Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №17/2008

Архив

Идеи. Соуправление

Ната Крылова ,
кандидат философских наук, г. Москва

Встаньте, дети, встаньте в круг

Круг как свободная ассоциация детей и взрослых

Круг – это открытое пространство общения младших и старших, поэтому в круге могут участвовать, помимо педагога-наставника (классного руководителя) и детей, кто-нибудь из родителей или родственников ребят, их старшие братья и сестры. С согласия или по предложению учеников можно пригласить интересного для них гостя.

Особенности круга

Круг предполагает равенство всех участников и равноценность высказываний. В этом плане сообщество, обсуждающее какие-либо вопросы или проблемы в кругу, действует на основе демократической нормы уважения к суверенному мнению каждого участника и принятия его, что не всегда достигается в коллективе, который действует в интересах большинства и игнорирует мнение тех, кто остался в меньшинстве.

Сообщество, собравшееся в круг, действует как заинтересованная в каждом участнике ассоциация (объединение), помогая совместно прожить интересную для всех встречу-событие.

Со временем, когда сбор в круге станет для детей привычным, каждый из них будет стараться внести в событие свой вклад. Эта особенность круга (его психологический, нравственный, духовный потенциал) помогает как развитию самого сообщества, так и саморазвитию каждого. И в этом также состоит отличие круга от формально организованного собрания группы (коллектива), поскольку сверхзадача первого  – забота сообщества о внутреннем тонусе каждого и всех. Точки внутреннего роста и саморазвития детско-взрослого сообщества связаны с отзвуком той общей заботы и внимания к тому, что наполняет каждого участника круга.

В противовес этому задача формально организованного собрания группы (коллектива) – обеспечить сохранение целого на основе усиления его формальной структуры. В такой структуре существуют три неравных слоя:

– руководитель-взрослый, регулирующий деятельность детского коллектива;

– постоянный актив детей, воспитывающийся на основе ценностей «лидерства» и «плановой инициативы»; на действия актива и опирается руководитель;

– пассивная масса детей – основной объект воспитательной работы.

Не случайно многие дети вырастают в атмосфере равнодушия, нежелания и неспособности инициировать собственную деятельность. Но круг – прелюдия открытия чего-то необычного…

Круг – значимое место
самоопределения детей и взрослых

Круг – это рабочая площадка для свободного разговора, возникающего, когда в сообществе детей появляются актуальные для них вопросы. Каждый ребенок вправе поставить на обсуждение любой важный для него в этот момент вопрос. В этом спонтанном осмыслении жизни теряет смысл долгосрочное планирование педагогом каких-либо мероприятий.

Можно, конечно, подготовить циклограмму тематических классных часов вплоть до выпускного вечера, но, я уверена, темы круга подскажет сама жизнь сообщества. Это важно потому, что именно личностная заинтересованность детей определяет действенность той внутренней работы чувств и мыслей, которые сопутствуют совместному обсуждению и размышлению. Если же классный час организован формально, а выступления отобранных ребят отрепетированы, если использованные сценарии (даже качественные в своей текстовой основе) их внутренне не затронули, дети будут оставаться слабо мотивированными и в отношении своей учебы (учебы класса), и в отношении классных часов, и в отношении совместной деятельности.

Планирование однако не отменяется, просто оно становится текущим и актуальным, а не долгосрочным, надуманным и искусственным. Можно, например, 15–20 минут каждого круга посвящать действительно важным для учебы делам, памятным датам, назревшим общим вопросам. Можно важные для педагога идеи проговаривать в то время, когда в круге подойдет его очередь. Тогда его рефлексия будет понятна детям, она естественно впишется в контекст общей, естественно текущей беседы.

Круг открывает широкие возможности совместного определения содержания и форм жизнедеятельности. Такое планирование естественным образом вовлекает всех детей в желаемые действия, будит инициативу. Самое главное – у детей появляется потребность обсуждать на равных все, что они собираются делать сообща, помогать друг другу, взаимодействовать в практической реализации того, что задумано.

Сверхзадачи круга

Для детей жизненно важно научиться реагировать на происходящее, включившись в событие. Важно уметь анализировать все, во что они включены как активные или пассивные участники, доказывать свою позицию, определять свое место.

Взрослым надо вслушиваться в то, что говорят дети, и в этом содержании находить направления совместной жизнедеятельности; постоянно активно поддерживать инициативу и выбор учеников; обеспечить их право самим определять содержание и формы встреч, сборов, коллективных дел. Именно дети сообща и решат, какое со-бытие соединит их в следующем круге и что они будут делать в ближайшем будущем.

При этом педагог, опираясь на выбор учеников, должен не забывать и о собственных педагогических сверхзадачах. Они не должны быть оторваны от содержания жизнедеятельности сообщества, их надо уметь растворить в детской само-деятельности.

Круг помогает ребятам обрести многие со-в-местные формы ассоциации: общий интерес, со-гласование, со-гласие, со-знание, консенсус, договор (в коллективных формах организации доминируют другие задачи, например, подготовка и принятие нужного проекта решения, формирование актива, опора на долженствование и др.).

На круге доминирует самоценное общение – дети в школу идут именно за этим, а если достигается какое-либо со-глашение, то формулируется оно так, чтобы устраивало всех (т.е. любое решение достигается через консенсус).

Какие возможности открывает круг?

– для ребенка: участвовать в определении и осуществлении совместной жизнедеятельности, проявить инициативу, высказать свое мнение по любому вопросу, рассказать о своих интересах и ожиданиях, узнать мнение своих товарищей, выработать общую позицию;

– для педагога и родителя: ближе узнать детей, понять их потребности, узнать о том, что их волнует; участвовать в организации деятельности на основе понимания и принятия интересов учеников;

– для сообщества: развиваться на основе гармонии индивидуальных и совместных интересов и потребностей.

Становление гражданственности
детско-взрослого сообщества

Понятие «круг» достаточно прочно укоренилось в теории культуры. Оно обозначает некую близкую культурную, дружескую среду. В этом смысле каждый из нас входит в некий культурный круг, каждый принадлежит кругу друзей и близких людей, соратников, сотрудников, единомышленников. Средоточием круга может стать талантливый, значимый в обществе человек – так мы можем говорить о круге Льва Толстого или Чехова, о круге художников «Мира искусства» или поэтов Серебряного века, круге Выготского или Дьюи. Такой круг живет по законам не только общественного развития, но и собственного, оставляя след в культуре.

Чем больше в обществе организуется таких кругов, чем значимее их пересечение и взаимодействие, тем более содержательной становится культурная среда общества в целом. Принадлежность к определенному культурному кругу  – свидетельство укорененности каждого человека в культуре и показатель высокой стабильности развития культуры.

Для такого развития очень важны общественные, добровольческие, гражданские (т.е. не государственные, не подконтрольные структурам власти) формы ассоциации людей. В нашей отечественной истории разнообразие таких ассоциативных связей не только не поощрялось, но зачастую подавлялись (исключением была только семья). В результате значительная часть населения перестала видеть в гражданских ассоциативных отношениях культурную ценность. Это обедняло общественную жизнь в целом, делало ее полностью зависимой от властных, государственных структур.

Как же возродить социальную потребность в разнообразии неформальных гражданских связей в них, что жизненно важно для развития страны? Один из путей – помочь ее становлению у детей.

Круг может стать основой демократического уклада жизни в школе, импульсом развития открытой среды жизнедеятельности и общения. В этом своем качестве он влияет на становление новых форм организации учебы, где малые учебные (исследовательские, проектные) группы начинают действовать как «виртуальные мини-школы», «невидимые колледжи», «академические сообщества», «исследовательские лаборатории», т.е. сообщества, ориентированные на самообразование и имеющие собственные учебно-исследовательские программы.

Круглый стол – практика
объемного понимания жизни

Класс, живущий, как открытое детско-взрослое сообщество, – естественное пространство становления гражданского самосознания, в котором сопряжены разнообразные мнения и позиции. Лучше всего этому способствует такая форма взаимодействия, как проведение круглого стола.

Эта переговорная форма, известная не одно столетие, доказала свою высокую эффективность. Она способствует тому, что дети привыкают решать все проблемы уже на уровне обсуждения. Ставя совместные цели, они учатся договариваться. Общественный договор становится важной нормой их образа жизни.

Многие классные собрания, да и учебные занятия, целесообразно проводить в форме круглого стола. Это подчеркивает равноценность участников, значимость их позиций для выработки общего, взаимно устраивающего решения. Обмен мнениями повышает интерес участников к содержанию дискуссии.

Для каждой темы (заседания) целесообразного выбирать ведущего. То, что круглый стол не имеет единого ведущего для всех собраний, – наиболее значимо для развития самосознания сообщества.

 


Человек таков, какой он есть, не по милости учителей, какие у него были, а по милости того, что он сам сделал…

Мария Монтессори


Класс в целом  – это компактное, хотя и разнообразное в личностном плане, сообщество. Поэтому в классе нет смысла назначать или выбирать особые управляющие органы: совет (актив) класса со старостой во главе, звеньевых или совет командиров. Такие структуры возможны в школе, особенно там, где число детей и взрослых слишком велико и где трудно решить все на общем собрании.

Класс – сообщество, которое не может быть организовано авторитарно. Поэтому для него так значимы равные возможности участия каждого ребенка в организации круглого стола как общего собрания, где каждый видит и слышит каждого, где нет разделения на «президиум» и «зал». Там, где все завязано на авторитете классного руководителя, а не на суверенном мнении детей, в конечном счете, не будет их личностного роста, самовоспитания и самореализации.

Провести круглый стол должен научиться каждый ребенок, каким бы застенчивым и замкнутым он ни казался. Возможен и вариант выбора пары ведущих, в этом случае возрастает роль помощи друга в проведении круглого стола. Обязательно и протоколирование основных позиций и решений. Эти функции будет выполнять «секретарь» (или секретарь с помощником). Принципиально важно, повторю, чтобы все дети овладели этими функциями.

Принцип: «нет актива, а все активны»   – позволяет развить гражданскую (общественную) активность детей.

Такая позиция предполагает хорошую организацию информирования обо всем, что происходит в детско-взрослом сообществе класса и школы. Информация может быть двух видов: текущая (сообщения и объявления, постоянно обновляемые на информационном стенде) и долговременная (ежемесячный листок, газета или журнал).

И те, и другие не должны быть формальными и показными. Здесь возможны и нестандартные формы, альтернативные решения (например, выпуск двух разных репортажей или газет). К их изданию можно привлечь и родителей. Можно связать выпуск прессы с проектной деятельностью или работой ребят в рамках программы по литературе или русскому языку. Вся эта работа может стать продолжением круглых столов  – только в иной форме.

Круг меняет содержание
взаимодействия детей и взрослых

Понимание практики и отношений, создающих детско-взрослое сообщество, как жестко не регламентируемых, инициативных, творчески организуемых, меняет представление о содержании и методах работы классного воспитателя. Подробно мы поговорим об этом в следующей статье.

Подчеркнем здесь, что признание равноправия позиций детей и взрослых, уважение и учет разнообразия их интересов делает работу классного руководителя более трудной, зато возрастает ее отдача. Педагог чувствует, что его усилия находят отклик в детях. Дети же рады тому, что признано их право практически влиять на жизнь класса и школы. Это служит основой повышения их учебной мотивации и стремления к успеху.

TopList