Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Идеи. Классный час

Ольга Леонтьева ,
главный редактор газеты «Классное руководство»

Как ты с классом встретишься, так и проживешь

Организация первого классного часа

Первый классный час – один из самых волнующих моментов в жизни учителя и его учеников. Только непосвященные думают, что это – простая встреча, ничем не отличающаяся от тысяч других встреч. Для меня первый классный час как первое свидание с любимым после долгой разлуки (если этот класс был моим и раньше), первая встреча с будущим возлюбленным (если в этом году впервые встречаешься с классом, с которым предстоит проработать несколько лет). «Копилку» первых классных часов я собираю много лет, опираясь как на собственный опыт, так и на рассказы друзей и коллег.

Книга

После поздравления ребят с новым учебным годом можно прочитать отрывок из интересной книги и предложить вместе подумать над текстом. Наиболее эффективен этот прием с учениками младшей школы и пятиклассниками, перешедшими в основное звено и потому немного растерянными и волнующимися: как сложится их учеба, смогут ли они приспособиться к требованиям новых учителей?

Очень важен выбор книги.

Во-первых, читаемый текст должен быть небольшим, чтобы чтение заняло не больше 5–7 минут: иначе дети устанут, станут невнимательными и результат будет прямо противоположным ожидаемому.

Во-вторых, хорошо, если читаемый отрывок будет понятен без долгих предварительных пояснений.

И, наконец, педагог должен точно понимать, почему он выбрал именно этот текст, какая идея доносится в нем.

Поэтому заранее нужно продумать, как объяснить ребятам желание прочитать именно эти строки. Объяснение может быть различным, но главное – дать понять, что читаешь фрагмент не потому, что хочешь детей чему-то научить, но для того, чтобы попытаться понять их, таких повзрослевших, интересных людей. «Я летом прочитала… и долго думала над вопросом… Мне очень интересно ваше мнение и, если вы не против, я зачитаю вслух небольшой отрывок». Или: «Летом читала сыну сказку, а он спросил… Вопрос меня удивил. Получается, что мы с ним совсем по-разному поняли этот рассказ (сказку). И вот интересно, что вы думаете о…»

Мотивы, побудившие учителя начать первый классный час именно так, очень важны для ребят. В этот день дети ждут чуда, готовы к новым подвигам в учебе, общении. Если педагог поддержит в них ожидание чуда, если даст понять, что он готов всегда прийти на помощь, быть рядом, чудо действительно может случиться.

Чтение – лишь небольшая часть первого классного часа. После чтения необходимо задать вопрос, ради которого и была задумана вся работа. Точная формулировка вопроса – залог успешной, интересной беседы. Конечно, вопрос (или вопросы) нужно продумать и сформулировать заранее. Для этого прежде всего стоит определить, о чем хотел бы учитель поговорить с детьми в этот день, на чем он считает необходимым сфокусировать внимание ребят с самого начала учебного года.

Вопросы о дружбе вызовут ребят на разговор не только об услышанном тексте, но и о своих одноклассниках, о новых друзьях, появившихся за лето, о проблемах с друзьями. Вопросы о силе ума заставят задуматься об учебе. Вопросы о преградах в творчестве и возможности их преодоления дадут начало размышлениям и спорам о возможности самоопределения. На самом деле каждая тема хороша, главное – дать каждому ребенку возможность высказаться.

Если класс привык к групповой работе, можно именно так и построить последующее обсуждение: сначала – в группах, потом – на весь класс. Если же ребята не любят (не умеют) обсуждать что-то без учителя, то вся работа может быть организована фронтально. Многие учителя во время этой первой беседы вводят правило, которое в дальнейшем оказывается очень полезным для всей внеклассной работы.

Правило простое: мы выслушиваем мнение каждого, кто хочет высказаться, и не комментируем чужие точки зрения. Часто (в течение учебного года) обсуждение тех или иных вопросов на этом этапе и будет заканчиваться, потому что единственно правильного мнения просто не существует.

Нельзя забывать о том, что на первом классном часе важно все, в том числе и последние слова классного руководителя. Искренняя благодарность за возможность узнать разные точки зрения по интересовавшему его вопросу вызовет не менее искреннюю детскую признательность за возможность встречи, общения с уважаемым взрослым и друг с другом.

Прогулка на природе

Чудесно проходят первые классные часы на природе – в близлежащем парке или лесу. Но для того, чтобы прогулка не превратилась в большую проблему для классного руководителя (во время плохо организованных прогулок, к сожалению, такое часто случается), нужно заранее продумать, что будут делать и дети, и сам классный руководитель.

Чудо природы

Исходя из того, что первый классный час – время встреч и новых знакомств, можно (после инструктажа о поведении в местах данного типа, разумеется) предложить ребятам, например, найти в лесу (в парке)… «чудо природы». Они, естественно, спросят, что это такое, а кто-то и вовсе возразит, мол, чудес на свете не бывает.

Тогда педагог, взявшийся за организацию такого классного часа, должен попытаться объяснить, что для него означает «чудо природы». Например: «Знаете, летом я шел по лесу, и вдруг вижу – прямо на тропинке сидит зайчонок. Маленький, дрожит, но не убегает. Я к нему подошел, даже погладил, а он сидит. Я буквально на секунду отвернулся, чтобы дочку позвать, глядь, а зайчонка уже нет, как ветром сдуло. Чудо! А вот другой случай: у нас на даче растет слива. Не поверите, я в первый раз в жизни разглядел, как чудесно устроен ее цветок. Если бы здесь была слива, то я показал бы его вам как мое “чудо природы”. Попробуйте посмотреть вокруг, вспомнить свое лето, уверен, что хотя бы по одному чуду найдет каждый. Я тоже буду искать вместе с вами».

На эту работу классу дается примерно 5–7 минут, а потом все встают в круг и объясняют друг другу, что они смогли найти и почему для них это – чудо. Разговор становится очень доверительным, и часто после него происходит педагогическое чудо – дети в первый же день занятий начинают абсолютно доверять своему классному руководителю и друг другу.

Звуки

Если педагог ставит для себя главной задачей организацию взаимопонимания в классном детско-взрослом коллективе, можно во время первого классного часа провести следующую игру. Введя некоторое задание (например, найти «чудо природы»), ребятам предлагается сначала рассказать о своем «чуде» в парах, которые сначала нужно найти. Учитель заранее по количеству детей в классе (если их число нечетное, то сам педагог тоже участвует в игре) готовит коробочки (это могут быть футляры от фотопленки или нечто подобное). В них он кладет различные предметы.

Содержимое коробочек парное, то есть существуют две коробочки, в которые положено по одному маленькому камушку, две – с двумя, две – с тремя камушками. В двух коробочках лежит песок, в двух – листочки, в двух – веточки и т. д. В лесу эти коробочки раздаются ребятам и объявляется правило: «Не нужно открывать коробочки, их можно только слушать. Попробуйте чуть потрясти коробочку, которая у вас, послушайте ее звук и попытайтесь найти того, у кого точно такая же “начинка” в коробочке».

Ребята начинают перемещаться, учатся слушать друг друга (если все начинают шуметь, то никто ничего не услышит вообще!), договариваться. Чтобы найти партнера таким способом, нельзя стоять только рядом со своим единственным другом: нужно послушать каждую коробочку, дать прослушать твою всем одноклассникам и лишь потом сделать выбор. Задание трудное, но очень интересное, полезное и веселое.

Когда все пары определены, коробочки открывают, и их хозяева смотрят, правильно ли нашли партнеров. Коробочки можно сохранить и использовать на мероприятиях в течение учебного года, если на них требуется парная работа.

Фотоаппарат

В лесу можно провести и игру «Фотоаппарат». Она проводится в сменных парах, поэтому перед ней нет смысла проводить специальную выборку. Эта игра требует концентрации внимания и хорошей пространственной ориентации, поэтому особенно интересно проводится с учениками старших классов.

Один человек из пары закрывает глаза. Второй партнер выбирает объект «фотографирования», берет первого за руку и ведет к тому месту, откуда будет сделана «фотография». «Фотоаппаратом» будут глаза первого партнера. Поэтому второй осторожно поворачивает голову одноклассника, у которого все еще закрыты глаза, в нужном направлении и дает сигнал: «Смотри!». Первый открывает глаза только на одну секунду и потом рассказывает о своем впечатлении: что он увидел, понравилось ли ему «фото». После этого партнеры меняются местами.

Когда сделано много «фотографий», можно встать в круг и вместе подумать, что выбрали для «фотографирования» разные люди и почему; чьи «фотографии» оказались самыми красивыми, самыми интересными. Этот разговор может быть расширен, если кто-то начнет рассказывать о том, что он видел летом, где был, какие фотографии сделал. После этого логично договориться с ребятами и сделать в классе небольшую фотовыставку «Мы и наше лето».

Кто я?

Если учитель взял классное руководство в новом классе и мало знает о детях (как и они – о нем), можно посвятить классный час знакомству друг с другом. Для этого не нужно выходить в лес, все остаются в классе, и учитель, предварительно объяснив, что хочет лучше познакомиться с ребятами, просит написать небольшое сочинение. «Никто не будет проверять ошибки, поэтому пишите спокойно, не волнуйтесь о них. Мне очень важно понять, чем вы увлекаетесь, о чем мечтаете, чему радуетесь, чего боитесь. Попробуйте написать о себе». Учитель раздает заранее приготовленные листочки и, когда ребята начнут писать, сам тоже берет ручку и пишет. Он – не проверяющий, он – равноправный член нового классного коллектива и тоже выполняет задание.

Именно на первом классном часе эта работа идет особенно хорошо. Когда тексты написаны, можно предложить желающим прочитать их вслух. Хорошо, если первым на этом этапе будет классный руководитель и прочитает свое сочинение. Если оно окажется искренним, ребята внимательно выслушают и многое поймут про человека, от которого в ближайшие годы будет многое зависеть в их жизни. После этого желающие прочитают свои записи (только желающие!), а остальные просто сдадут листочки классному руководителю.

Мы вместе

Лучше всего, если первый классный час закончится совместными планами на предстоящий учебный год. На эту работу, конечно же, не хватит времени, но начать ее нужно именно в этот день – день доверия, понимания, надежды.

Вот возможные вопросы, которые учитель ставит перед классом:

• Как сделать жизнь нашего класса в этом году очень интересной?

• Какие праздники мы будем отмечать?

• Какую цель поставим перед собой?

На самом деле эти вопросы не стоит готовить заранее, гораздо лучше, если учитель предложит один-два, а ребята смогут его дополнить. Этими вопросами, аккуратно переписанными с доски, и заканчивается первый классный час, а саму работу можно будет продолжить и через неделю.

Тогда ученики с радостью пойдут на следующее классное собрание и сразу поймут, что классный час – это не «обязаловка», не дополнительная нагрузка, а важное для них пространство, в котором их всегда готовы услышать и понять.

TopList