Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

Марина Битянова ,
кандидат психологических наук, профессор МГППУ, г. Москва

Начинаем разговор

Игра для нового класса

Cценарий игры предназначен для работы с детьми, собранными в новый класс. Задача игры – более глубокое знакомство детей друг с другом.

Изначально мы готовили игру для учеников пятого класса. Переход в среднее звено всегда меняет детскую группу, отношения учеников выстраиваются заново. В нашем случае ситуация осложнялась тем, что в класс пришло несколько новых ребят, кардинально изменивших структуру класса. Можно сказать, что мы имели дело с новым классом. Затем, немного изменив вопросы для этапа «Интервью с одноклассником», мы попробовали провести эту игру для детей других возрастов. Результат нас порадовал. Мы увидели, что дети с удовольствием включаются в игру, и затем отношения становятся более открытыми и доброжелательными.

Этапы игры

1. Разминка.

2. Создание «Букваря» класса.

3. Интервью с одноклассником.

4. «Ярмарка умений».

5. Обсуждение игры.

Оборудование

Два листа ватмана, буквы для «Букваря» (из листов формата А4), лепестки цветка для интервью с текстами вопросов (из листов формата А4), сердцевина цветка, разрезанная на нужное количество фрагментов мозаики (по типу мозаики «пазл»), восковые мелки или цветные карандаши, фломастеры, шариковые ручки, клей.

Для проведения игры необходимо пространство, в котором можно поставить стулья в большой круг.

Ход игры

Для того чтобы настроить детей на происходящее, снять напряжение и создать игровое настроение, необходимо провести несколько игр-разминок. Общее время разминки – 10–15 минут.

Разминка «Моргалки»

Играющие делятся на пары и встают в круг, причем один из пары стоит за другими на расстоянии вытянутых рук и смотрит строго в затылок впередистоящему. Необходимо нечетное количество игроков, чтобы один остался без пары. Если детей четное количество – в игру включается педагог.

В ходе игры «одинокий» подмигивает кому-то из ребят, стоящих в парах впереди. Последний должен быстро перебежать к лишнему и встать у него за спиной. Стоящий в паре должен среагировать и не дать впередистоящему убежать. Если тот все же убежал, оставшийся один моргает кому-то из другой пары. Главное условие – задние должны смотреть в затылок первым. Соседней паре подмигивать нельзя.

Продолжительность игры – 5–7 минут.

Разминка «Имя и движение»

Все участники становятся в круг. Каждый по очереди делает шаг вперед, называет свое имя и совершает некоторое несложное движение (хлопок, приседание, движение руками, поворот на месте и т.д.). Затем возвращается в круг. По команде ведущего участники все вместе делают шаг вперед, хором говорят названное ребенком имя и повторяют его движение. Начинает игру педагог.

Создание «Букваря» класса

Классный руководитель сообщает участникам о том, что создание нового класса – это начало новой школьной жизни. Теперь многое изменилось по сравнению с тем, как жили и учились ребята в прежних классах. Вместе с детьми он называет то новое, что появилось в их учебной жизни.

– В каком-то смысле, – говорит ведущий, – вы заново начинаете школьную жизнь. Однажды, в первом классе, с вами это уже происходило. Вспомните, пожалуйста, с чего началась ваша учеба в первом классе? Что прежде всего вы изучили и усвоили?

Ребята перечисляют, а ведущий акцентирует их внимание на букваре.

Да, действительно, самое начало школьной жизни – это изучение букваря, букв и звуков родного языка. Пусть же этот новый класс тоже начнется с букваря, но букваря необычного.

Классный руководитель предлагает создать «Букварь класса». Для этого каждый (в том числе классный руководитель) получает заготовку – первую букву своего имени, вырезанную из белой бумаги А4. Необходимо заранее подготовиться к тому, что есть имена, которые в полном и сокращенном варианте начинаются с разных букв (например, Саша и Александр). Ребенок с таким именем должен иметь возможность выбрать тот вариант, который ему больше нравится, следовательно, для него должны быть заготовлены две буквы. В течение 10 минут дети раскрашивают свои буквы мелками или карандашами так, как им хочется.

Затем все возвращаются в круг. Участники по очереди показывают свою букву, дают, по желанию, комментарии. Ведущий предлагает всем вместе подобрать качество характера, которое начиналось бы на ту же букву, что и имя, и подходило бы данному человеку. Например: «Татьяна – творческая», «Алла – артистичная», «Кирилл – классный» и т.д.

Внимание! Ведущий должен как следует подготовиться к этому этапу работы, проштудировать словари. Поверьте, если в классе у 5–7 человек имена начинаются на «А», не так-то просто будет подобрать им всем психологические качества! У нас в дело пошло даже такое определение, как «аховый». Сами бы не догадались, помог словарь русского языка Ожегова.

Буквы приклеиваются на ватман, их можно слегка накладывать друг на друга. Внутри каждой буквы вписывается присвоенное человеку качество. Это и есть «Букварь класса».

После того как все полюбовались на него, можно переходить к следующему этапу работы.

Интервью с одноклассником

С помощью жребия участники делятся на пары. Каждый получает приготовленный заранее «лепесток», вырезанный из листа белой бумаги А4, и фломастер. На лепестке уже написаны вопросы, которые участники в парах должны задать друг другу, и оставлены места для вписывания ответа. Наверху – место для имени того, у кого берется интервью. Вопросы: «Любимое существо», «Любимое занятие», «Терпеть не могу…», «Любимый мультфильм», «Мой день рождения». На интервьюирование друг друга отводится 5–7 минут. Затем дети возвращаются в круг и рассказывают о своем партнере.

Лепестки по ходу рассказа детей приклеиваются ко второму листу ватмана, в центре которого заранее нарисован круг – сердцевина будущего цветка. Классный руководитель подводит общий итог этого этапа работы, обращает внимание детей на цветок: каждый из них – лепесток этого удивительного цветка, а что же в центре?

Ярмарка умений

Классный руководитель раздает детям небольшие кусочки цветной бумаги, сообщая о том, что каждый кусочек – это фрагмент мозаики. Правильно собрав их вместе, мы получим сердцевину нашего цветка. Кстати, собрать быстро эту мозаику-пазл бывает не всегда просто. Чтобы не терять времени напрасно, круг на ватмане – будущую сердцевина цветка – можно подготовить заранее: тонкими линиями нарисованы их границы.

Каждому участнику предлагается на этом кусочке бумаги написать, какие свои умения, способности, дарования он готов подарить классу, чем может со всеми поделиться. Затем каждый озвучивает то, что он написал, а ведущий комментирует ответы участников. Скажем: «С Олей нам не страшно идти в поход с ночевкой – вкусный обед нам обеспечен!», или: «На школьных “Веселых стартах” нам нечего боятся: Толя со своей ловкостью непременно победит!». И так далее.

По ходу рассказа детей отдельные фрагменты мозаики приклеиваются к листу ватмана. Через некоторое время сердцевина и весь цветок класса готовы. Если кто-то из детей в этот день отсутствует, для их лепестков должны быть оставлены места и их части мозаики должны быть приклеены пустыми.

Обсуждение игры: с нашей точки зрения, игры такого рода не предполагают серьезного обсуждения. Достаточно спросить детей об их самочувствии, понравилась ли им игра, и если да, то чем именно. Ведущий подводит итог и благодарит детей и взрослых за участие. Листы ватмана остаются в классе, их стоит сохранить до следующей психологической игры.

Педагогическое продолжение: хорошим и эффективным продолжением этой игры будет классный час: «Чем я могу помочь классу?». На этом классном часе можно развить тему «Ярмарки умений», составить некий каталог умений учеников класса и придумать, как эти умения возможно задействовать в организации классной жизни.

TopList