Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Материалы. Классный час

Марина Гаряева ,
учитель русского языка и литературы, средняя школа № 41, г.Братск, Иркутская обл.

Что значит – быть свободным?

Открытый час-­диспут для старшеклассников

Цели

1. Помочь ученикам обсудить между собой и со старшими собеседниками сложные темы: одиночество, вредные привычки, правонарушение, ранняя половая жизнь – с точки зрения влияния этих факторов на свободу подростка, на его настоящую и будущую жизнь и счастье.

2. Показать ценность терпимого отношения друг к другу, уважительного отношения к другой личности и чужому мнению.

3. Воспитывать умение отстаивать свое мнение, культурно спорить.

4. Организовать обсуждение в группе; выбрать мнение, поддерживаемое большинством; определить члена группы, который может это мнение представить на всеобщее рассмотрение.

Оборудование

Доска разделена на два поля: «Свобода» и «Несвобода».Каждое поле оформлено символическим рисунком: «Свобода» – человек сраскинутыми крыльями; «Несвобода» – человек со связанными сзади руками. Можно предложить желающим в классе или тем ребятам, кто занимается изобразительным искусством, иллюстрировать данные понятия и как-то иначе.

Таблички с понятиями: «Одиночество», «Уверенность в себе»,«Страх», «Алкоголь», «Курение», «Наркотики», «Ранняя половая жизнь»,«Правонарушение» – находятся отдельно у учителя. Класс оформлен высказываниями:«Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон); «Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи» (Конфуций); «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни» (Конфуций); «Кто-то щелкнул кнутом, и стадо запылило по дороге» (А.Вампилов. Из записных книжек); «В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других» (Л.Н. Толстой).

На классном часе используются данные анкеты о курении, проведенной среди мальчиков.

Ход работы

Класс делится на две группы по 10–15 человек. Гости, пришедшие на классный час, располагаются за третьим столом – это поколение «отцов», которое тоже участвует в обсуждении предлагаемых вопросов и высказывает свое мнение.

Вступительное слово учителя посвящено теме классного часа.Он задает вопрос: как стать счастливым? Для этого в первую очередь надо стать свободным. Счастья без свободы не может быть. Свободны ли вы? Физически – да. Вы живете дома, занимаетесь в школе, ходите гулять, в кино, на дискотеки тогда, когда сами хотите. Но свободны ли ваши души? Ведь реальная свобода – это внутренняя свобода, свобода духа. Давайте разберемся, что является свободой, а что нет, и выясним для себя: свободны ли мы?

На доске размечены два поля: «Свобода» и «Несвобода». Ученикам предлагается определить, на каком поле должно находиться каждое конкретное понятие из тех, что предлагаются дальше, и почему. (В ходе разговора таблички прикрепляются к доске – либо на поле «Свобода», либо на поле с надписью «Несвобода».)

Диспут между командами

1. Первое понятие – одиночество.

Ведет одиночество к свободе и счастью или нет? Обсуждение – 2 минуты. Затем команды высказывают свою точку зрения, которая должна быть единой (выбирается один выступающий от команды, и он представляет мнение большинства). Свое мнение высказывают и ученики, и приглашенные гости.

Перспектива обсуждения. Конечно, общение – необходимость для человека. Наверное, нельзя быть счастливым в одиночестве. Каким нужно быть, чтобы иметь много друзей, быть нужным людям? Великие мыслители говорят нам об этом: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (Платон); «Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи» (Конфуций); «Будьте строги к себе и мягки к другим. Так вы оградите себя от людской неприязни» (Конфуций); «В жизни есть только одно несомненное счастье  – жить для других (Л.Н. Толстой).

Но, с другой стороны, именно в одиночестве человека может посетить вдохновение – прекрасное чувство свободы и счастья. Все зависит от того, как вы относитесь к одиночеству. Да ведь к тому же бывают ситуации, когда вокруг просто нет достойных друзей. Друга нужно найти.

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало.
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.

Омар Хайям

Это же можно сказать и о любви.

2. Второе понятие – уверенность в себе.

Нужна ли уверенность в себе для свободы и счастья? (Обсуждение – 2 минуты. Ответы групп.)

Перспектива обсуждения. Уверенность в себе – несомненная составляющая свободы. Нельзя быть свободным, не веря в себя и не веря самому себе. Чтобы быть уверенным в себе, надо уважать себя. А для этого необходимо быть личностью: быть образованным, иметь свои убеждения, свои интересы. Нужно иметь «стержень» внутри себя. Если такого «стержня» нет, человек часто находит себе идеал (хороший или плохой) и во всем следует ему. Идолопоклонство – полное отсутствие свободы.

Достойных образцов для подражания сейчас немного, и поэтому часто можно наблюдать картину, которую прекрасно нарисовал Вампилов. Обратите внимание на высказывание на стене класса: «Кто-то щелкнул кнутом, и стадо запылило по дороге» (А.Вампилов. Из записных книжек). Приведите примеры из сегодняшней жизни, иллюстрирующие идолопоклонство (ответы групп).

А какие образцы для подражания (не говорю «идолы») можно и нужно хранить в душе? (Обсуждение, ответы.)

3. Третье понятие – страх.

Несомненно, это признак несвободы. Существует ли страх в нашей жизни? В школе? Какой? Как с ним бороться? Огромное зло в нашей жизни – вымогательство. Предложите свое решение проблемы (обсуждение – 2 минуты).

1-я группа – решение для одного конкретного человека.

2-я группа – глобальное решение проблемы.

3-я группа «отцов» – оценка предложенных проектов.

А если ты сам – вымогатель и все боятся тебя, ты свободен? (Ответы групп.)

4. Четвертое понятие – правонарушение.

Свобода отсутствует, потому что: ты одинок (первое понятие); ты сам боишься наказания (третье понятие).

А наказание неизбежно, потому что общество борется с вымогательством, и наказание ужасно – муки совести, жалость к себе, к родителям, потеря любимых и друзей, испорченная жизнь, одним словом – тюрьма.

(Зачитать отрывок из «Писем к брату из колонии».)

«Здравствуй, дорогой Володя! Вот уже месяц, как я в колонии, или, как здесь говорят, – «на зоне». Буду писать два разных письма. Одно – для мамы, в котором напишу, что у меня здесь все хорошо. Другое – для тебя, где буду рассказывать всю правду о моей жизни здесь. Это для того, чтобы ты знал, что колония – это не пионерский лагерь, место это фиговое, сюда лучше не попадать, а уж коль загремел, то надо изо всех сил стараться выжить и освободиться. Своим друзьям, особенно Лямзину и Шпицу, расскажи о моем житье здесь, пусть попридержат свою прыть и гуляют на свободе, а сюда не стремятся.

Володя! Праздник 8 Марта для меня теперь самый черный день. В этот день мы и совершили преступление. Отмечала праздник наша кодла кайфово, подогретые были все. Выпивки показалось мало, решили достать еще, но не было денег. Тогда Серый предложил сделать «рывок». На улицу пошли не все, а только четверо пацанов, остальные остались ждать дома. Сначала я не хотел идти, но Серый издевательски произнес: «Слабо, Артист! Только на гитаре бренчать умеешь, а для настоящего дела ты слабак!» Стало обидно, пошел с ними.

Подошли к винному магазину на улице Зеленой, рядом со стадионом. Стали наблюдать за мужиками, выходящими с бутылками в руках. Выбрали старенького и пьяненького, у него легко «рвануть» покупку. Способ известный: мы идем за мужиком, а в удобном месте вырываем у него бутылку и сматываемся.

Но мужика выбрали не того, крепким оказался. С первого раза задуманное не получилось. Он стал орать и отмахиваться. Тогда Серый крикнул: «Бей его!» Сначала я к мужику не прикасался и снова услышал: «Слабак! Ты же с нами, помогай, иначе мы из твоей головы копилку сделаем!» В это время мужика свалили на землю и продолжали бить ногами. Я подскочил и ударил несколько раз. Мужик был весь в крови, валялся на земле с закрытыми глазами. Володя, мне страшно стало, я подумал – мы его убили, но, как потом выяснилось, здорово покалечили.

Через день меня арестовали. Взяли прямо дома. В это время ты был в школе. Хорошо, что не видел, как я расплакался.

В конце апреля был суд. Мама, наверное, рассказывала тебе о нем. Она все время плакала и вздыхала: «Сыночек, что же ты наделал! Не устерегла я тебя, недоглядела!»

Все мы загремели на разные сроки. Мне дали два года лишения свободы.

Дорогой братишка! Хочу не думать о случившемся, но не могу, все мне напоминает о преступлении. Пацаны в «зоне» говорят, что первое преступление остается в памяти на всю жизнь. Наверное, это правда. Хочу забыть, но не получается, передо мной лежит мужик в луже крови с закрытыми глазами.

Вот пока и все. Обнимаю тебя. Жду ответа, как птичка лета!» (Матвеев В.Ф., Гройсман А.Л. Профилактика вредных привычек школьников // Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – С. 35–36.)

Как видим, все проблемы этого юноши появились в результате употребления спиртного.

5. Поэтому логичен переход к пятому понятию – курение, алкоголь, наркотики. Многие люди считают эти средства дорогой к свободе. Ваше мнение? (Обсуждение – 1 минута. Ответы групп.)

Перспектива обсуждения. Все эти средства – дорога к закрепощению. Курящая девушка – как она «современна, раскованна»! Однако ни один молодой человек не хочет, чтобы его будущая жена курила, а к знакомой курящей девушке относится равнодушно. Значит, курящая девушка – временная забава. Будет ли она свободна? Счастлива? (Представить результаты анкет, проведенных в классе среди мальчиков – см. «Приложение».)

Но и курящий юноша, и курящая девушка одинаково быстро идут к своей тюрьме – своему больному телу, которое рано или поздно лишит их свободы.

Алкоголь (особенно в подростковом возрасте) ведет к алкоголизму, рано или поздно, но неизбежно. Это свобода?

Наркотики очень быстро и неизбежно ведут сначала к гибели души в еще живом теле, а потом и к физической смерти. Является ли это дорогой к свободе и счастью? Или же это  – болезненная зависимость, которая порабощает человека? Тут важно подвести ребят к пониманию зависимости, которая отнимает у нас психологическую свободу.

6. Шестое понятие – ранняя половая жизнь.

Как материал для обсуждения, можно зачитать диалог из статьи Е.Александрова «Переходный возраст».

«Я расскажу вам одну историю. У меня есть дальний родственник, который рано остался сиротой. Он иногда заходил ко мне, и мы с ним беседовали. Приходит однажды:

– Дядя Женя, я женюсь.

– Гоша... Зачем ты женишься?

– Да ну, дядя Женя, вы что, не знаете, что ли, зачем люди женятся?

– Не знаю, честное слово. Это у всех по-разному бывает. Ты-то зачем женишься?

– Ну... Я ее люблю.

– Очень хорошо, расскажи мне о ней.

– Ну, дядя Женя, она ва-ще! Она кла-асс!

– Нет, «вообще» я не понимаю. Ты мне о ней расскажи.

– Ну, во-первых, у нее...

(Тут у меня кольнуло: не «она», а «у нее». Вот, девочки, почему опасно кокетничать и выставлять напоказ отдельные детали лица или фигуры: ваш избранник, которого вы «подцепили», скажет не «Катя!» и не «Даша!», а «у нее».)

– У нее волосы... (С них начал описывать любимую женщину!) У нее волосы... Каких нет в природе!

– Как это? Я столько женщин видел, как это «волосы, каких нет в природе?

– Дядя Женя (и мой Гоша даже пальцы собрал в щепотку от удовольствия), волосы – ярко-зеленые!

– Так, а что у нее еще есть?

– Ноги. И она ими так: шарк- шарк.

– Волочит ноги?

– Нет, это понт такой. Она ваще все делает с понтом. Когда курит, то так сигарету держит... изящно. Дядя Женя, а как она матерится! Тут один мужик в автобусе ей что-то не то сказал, она ему так ответила, у того челюсть отпала...

Рассказывает мне Гоша про этого зеленого крокодилъчика, а я думаю про себя, что ж ему сказать. Ведь все ясно... Я собрался с духом и сказал ему так:

– Георгий, я тебе говорю как родственник и как старший – с властью: ты с ней жить не будешь. Никакая у тебя не любовь. Мой тебе совет: подружи с ней один год. Как к женщине к ней не прикасайся. За год у нее волосы отрастут, отучи ее курить и материться. Через год все будет ясно. Понял меня?

Как вы думаете, послушал меня Гоша? Нет. Он посмотрел на меня с сожалением: дескать, дядя Женя, ты уже старый, не можешь понимать любовь.

Скоро получаю приглашение на свадьбу. Свадьба на Великий пост! Если я раньше думал, что вся эта история кончится ничем, то теперь стало очевидно, что кончится она плохо. Несчастные те люди, которые женятся на пост или зачинаются в пост.

Прошло полтора года, от Гоши вестей не было. Встречаю его на улице Горького.

– Здравствуй, Гоша, как дела?

– Плохо.

– Что такое?

– Жена в больнице.

Оказалось за полтора года два аборта, второй неудачный – заражение матки. Первая чистка – неудачно, вторая – неудачно. Стерилизация. Детей у женщины не будет. Я отвел Гошу в подворотню и говорю ему:

– Ты теперь все свое время должен отдать ей. Она сейчас сильно переживает...

– Дядя Женя, о чем вы говорите? Я развожусь.

– Как? Почему?

– Да ну!

И сказал мне Гоша буквально следующие слова:

– Волосы зеленые, куряка, матерщинница, неряха и дрянь».

Как вы думаете, что ответил дядя Женя Гоше? (Обсуждение 1 минута.) После высказываний групп зачитать ответ из статьи:

«– Это ты – дрянь. Ты девчонку взял, искалечил, а сейчас бросаешь. Ты – мужчина, вся ответственность на тебе.

Он тут же в подворотне и заплакал. Совесть у парня была...» (Е.Александров. Переходный возраст // Воспитание школьников. – 1999. – № 5. С. 11–12).

Перспектива обсуждения. Любовь, близость  – величайшая ответственность за себя, за партнера, за будущее потомство. Это ограничение свободы. Оно может быть приятным, если люди любят друг друга, хотят создать семью и прожить вместе всю жизнь. И может быть неприятным, тягостным, если никакой любви нет, если не дорос еще до любви, до этой взрослой и самой важной ответственности. Так когда же, по-вашему, возможна и желательна первая близость? (Ответы групп.)

Заключительное слово учителя. Сегодняшний разговор помог задуматься о себе и своей будущей жизни, которая у нас всех всего одна. Проживите эту жизнь свободно, в ладу со своей совестью, с окружающим миром и людьми, а значит – счастливо!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета о курении
(проведена накануне классного часа среди мальчиков)

Напиши о своем отношении к:

• курящей на остановке девушке (самый распространенный ответ – «Мне все равно»);

• твоей подруге, которая курит (самый распространенный ответ – «Мне это не нравится»);

• твоей курящей будущей жене (самый распространенный ответ – «Категорическое – нет!»).

TopList