Архив
Идеи. Школа
Рассказ о жизни частной гимназии у некоторых классных руководителей может вызвать двойственные чувства. Деятельность успешной школы, выстроенной как продуманная целостная система, бывает очень не похожа на жизнь скромного общеобразовательного учреждения. Сравнивая условия, учитель найдет множество отличий... С другой стороны, все больше школ сейчас стремятся работать именно как единый организм – системно, координируя усилия всех участников школьного процесса. Нам кажется, что опыт екатеринбургской гимназии подскажет новые идеи и интересные направления работы не только заместителям директоров, но и классным руководителям.
Мария Калужская ,
к.п.н., зам. директора по научно-методической работе, гимназия «Корифей», г.Екатеринбург ;
Л. Шавкунова ,
зам. директора по внеклассной и воспитательной работе
к.п.н., зам. директора по научно-методической работе, гимназия «Корифей», г.Екатеринбург ;
зам. директора по внеклассной и воспитательной работе
Классное руководство как часть общешкольной системы
«Воспитание – великое дело:
им решается участь человека»
В.Г. Белинский
В этой статье речь пойдет об институте классного руководства, осмысленном на примере деятельности конкретной гимназии. Повторим мысль Олега Ермолаевича Лебедева: принципиально важным для школы является не официальный, а «скрытый» учебный план, который охватывает деятельность всех членов школьного коллектива. И если группа старшеклассников активно курит за углом, а учителя после уроков спешат домой зарабатывать репетиторством – это тоже сегменты образовательной программы. Вернее, прямые последствия того, что «скрытому» учебному плану не придается должного значения. А ведь именно он формирует ту самую воспитывающую среду, которая определяющим образом влияет на процесс развития личности.
Принципы и направления воспитательной работы
Гимназия «Корифей»: 380 гимназистов и 160 дошкольников в двух типовых зданиях детского сада в спальном микрорайоне Синие Камни на восточной окраине Екатеринбурга. В учебных классах узнаются бывшие спальни и игровые; шкафчики в раздевалках, узенькие лестницы и коридоры – мир дошкольников, хотя уже радикально преображенный современными технологиями ремонта. А сама гимназия только приблизилась к порогу выпускного возраста – 19 октября 2008 года, в лицейский день, отпразднует свое семнадцатилетие.
Годы идут, школа растет – и вырабатывает свои внутренние технологии, стандарты и процедуры. Неформальные мероприятия и спонтанные находки постепенно становятся узаконенной нормой жизни, обрастают положениями, технологическими картами, инструкциями и журналами учета. Это нормальный процесс закрепления инноваций, фиксации успехов – главное, чтобы форма не вытеснила содержание и всегда оставляла место для экспромта и личной инициативы.
Если говорить о системе воспитательной работы как основе образовательной программы гимназии, то она изначально построена на следующих принципах:
• творческой коммуникации (партнерское и творческое общение детей и взрослых, обязательно предполагающее занимательность, эстафетность, сюжетно-ролевое содержание и распределение ответственности);
• формирования духовной общности, содружества (совместность деятельности, использование различных видов мотивации, командность, включающая коллективный анализ достигнутого и проектирование дальнейшего);
• корпоративности (ритуалы и обычаи, репертуары и роли, единство стиля, нормы и правила организации);
• производства событий (школьная жизнь – череда целенаправленно создаваемых значимых со-бытий).
Необходимыми элементами системы при этом становятся:
• четкий режим, жизненный цикл школы (календарь, график, программа подготовки и проведения мероприятий, регламенты и т.п.);
• организация рабочих групп, объединяющих разных представителей школьного сообщества (учеников, педагогов, сотрудников, родителей, представителей Совета микрорайона, партнерских школ и т.д.) для реализации программ и проектов любого масштаба;
• практика индивидуальных и коллективных творческих задач (особых «домашних заданий» к праздникам, викторинам, выставкам, специальных ролей и поисковых поручений);
• преобладание активных форм проведения мероприятий (ничего застывшего и помпезного: живой диалоговый процесс, состязательность и конкуренция, мотивация на достижения);
• ценностная иерархия символов и ритуалов (формирование коллективного опыта, живой истории и микросреды);
• личный пример (вдохновение, побуждение успехом, передача опыта, радость продуктивного взаимопонимания и взаимодействия детей и взрослых).
Творческое, неформальное общение, предметно- и ценностно-организованный досуг, масштабные и увлекательные дела – вот главные потребности детей, адресуемые педагогам. Поэтому можно выделить три главных направления внеклассной работы:
1. Реализация творческих возможностей, познавательных интересов, личных запросов (организация творческой деятельности на уроках, работа кружков и факультативов, подготовка концертов и спектаклей, участие в выставках, викторинах, экскурсиях и т.д.).
2. Развивающее неформальное общение (создание постоянно действующих клубов для детей и взрослых, совместная подготовка и проведение мероприятий; интересные встречи и т.д.).
3. Социализация и культурная адаптация (встраивание детей во взрослую жизнь, игровая «примерка» социальных ролей, система поручений; работа с проблемными и неадаптированными детьми – психологическое консультирование, тренинги; тренинги и лектории для педагогов и родителей).
Говоря о диалоге больших и локальных культур, о необходимости творческой коммуникации как здоровой основы воспитательной работы, мы понимаем воспитание как обоюдный процесс, движение взрослых и детей навстречу друг другу, предполагающее взаимные свободу и ответственность.
В полном объеме решать проблемы воспитательной работы в школе без активного участия классного руководителя невозможно. Ведь классный руководитель – это, прежде всего, воспитатель, а не «табельщик», выставляющий отметки в дневники. Труд его обязательно включает в себя навыки исследования индивидуальности и одновременно квалификацию тренера, организующего слаженную командную работу. И не удивительно, что в последнее время роль классного руководителя заметно поднялась. Ведь пока класс не полюбил свою «классную маму» (или «классного папу»), педагогу, как саперу на минном поле, нельзя ошибиться. Проявить бестактность или безразличие, даже вскользь бросить обидное слово, наклеить ярлык… «Понимание ведет к прощению, потеря нити понимания порождает гнев» (В.М. Лизинский). Такие огрехи сведут на нет всю дальнейшую работу.
Чтобы определить круг деятельности и сферу обязанностей классного руководителя, в гимназии разработана должностная инструкция.
В основу должностных обязанностей положены следующие идеи:
• Классный руководитель – это не начальник, а старший помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни;
• Воспитывает только тот педагог, которого дети принимают и уважают (а еще лучше – любят).
В инструкции сформулированы также: должностные обязанности, сферы ответственности и права классного руководителя, обозначен режим его работы и принципы поощрения (критерии оценки деятельности). В числе критериев: стабильность классного коллектива; количество детских сообществ, возникших по инициативе педагога; наличие неформальных отношений между родителями; эффективность в регулировании конфликтов и т.п.
Тема года нас объединяет
В гимназии выстроена работа методического объединения классных руководителей. Ежегодно на июньском педагогическом совете в режиме деловой игры коллектив формулирует тему следующего учебного года. Это очень удобно, т.к. помогает объединить все события, общегимназические и происходящие в разных классах, единым духом, стилем, сквозной системой образов, слоганами и т.д. Коллектив классных руководителей, опираясь на тему года, ставит перед собой конкретные задачи, планирует классные часы, праздники, поездки, родительские собрания, оформление классных кабинетов и общих помещений. Тематические заседания методического объединения также перекликаются с темой года.
Например, прошедший 2007–2008 учебный год носил название «Корифейский олимп». Тема объединила ценности образования, спорта и здоровья. Символом года стал «корифей-чемпион», главными приоритетами – здоровье, душевное равновесие, активность, оптимизм. Поэтому в течение всего учебного года в школе проводились спортивно-оздоровительные мероприятия, олимпиады, занятия по психологической разгрузке, поддержанию оптимальной физической формы и укреплению морального духа. В честь празднования 16-летия «Корифея» на землю спустились «греческие боги-олимпийцы», чтобы передать взрослым и детям факел ярких идей, творческих достижений и спортивных побед.
Надо сказать, тема олимпийского прорыва и вправду оказалась сверхактуальной: на общем педагогическом совете в июне 2008 года все участники отметили, что именно прошедший год ознаменовался и для гимназии, и для всей России выдающимися спортивными и творческими достижениями.
Тема наступающего 2008–2009 года обозначена как «Корифейская палитра». Нам предстоит объединение с партнерской школой (гимназией «Оптимум»), поэтому слоганом года будет фраза «Из многоцветья красок – гармоничный образ», символом – радуга, а ключевыми задачами станут сближение двух коллективов, практическое усвоение норм толерантности, организация совместной продуктивной деятельности и начало создания общей субкультуры.
Отсюда и задачи для классных руководителей – проводить мероприятия, направленные на сплочение, формирование новых коллективов (и нового коллективизма), на преодоление барьеров в общении и командной работе.
Кроме годичных приоритетов, все программы и проекты гимназии стабильно нацелены на усвоение ключевых коммуникативных навыков и построение собственного жизненного проекта. Исходя из этого классные руководители также планируют свою работу. В планы по воспитательной работе включаются мероприятия, расширяющие правовую и социальную компетентность, воспитывающие чувство патриотизма и формирующие гражданскую позицию учащихся. Так, например, учащиеся 8-х классов приняли участие в создании программы о деятельности судов и органов судебного сообщества во Всероссийском телевизионном конкурсе «Территория права». Результат их работы – приз «Золотая Фемида».
Гражданственность воспитывается в школе
Чтобы работа по укреплению гражданской позиции не была формальной, для галочки, она должна начинаться с воспитания любви к родному краю и людям, живущим рядом. Наши классные руководители постоянно включают в планы работы поездки по заповедным уголкам Урала, экскурсии в музеи, библиотеки, культурные центры.
Немаловажную роль в воспитании гражданственности и патриотизма играют классные часы, дискуссии, дебаты. Формы проведения зависят от возрастных особенностей. «Гражданство» в гимназии – это еще и форма, символика, гимн и клятва гимназистов, нагрудные знаки, «фирменные» сувениры для ветеранов (учеников, учителей, родителей), линейки, закладки, календарики с детскими рисунками. Это свой ящик в школьной почтовой системе, где каждый может пообщаться с друзьями, изложить свои взгляды директору, повару, классному руководителю и получить быстрый ответ.
Если в школе все это присутствует, если она состоялась как маленькая страна, «чудо-остров» – в масштабе микрорайона, поселка, города, региона, – то пределы ее влияния на общественную жизнь отодвигаются за горизонт. Школа, которая выступает моральным авторитетом и ценностным ориентиром для своих учеников и их родителей, уже через их позицию, их мнение активно влияет на социум. Мало того, хорошее учебное заведение всегда «задает тон» в округе, притягивает к себе, возбуждает интерес и естественное желание причаститься.
Поэтому очень важно, чтобы школа вносила свою лепту в формирование досуговой среды и «культурной тусовки» в своем квартале или районе. Дни открытых дверей и различные мероприятия с приглашением всех желающих, теоретические семинары и общедоступные лекции, кружки и фан-клубы, психологические консультации, концерты для ветеранов, летние лагеря. Учебные заведения, взявшись за эту неблагодарную, на первый взгляд, работу, служат поднятию престижа школьного образования. Значит, трудятся для собственного блага.
Во главе проектной деятельности
В «Корифее» классные руководители курируют проектировочную деятельность своих учеников. Речь идет об учебно-исследовательских и творческих проектах, выполняемых чаще всего коллективно – группами по 3–5, а то и 10 человек. Так, в минувшем году нашими учащимися были подготовлены и защищены такие проекты: «Живая связь времен», «Самая прекрасная из женщин», «Жизнь не в тягость, а в радость», «Русские обрядовые праздники» и др.
Большую методическую помощь классным руководителям оказывает информационно-библиотечный центр. Функции школьной библиотеки в современной школе существенно изменяются и тоже включают в себя и руководство проектами, и организацию детских клубов и кружков.
Библиотека «Корифея» – эпицентр детского творчества: именно здесь базируется Центр знаний и творчества при Совете гимназистов. В течение всего учебного года гимназисты-активисты готовят и реализуют различные творческие и познавательные проекты, которые сейчас уже можно назвать традиционными, например «Премия “Фаворит”», «Кухни народов мира», «Цветные субботы», «Прозрение» и др. Классные руководители со своими классами подключаются к этим общешкольным начинаниям, как правило, получая особые поручения и выполняя часть программы. Когда начинается очередная Неделя национальной кухни (французской, итальянской, китайской, русской и т.п.), одни классы отвечают за развлекательную программу, другие – за игры с малышами, третьи – за оформление, четвертые – за сбор информации, пятые – за опросы и т.д.
Классные дамы входят в сеть
Помимо перманентной творчески-проектной деятельности, наши классные руководители дружно осваивают информационные технологии, работая в системе «NET-школа». Речь идет о том, чтобы сделать систему документооборота максимально эффективной и «разумно прозрачной» (с разграничением прав и зон доступа) для всех участников образовательного процесса.
Каждый учитель, взяв на себя функции классного руководителя, сталкивается с ворохом документации. Ему необходимо – как минимум:
• в начале года уточнить списки классов и подать сведения завучу;
• собрать всю информацию о каждом ученике класса, заполнить соответствующую страницу в журнале;
• отдельно подать необходимые данные медикам;
• заполнить занятость в кружках и факультативах;
• составить календарный план внеклассной и воспитательной работы;
• систематически отслеживать успеваемость и посещаемость;
• в конце каждой четверти (триместра) заполнять ведомости успеваемости и посещаемости;
• регулярно составлять отчеты по различным аспектам и видам деятельности
Традиционно сведения о каждом ребенке, его текущие оценки, отметки о явке на урок и т.д. заносятся в классный журнал. Для того чтобы составить отчет, перебирается вся информация, а затем вручную или на компьютере создается документ. Причем каждый раз повторяется одна и та же рутинная работа: написание списка, заполнение требуемых колонок… Больше года такая «проходная» информация не хранится, поэтому анализ данных за несколько лет становится особенно трудоемким.
Информационные технологии позволяют автоматизировать делопроизводство. В гимназии работает электронная среда «NET-school», с помощью которой:
• легко генерируются все отчеты;
• всегда можно посмотреть любые данные по классу;
• обеспечивается мобильная связь с родителями, которые могут получить необходимую информацию в любое время.
Ведение ведомостей по питанию и охране здоровья с помощью электронной школы обеспечивает точность заполнения.
Конечно, далеко не все классные руководители с восторгом принялись за освоение электронного документооборота. Поэтому мы действовали постепенно: сначала создали и обучили группы пионеров-активистов, старались поощрять их морально и материально, а также поручали им при всяком удобном случае рассказывать о плюсах новой системы, об облегчении работы и удовольствии от процесса использования новой удобной программы. Затем подключили обратную связь: учеников и родителей, которые стали теребить руководителей, вовлекать их в электронное общения, просить о более системной работе (чтобы все страницы электронного журнала заполнялись регулярно и полно). А затем на следующем этапе провели общую аттестацию по информационной культуре, где работа в NET-школе уже стала обязательным требованием. Сегодня уже все наши классные руководители освоили электронную школу и почувствовали живой отклик от классов.
Скорая психологическая помощь
Синдром психологического выгорания, к сожалению, типичен для школьных учителей, и классные руководители ему подвержены, поскольку нагружены порой на 150%. Два года назад психологами гимназии был проведен опрос педагогов о востребованности индивидуального психологического сопровождения (во время «окон» в расписании). Результат опроса обозначил запрос на:
– аутотренинг «Ресурс» (психическую саморегуляцию);
– консультации по вопросам индивидуального развития учеников;
– практикумы (кейсы) по разрешению конфликтных ситуаций;
– информационное обеспечение по запросам педагога (главные темы – возрастные особенности, вопросы школьной и социальной дезадаптации, работа с родителями и т.п.).
Соответственно, психологическая служба определила основные направления работы с классными руководителями:
• эмоциональная, информационная, статусная поддержка;
• повышение психологической компетентности в рамках личностно ориентированной модели воспитания;
• организация «Систематического тренинга педагогической эффективности».
В течение двух лет классным руководителям оказывались следующие виды поддержки:
• психолого-педагогическая диагностика;
• групповые занятия психогимнастикой;
• тренинги эффективного общения (цикл арт-терапевтических техник);
• психологический всеобуч;
• подготовка методических рекомендаций;
• практическая помощь в разрешении конфликтных ситуаций учитель – ученик, родитель – педагог, ученик – педагог – родитель.
Названные формы психологической поддержки позволили стабилизировать эмоциональное и физическое состояние классных руководителей, предотвратить эффект профессионального сгорания и повысить мотивацию к творческой работе с учениками. Ведь, как известно, только бодрый телом и духом руководитель коллектива может передать эти качества детям.
Три кита здоровья
Поэтому физическое, психическое и нравственное здоровье рассматривается как яркий показатель эффективной работы классного руководителя. С 2006–2007 учебного года в гимназии реализуется комплексно-целевая программа «Здоровая школа», которая держится на «трех китах здоровья»:
1. Здоровье школьной атмосферы – климат взаимного доверия и уважения, атмосфера любви, которую ощущают и от которой заряжаются здоровьем взрослые и дети. Медицинская статистика красноречиво свидетельствует, что львиная доля болезней учителей и учеников коренится в психосоматических расстройствах, попросту говоря – в желании выйти из напряженной, неуютной обстановки, избежать унижения или назойливого контроля. Когда человеку интересно в школе, он болеет очень редко, более того – вырабатывает своего рода «психоэмоциональный иммунитет» против стрессов, инфекций и перегрузок.
Важнейшим фактором такого оздоровления становится успешный, инициативный и творческий классный руководитель – как живой стимул к насыщенной и активной жизни. Человек, который каждое утро говорит детям «Здравствуйте!», потому что действительно желает им здоровья.
2. Здоровье образовательного процесса, который ориентирован на жизненные цели и интересы его участников, а не на высокие показатели в отчетах. Важны не столько объем и сбалансированность учебной нагрузки (тем более что нормативы в разных государствах существенно расходятся, и наша нагрузка – далеко не самая высокая), сколько ее психологический и эмоциональный баланс (умственное напряжение, душевные переживания, энергетические затраты и эмоциональная «подзарядка»); насыщенность человеческих контактов и «градус» общения. Эти же требования относятся ко всей воспитательной работе, где приоритетами в «борьбе за здоровье» могут стать диапазон и глубина самореализации вкупе со «здоровой» идеологией школы (когда санитарные требования предъявляются сначала к чистоте душ, а потом уже тарелок).
Если мы зацикливаемся на количестве часов и вздохах о «бедных перегруженных детях», то получается, что они правы, когда кричат «ура!», узнав о болезни учителя или отмене урока. Хотя суть проблемы – не в экономии лишнего часа, а в отношении к учебе, к учителю и, в конечном счете, к себе и своей жизни.
3. Здоровье семьи и ее сотрудничество со школой. Если родители не мотивируют детей на образование, если семья отвергает школьные ценности или игнорирует их, видя в учебном заведении только пункт для оказания услуг, мы не построим здоровую школу. Здесь нужна кропотливая и далеко не сразу благодарная работа с родителями, подключение их к решению текущих школьных вопросов, фактическое вовлечение в жизнь коллектива. Тогда можно проводить в школе семейные занятия и праздники, совместные экскурсии и поездки, оздоровительные кампании и тренинги.
Только взаимодействуя с семьей, можно изменить структуру детского досуга. Без этого призывы с сокращению учебной недели выглядят очень спорными: свободное время ученики тратят (по данным социологических опросов), в лучшем случае, на компьютер и телевизор, а в худшем, – на наркотики и уличное хулиганство. И то, и другое одинаково сомнительно с точки зрения сохранения здоровья. Может быть, лучше посвятить субботу кружковой или клубной работе в той же школе, не отмахиваясь от проблемы и не экономя деньги?..
Именно эти «три кита» лежат в основе гимназического «Кодекса здоровья». Оздоровительная программа для педагогов включает следующие компоненты:
• обязательную сезонную витаминизацию на фитооснове;
• вторичную профилактику хронических заболеваний с использованием фитопрепаратов – с индивидуальным подходом;
• ингаляционную терапию, т.к. у педагогов повышенные голосовые нагрузки;
• углубленные медицинские осмотры (осмотр узкими специалистами раз в полугодие);
• кислородные коктейли;
• занятия фитнесом (пилатесом, йогой, спортивными танцами);
• массаж.
Реализация данной программы обеспечивает:
• формирование ценностных установок на здоровый образ жизни и продуктивную самореализацию личности;
• повышение функциональных возможностей организма;
• повышение работоспособности педагогов;
• возрастание эффективности образовательной программы в целом;
• рост заинтересованности педагогов в сохранении и укреплении здоровья школьников.
В результате такой активной оздоровительной работы в 2007–2008 учебном году заболеваемость классных руководителей снизилась на 75%!
Праздник, который всегда с тобой
Особое место отводится в «Корифее» корпоративным праздникам. Чем же может помочь праздник классному руководителю?
Совместная подготовка и проведение всех общешкольных событий стала настоящей лабораторией творческого общения, гарантирующей заряд бодрости и креатива. Обобщив эту работу, можно сделать вывод, что праздники играют огромную роль в жизни школьного сообщества. Это:
• опыт совместного сильного эмоционального переживания, взаимного открытия других людей и самого себя;
• создание сильного поля энергетической подзарядки;
• реализация самых разных (порой неожиданных для себя) талантов и возможностей;
• параллельная (по отношению к учебному процессу) и очень плодотворная почва для взращивания лидерства и преодоления комплексов;
• ролевое разыгрывание самых разных жизненных ролей и позиций.
В общем, праздник – это почти сакральный акт причащения к общим успехам, планам и мечтам. И одновременно отличная платформа для построения команды.
Приведем один показательный пример. В минувшем учебном году в гимназии стартовал проект под названием «Танцы со звездами “Корифея”», инициированный кафедрой художественно-эстетических дисциплин. Начиная с сентября, педагоги и сотрудники, пожелавшие проявить себя в искусстве танца (и никогда раньше танцами не занимавшиеся), вместе с детскими группами занимались постановкой сложных и зрелищных хореографических композиций. До заключительного гала-концерта, состоявшегося 7 марта и приуроченного к Женскому дню, успешно «дозрели» 8 номеров, среди которых были цыганская пляска, новый русский хип-хоп, латиноамериканский танец, испанское почти «фламенко», стильная блюзовая импровизация и т.д.
И вся соль нескольких танцев заключалась в том, что готовили их классные руководители вместе со своими учениками – всеми классами целиком. Повторяю: ни дети, ни взрослые танцами раньше не занимались! Полгода – неделя за неделей – они создавали гармонию из хаоса и на глазах становились не только пластичней и стройнее, но и дружнее. Все классные коллективы – участники проекта отметили в финале, что их сплоченность, взаимопонимание и доверие друг к другу возросло в разы! Теперь они смогут не только станцевать, но и успешно сделать вместе любое дело.
Новые рубежи
Понятно, что медом жизнь классных руководителей не назовешь, в их работе есть масса трудностей. В последнее время четко обозначилась проблема повышения квалификации и личностного роста педагогов, руководящих одним коллективом на протяжении многих лет. Дети растут, становятся подростками, затем входят в пору юности, а учитель все еще остается «мамой-наседкой» с носовым платком в руке… И опять на выручку пришли наши психологи, организовав целую серию занятий на тему «Восемь возрастов человеческой жизни». В итоге классные руководители лучше поняли особенности возрастного периода своих воспитанников, научились делать прогнозы и ставить задачи на перспективу, а самое главное – определились со своими собственными целями и приоритетами.
Сейчас речь зашла о создании института классного руководителя: постоянного методического семинара, сопровождающего деятельность классных наставников. Работа в данный момент на самой начальной стадии. К ней подключились и администрация, и психологи, и медицинская служба гимназии, и сами классные руководители. Обсуждаются вопросы:
• Нужно ли пересматривать содержание деятельности и функции классного руководителя?
• Каким должен быть современный классный руководитель?
• Что такое инновации в классном руководстве? Нужны ли они сегодня?
• Как можно измерить эффективность его деятельности?
• Каковы оптимальные формы и методы повышения квалификации классных наставников?
Да, во всех сферах социальной, политической и экономической жизни России происходят изменения, требующие новых подходов к определению содержания деятельности классного руководителя. Речь идет о мере ответственности за развитие и воспитание Человека. А воспитание может быть успешным только в том случае, если ответственность будет взаимной – и ученик, и его наставник должны осознавать личную причастность к успехам и неудачам своей школы.
Фото из архива школы