал, и при этом не потерять себя, свою индивидуальность. Научить можно всему прямо здесь, на месте. Даже медведя – кататься на велосипеде... Мы всегда смотрим на человека как на личность, пытаемся понять, сработаемся ли мы, будет ли ему хорошо в нашем коллективе. Чтобы он не чувствовал себя изгоем, чтобы к нему не отнеслись с недоверием.

Сразу это понять трудно. Бывает, конечно, что человеку не нравится работать на новом месте. Тогда он просто уходит: зачем мучиться самому и мучить остальных?

Необходимо уметь просчитывать свою работу на три-четыре шага вперед. Сегодня одно мероприятие, завтра – другое, все нужно продумать. А тот, кто делает только то, что ему сказали, и после этого ждет новой команды... он будет только мешать. Конечно, этому тоже можно научить, это приходит со временем, но в идеале такое умение должно быть. Очень трудно работать с неинициативными людьми. У нас коллектив обычно небольшой, и нельзя выполнять работу «от сих до сих», инициатива должна исходить от каждого.

В каждом коллективе, в каждом ресторане есть свои правила. Я рассказал о тех, которые существуют у нас: сделал дело – ищи, кому еще нужно помочь. Без этого мы не сможем работать.

– А где Вы учились инициативности?

– В основном, наверное, уже на работе.

– Неужели поварскому искусству можно научиться только в процессе работы? Но что же для этого должен уметь, знать молодой человек, пришедший устраиваться на работу?

– Должно быть желание работать и учиться. В первую, во вторую и в третью очередь. Если кто-то приходит, умея, предположим, резать овощи, готовить пару супов и соусов, это совсем не значит, что человек станет хорошим поваром. Встречаются такие люди: чуть научились и считают себя профессионалами, мол, они уже все знают, все умеют. А разновидностей кухни столько, что ни одной жизни не хватит, чтобы всему научиться. И пожарить, и припустить, и запечь, и в тесте сделать. Быть поваром и все знать – невозможно. Если человек приходит и заявляет, что знает все, я ему просто не верю. Уже больше пятнадцати лет я работаю поваром, но не могу сказать, что считаю себя суперпрофессионалом. Недавно к нам приехал повар из Франции. Я учусь теперь у него, а он – у меня. Например, сегодня он увидел борщ, который я приготовил по заказу. И сильно удивился: у них борщом называют протертое пюре. Мы всегда учимся друг у друга. Даже в двух расположенных рядом ресторанах есть свои тонкости, секреты кухни. Другой соус, другая подача, и блюдо меняется.

– Получается, для того чтобы стать хорошим поваром, нужно просчитывать работу на несколько шагов вперед, не бояться проявлять инициативу и обязательно уметь и любить учиться, узнавать новое?

– Нельзя замыкаться на себе. Тот, кто перестал учиться, на карьере может поставить крест.

– А в школе Вас учили этим умениям: учиться, проявлять инициативу, общаться, выстраивать работу на несколько шагов вперед...

– Ну разве же я помню, чему меня учили... Это было так давно...

– А есть ли у Вас дети?

– Да, конечно: девочке девять лет, мальчику двенадцать.

– И чему их учат в школе?

– Как чему? Известно: математике, русскому, истории... Нужно обычное образование, нужно получить хорошую специальность.

– А зачем учатся в кулинарном училище, если потом каждого все равно будут учить на месте?

– Да без диплома тебя никуда не возьмут! В основном профессию я осваивал в процессе работы. Ну, научился, конечно, в школе читать, считать, немного понимать по-английски, все остальное забыл.

Профессия – писатель

Мы привыкли считать, что для того, чтобы дарить человечеству шедевры литературного творчества, нужен талант, дар божий. Однако не все, кто пишет, так думают. Для многих писательство такая же профессия, как строительство домов или выращивание овощей. Большая часть выпускников школ мечтает посвятить этому свою жизнь, недаром на факультеты журналистики (а журналисты, конечно же, относятся к этой группе людей) конкурс среди абитуриентов не снижается вот уже многие годы.

А еще есть те, кто пишет литературу так называемого «легкого жанра»: детективы и любовные романы. Многие относятся к ним с некоторым предубеждением, мол, пишут они не книги, а ширпотреб, о котором через десяток лет все забудут. К критически настроенной половине человечества часто относятся и педагоги. Правда, среди них много есть и тех, кто, рассказав детям о великих произведениях Пушкина и Толстого, дома любят с упоением читать очередной любовный роман или легкий иронический детектив. Некоторые из них стыдятся своего увлечения, будто чего-то порочного (не дай бог, ученики узнают и будут читать не то, что рекомендует программа, а такие же «глупые» книги). Другие открыто посмеиваются над своим пристрастием, понимая, что оно отнюдь не заменяет чтение серьезной литературы, просто это – хороший способ отдохнуть, отключиться от повседневной суеты или личных переживаний.

Тем не менее, профессия писателя сегодня есть, она востребована на рынке, причем наиболее успешными сегодня становятся те, кто избрал именно этот нелюбимый гурманами «легкий» жанр. Что значит «успешными»? Да просто счастливыми людьми, делающими ту работу, которая им интересна и за которую им к тому же и деньги платят. Размышляя о тех умениях, которые пригодились людям, успешным в жизни, мы решили обратиться к Галине Куликовой, автору ряда иронических детективов.

– Галина, расскажите, пожалуйста, трудно ли было издать первую книжку?

– Знаете, мне просто повезло. У меня был такой период, наверное, вариант возрастного кризиса. С работой вообще не ладилось. Я по профессии журналист (закончила журфак МГУ), но... несостоявшийся. По профессии я работала очень мало и безуспешно, карьеры никакой сделать не удалось. Сначала была младшим редактором в одном издательстве, потом долго сидела с ребенком, совсем немного была репортером в газете «Надежда» (для инвалидов). А потом работала старшим научным сотрудником в музее Маяковского. Там было очень интересно, но так уж жизнь сложилась, что тоже пришлось уйти. Вот и вся карьера.

И тогда стали надвигаться мысли: а вообще, кто ты есть, что ты сделал... И я решила понять, могу ли я как-то кардинально изменить свою жизнь. Сначала в голову пришла идея попробовать освоить новую профессию, полностью переквалифицироваться. Например, получить художественное образование, ведь я всегда любила рисовать. Но потом я передумала.

Дело в том, что я писала что-нибудь всю свою сознательную жизнь, но все это было как бы для себя: рассказы, повести, да все подряд. К этому времени у меня была написана первая книжка в детективном жанре «У жертвы мое лицо». Это был 1999 год. Я не вращалась до этого в литературных кругах и представления о процессе продвижения своей книги имела очень смутные. Мне казалось, что эта индустрия строится на очень замкнутом круге людей, что проникнуть туда «с улицы» просто невозможно. Может быть, я так думала просто по привычке, с тех времен, когда без блата или знакомства ничего сделать было невозможно.

Но, в конце концов поддавшись на уговоры своих близких, я решила рискнуть и отнесла книгу в издательство ЭКСМО, которое мне показалось самым ярким на книжном рынке. А через какое-то время мне перезвонил редактор и попросил немного доработать текст, вернув его героев в родную страну (у меня действие происходило за границей, наверное, казалось, что это какая-то экзотика). Книгу опубликовали, а вслед за ней еще пять, в серии «Детектив глазами женщины».

А потом издательство предложило мне постоянно сотрудничать с ними. Только тогда я перестала искать работу «на стороне» и занялась литературным творчеством.

Рассказываю, и даже самой удивительно: никаких препон не было, все прошло очень легко, как по маслу. Теперь я знаю, что все книги (всех авторов, и новичков, и знаменитостей!) проходят один и тот же путь: сначала книга должна получить две положительные рецензии, потом с текстом работает главный редактор. Странно только одно: книжный рынок у нас такой обильный, что, казалось бы, поддерживать новых авторов никому не выгодно. Оказалось, что это не так.

Теперь я поняла: возможность самореализоваться есть у каждого. Нужно только решиться сделать первый шаг, понять, что твоя жизнь в твоих руках. Это трудно, взять ответственность за свою жизнь на себя. Если ты ничего не пробовал, ничего не сделал, чтобы улучшить свою жизнь, то какое право ты имеешь винить все и вся в твоих неудачах? Мне кажется, для того чтобы стать успешным человеком (неважно, какой профессии) нужно уметь начинать новое дело, не бояться рисковать. Без этого никогда ничего не добьешься...

– Давайте подумаем о той профессии, в которой Вы стали успешны. Что, на Ваш взгляд, важно уметь для того, чтобы быть писателем?

– Во-первых, нужно иметь определенный опыт работы с текстами. А еще любить сам процесс творчества. Мне, например, много дала моя работа в музее, ведь для того, чтобы провести хорошую экскурсию, мало просто знать материал. Ведь это своеобразная просветительская работа – рассказать так, чтобы заинтересовать слушателей. Нельзя проводить одинаковые экскурсии для младших школьников и подростков, для группы преподавателей школ, которые пришли во время курсов повышения квалификации, и для иностранцев. Каждая экскурсия – это своеобразный диалог с теми людьми, которые пришли в музей. Одним интересно и важно одно, а других интересует совершенно другое. Приходится постоянно творить на ходу. Однажды я была в музее оригинальных кукол, и там юноша-экскурсовод рассказывал малышам, в каком году сделана какая кукла и из какого материала. Это было не просто скучно, это было дико! Профессия экскурсовода и писателя творческие. Наверное, это и есть главное, ключевое слово: творчество.

– А что же стоит для Вас за этим словом?

– А кто его знает? Может быть, внутренняя энергия, то, как человек организует свои знания? Но этому научиться нельзя... Один великий кинорежиссер сказал, что для него самое главное – не придумать интересный сюжет и оригинальную развязку, но удержать внимание публики на протяжении всего фильма. Мне кажется, эта фраза применима и к литературе. Часто бывает так: придумаешь увлекательный сюжет, садишься писать, но ничего не получается. Почему?

Я пришла к выводу, что для того, чтобы появилось вдохновение, желание писать, мне самой должно быть интересно в этой книге что-то помимо основного сюжета. Это может быть очень обаятельный герой или такой жизненный момент, который может привлечь внимание читателя (и мое) с самого начала. Детектив должен быть интересен с первой до последней страницы, а не только в самом начале и на последних страницах, когда наступает неожиданная развязка.

Этот интерес я стремлюсь поддерживать любыми способами: в том, что я описываю, участвуют такие люди, про которых читателю было бы интересно узнать непосредственно на следующей странице. Ведь жанр детективной литературы еще имеет и нравственное начало. В ней описываются люди, когда в их жизни происходит нечто ужасное, и на поверхность выходят зачастую самые скрытые черты характера. Каждый читатель непроизвольно ассоциирует себя с основными героями, думает: «А что бы сделал я на месте этого человека? Как бы я поступил в этой ситуации?». Это очень нравственная литература. Многие ее считают легким чтивом, но на самом деле это не всегда так. Она затрагивает те же проблемы, что и вся литература: добро и зло, любовь и ненависть, дружба и предательство. Это для меня очень важная часть моей работы.

– Можно ли сказать, что, когда Вы пишите книгу, Вы в первую очередь фокусируете свое внимание на интересе будущего потенциального читателя?

– Безусловно, я только об этом и думаю. Это первое, что меня заботит. Конечно, я всегда веду читателя туда, куда задумала изначально, но очень часто случается так, что я останавливаюсь, ухожу как бы в сторону, многое меняю только из-за того, что мне становится ясно: читателю в этот момент может стать неинтересно, скучно.

– Однажды я ехала в электричке, набитой битком. Рядом стояла пожилая женщина с Вашей книжкой в руках. И улыбалась.

– Это самое главное, чтобы люди улыбались! Мне, к сожалению, не повезло: я не встретила ни одного человека, читающего мою книгу.

– Скажите, в своих книгах Вы используете ситуации, с которыми столкнулись в реальной жизни?

– Почти никогда. В основном я все придумываю. Фантазия, воображение необходимы писателю как воздух, особенно в детективном жанре. Наверное, если бы я решила донести до людей свои рассуждения и мысли, я написала бы какое-нибудь эссе или роман. Но я в себе такой потребности не чувствую. Мне хочется развлекать людей, помочь им хорошо отдохнуть.

– Последний вопрос – по порядку, а не по значимости. Скажите, пожалуйста, где учился Ваш сын?

– Он учился до девятого класса в обычной московской школе: обычно приходил домой не раньше пяти часов, лицо – зеленого цвета; ложился на диван, лежал и даже есть не мог. Часа через два ужинал и начинал делать уроки. Гулять некогда, жить некогда: школа, школа, школа. И мы решили, что мы не будем лишать нашего ребенка жизни ради школы, перевели его в школу-экстернат, где за один год он закончил десятый и одиннадцатый классы. Он вообще-то гуманитарный ребенок, увлекается лингвистикой. Конечно, он мог спокойно закончить и обычную школу, но ему постоянно не хватало времени на то, что его действительно увлекало. Ему не хватало времени жить!

TopList