Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Материалы. Внеклассное мероприятие

Начало учебного года особенно чувствуется в тех классах, где за лето сильно изменился состав. Каждый год кто-то из учеников уходит в другую школу, а кто-то приходит «на новенького». Но дважды за весь период школьного обучения классы подвергаются особенно сильныму переформированию – по окончании начальной школы и среднего звена.
Поэтому классные руководители пятых и десятых классов сталкиваются в начале учебного года с особенно острыми проблемами взаимоотношений в классе. Неоценимую помощь в их решении могут оказать школьные психологи, которые разработали множество программ и тренингов специально для таких случаев.
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию два тренинга знакомств для «новых» классов. Изначально они были разработаны для того, чтобы их проводил психолог. Мы уверены в том, что психологическая культура наших читателей, сильно выросшая за последние годы, позволит и педагогам провести эти тренинги не менее успешно.
Но даже если вы не решитесь попробовать себя в новом качестве и предложите стать ведущим психологу вашей школы, то все равно тренинг и его результаты дадут вам бесценный материал для вашей дальнейшей работы в новом учебном году.

Татьяна Евграфова ,
г. Заречный, Пензенская область

Я не такой, как ты, и все мы разные

Тренинг для учеников средней школы

Данный тренинг проводился с учениками 5-х классов лицея № 230 г. Заречного. В 5-й класс лицея дети приходят после конкурсного отбора. Естественно, что в начальной школе большинство из поступивших детей имели статус лучших учеников класса. При переходе в лицейский класс у многих этот статус меняется, чаще всего в худшую сторону.

В какой-то степени болезненность привыкания учащихся к новым условиям сглаживают мероприятия, направленные на адаптацию. Одним из них является тренинг «Я не такой, как ты, и все мы разные». Кроме традиционных задач, которые решаются на адаптационных занятиях (дать возможность детям познакомиться друг с другом, помочь научится общаться со сверстниками и взрослыми), на тренинге мы ставим еще и другие задачи.

Во-первых, предоставить детям возможность подумать над вопросами:

• Мои одноклассники – какие они?

• Какой я?

• Как нам можно жить вместе?

• Хорошо или плохо, что все мы такие разные?

Во-вторых – принять основные правила комфортной для себя и других жизни в классе и в школе.

Условия проведения тренинга

Анализ проведения тренинга на протяжении пяти лет позволил нам определить условия, соблюдение которых повышает, на наш взгляд, его эффективность.

Тренинг (и не только тренинг, но и вся работа с классом) проводится только с согласия родителей учеников. На первой встрече с родителями классный воспитатель и психолог рассказывают им о том, какие задачи они планируют решать в учебном году, каким образом они собираются это делать. Особое внимание уделяется тренингу. Ведущие приглашают родителей присутствовать на нем. В нашей практике было два случая, когда родители заявили, что их ребенок в тренинге участвовать не будет по религиозным причинам. Также по разным причинам на тренинг не приходят в среднем от 2 до 5 учеников.

Весь тренинг снимается на видеокассету, которая просматривается потом на родительском собрании. Психолог дает комментарии. Вместе с родителями мы пытаемся выяснить особенности данного класса, его потенциал и проблемы. Очень часто обсуждение проходит в форме диспута.

Тренинг лучше всего проводить в субботу, вместо учебных занятий, так как дети обычно болезненно реагируют на посягательство со стороны взрослых на их свободное время.

Также желательно проводить тренинг не в школе, чтобы заинтересовать детей новизной ситуации. Наши ученики приходят в городской психологический центр.

Проводят тренинг два ведущих: психолог школы и психолог центра. Классный воспитатель работает вместе со своими учениками в круге.

Продолжительность тренинга 5–6 часов.

После проведения тренинга психолог, классный воспитатель и родители, как правило, корректируют план работы психолога и классного руководителя на год.

Через две недели после тренинга со всеми участниками (учениками, родителями, классным воспитателем и психологами) проводятся посттренинговые встречи.

С учениками обсуждаются следующие вопросы:

• Что ты чувствовал после тренинга?

• Рассказал ли ты кому-нибудь о том, что с тобой происходило на этом мероприятии?

• Вспоминал ли ты о ситуациях, которые происходили на тренинге?

• Какое упражнение понравилось больше всего, какое – не понравилось, что запомнилось?

• Произошли ли какие-то изменения в тебе или в классе после тренинга?

Взрослые участники тренинга обсуждают аналогичные вопросы. С детьми мы также проводим анкетирование. Один из вопросов анкеты звучит так: «Примешь ли ты участие в следующем подобном мероприятии?» Большинство детей (65–80%) отвечают утвердительно. Во всех классах были и отрицательные ответы. Среди причин указываются следующие: «долго», «много говорят, а не играют». Хотя некоторым пятиклассникам тренинг, напротив, понравился именно тем, что там много «обсуждали».

Ход тренинга

Знакомство

Ведущий из психологического центра, задавая вопросы, выясняет у детей, знают ли они, чем занимаются люди по профессии «психолог», с какими проблемами можно к ним обращаться.

Дети имеют ограниченное представление о профессии психолога. Чаще всего звучит ответ: «Лечат психов». Ведущий объясняет детям, кто такие психологи и чем они занимаются.

Участники сообщают свои имена, играют в игру «Снежный ком» и прикрепляют визитку с именем. Имя может быть в любой форме.

Правила

Правила, написанные на листе ватмана, вывешиваются на видном месте и зачитываются ведущими. Ребят спрашивают, почему именно эти правила необходимо соблюдать.

(Один раз участники тренинга сами вырабатывали правила. Этого удается добиться, но уходит много времени. Поэтому мы перенесли разработку детьми правил на классный час «Законы класса».)

Люблю – не люблю

Все сидящие в кругу сообщают, что они больше всего любят и что они больше всего не любят.

Обсуждение сводится к выяснению, что же любит большинство участников. Некоторые любят то, что не нравится другим. Ведущий задает вопросы типа: «Можно ли утверждать, что если ты любишь мороженое, то это хорошо и правильно, а если не любишь, то плохо?»

(Пятиклассники часто повторяют высказывания предыдущих участников. В таких случаях нужно обращать на это их внимание и просить еще подумать и ответить по-своему.)

Три точки

На листе ватмана нарисованы три точки. Детям задается вопрос, что бы это могло быть? Ответы надо написать на листочках, затем по очереди дети их зачитывают.

Выясняется, что большая часть участников увидели в трех точках одно и то же – треугольник и только один человек – «танцующих цыганский танец девушек, если смотреть сверху».

Дети приходят к выводу, что мы не только «любим – не любим» что-то свое, но даже можем увидеть в одном и том же совсем разные вещи. И в этом тоже нет ничего плохого.

Инопланетяне-близнецы

Для проведения этого упражнения детей «наряжают» в белые простыни так, чтобы не было видно ни одежды, ни обуви. Специально оговаривается, что простыни у всех должны быть исключительно белые. На лицо надевают маску, сделанную из листа ватмана. Маски у всех должны быть одинаковыми: с прорезями для глаз и носа.

После всех приготовлений дети садятся в круг, ведущие поправляют костюмы участников. Ребят просят представить, что они на некоторое время стали жителями другой планеты. Все ее представители похожи друг на друга, как близнецы.

Затем при полной тишине дети по очереди встают со своих мест и с позиции, откуда хорошо видно весь круг участников, некоторое время осматривают «жителей планеты». Ведущий просит детей запомнить то чувство, которое они испытывают в этот момент.

Затем ведущий сообщает участникам, что у жителей планеты близнецов не только одинаковая внешность, они и мыслят и говорят одинаково. Предлагается по кругу с одинаковой интонацией сказать всем одну и ту же фразу: «Дружба начинается с улыбки».

После этого ребята снимают с себя костюмы жителей другой планеты, становятся самими собой и высказывают по кругу те ассоциации, которые у них связаны со словом «дружба».

Во время обсуждения учащиеся делятся теми чувствами, которые они испытали, когда рассматривали жителей другой планеты. Детям чаще всего бывает страшно, жутко, скучно, холодно, неинтересно. Только один ребенок из всех классов – участников тренинга сказал, что ему было очень интересно, даже захотелось остаться на этой планете, для того чтобы изучить, «как же они так могут жить?».

Дети приходят к выводу: среди одинаковых людей находиться неприятно.

После обсуждения ведущий задает ребятам провокационный вопрос: «А бывает ли в нашей жизни так, что мы не принимаем тех, кто не похож на нас, делает что-то не так, как мы это представляем?» Дети вспоминают ссоры с друзьями и подругами, ситуации, которые то и дело возникают в школьной жизни (дразнят из-за необычного имени, одежды, ответа и т.п.).

После этого упражнения в тренинге объявляется перерыв на обед и отдых. В нашем случае дети имеют возможность поиграть на улице.

Паровозики

Участники тренинга делятся на три команды и строят различные препятствия. В этом им активно помогают родители. Для сооружения препятствий используются скакалки, обручи, столы, низкие табуретки и т.п.

Команде дается задание: пройти все препятствия, не нарушая инструкции (например, обязательно наступать на табуретку двумя ногами и не отрывать рук от впереди идущего игрока). Игрокам команды предлагается посовещаться в течение одной минуты. Команда начинает выполнять упражнение с первого аккорда мелодии.

Некоторые команды не используют эту минуту. Во время обсуждения выясняется, для чего можно было ее использовать.

После того как все команды выполнят упражнение, участники вместе с ведущими разбирают ошибки и их причины:

• Какой команде удалось пройти дорожку препятствий наилучшим образом?

• Почему это получилось?

• Какому игроку в цепочке приходилось наиболее трудно? Почему?

• Нужна ли была минута на обсуждение, для чего ее можно было использовать, какая команда догадалась это сделать?

Сборщики

Для этого упражнения игрокам нужно разбиться на тройки. Каждой тройке необходимо создать такую конструкцию: игрок, который окажется в центре, должен обхватить руками за талии игроков своей тройки, стоящих от него слева и справа. Крайние игроки тройки одной рукой обхватывают центрального игрока, а свободной рукой могут выполнять те или иные действия.

Суть задания состоит в том, чтобы каждая команда собрала как можно больше предметов, сваленных в кучу посреди комнаты. Обычно мы используем старые детские игрушки, пластмассовые емкости, использованные фломастеры и т.п. Если игроки разъединятся, то тройка выбывает из игры.

Тройки игроков располагаются по периметру комнаты на равном расстоянии от предметов и под музыку начинают движение.

После окончания упражнения команды подсчитывают «трофеи», ведущий записывает результаты.

Обсуждение, как правило, проходит бурно. Участникам задаются следующие вопросы:

• Удовлетворены ли вы своим результатом?

• Остались ли вы довольны собой, своей группой и другими группами, выполняя совместное задание?

• Что вы чувствовали во время выполнения задания?

• Могут ли быть недовольны вами другие команды? Почему, как вы думаете?

Начинаем обсуждение с тех групп, которые набрали самое большое количество игрушек. Как и предполагалось, они довольны и результатом, и собой, и своей группой. У ребят из групп-победительниц вызывают затруднения вопросы, касающиеся самочувствия участников из других групп. Скорее всего, в азарте они не заметили, что рядом с ними кто-то еще выполнял такое же задание. В некоторых случаях дети с упоением рассказывают, как ловко им удалось «надуть» других и в результате победить.

Когда очередь доходит до менее успешных групп, те с горечью рассказывают о своих чувствах, когда собранные ими игрушки были кем-то (они не заметили кем) украдены. Некоторые группы относили свою «добычу» в другую комнату, но сделать им удавалось всего одну ходку, потому что по их возвращении все предметы были уже разобраны.

Каждая группа выбирала свой способ выполнения задания. Например, были такие игроки, которые ложились на пол и загребали игрушки руками, как снегоочистительная машина.

Но в процессе обсуждения участники постепенно, через обвинения, упреки и даже ругань, делают вывод о самом эффективном способе выполнения этого задания, вырабатывают правила совместной работы.

Основные правила выполнения этого задания:

• нужно договориться в группе, как встать в тройке (в центре лучше встать игроку меньшего роста);

• нужно определить место, куда складывать игрушки (это место не должно быть сильно удалено от основной кучи предметов).

Ведущий слово «договориться» выделяет как ключевое. Договариваться нужно при совместном проживании в любой группе: в классе, в семье, в лагере и т.п.

Основные правила совместной работы, сформулированные детьми: не жульничать, не воровать, позволять другому выполнять его работу.

Два барана

Это упражнение выполняется в парах. Для того чтобы снять негативный эмоциональный осадок после трудного предыдущего задания, разбивку по парам мы делаем подвижной.

Заранее по количеству участников готовятся парные карточки с различными значками, рисунками, символами. Желательно использовать сложные изображения, чтобы было интереснее искать партнера по игре, у которого должно быть на карточке точно такое же изображение. Карточки упаковываются в пустые емкости от «Киндер-сюрпризов», и только по команде ведущего разрешается достать их оттуда. Это условие позволяет всем игрокам вступать в игру одновременно.

Образовавшаяся таким образом пара должна, взявшись за руки, подбежать к столу и получить карточку со своим порядковым номером «выступления» в этом упражнении. Мы оговариваем заранее, что игрокам желательно здесь «выступить» как можно раньше.

Эта часть упражнения выполняется очень шумно и весело. В тот момент, когда дети понимают, что они наконец-то нашли свою пару, они испытывают бурю эмоций: визжат, подпрыгивают, обнимаются... и теряют часть времени. Дело в том, что в наиболее выгодном положении оказываются те пары, которые сделают это упражнение раньше и смогут увидеть, как выполняют его другие пары.

Участники приглашаются в одну из комнат центра и ждут своей очереди.

Приглашается первая пара, ей дается инструкция (слово в слово каждой паре, лучше считывать запись с листка) и показывается ход упражнения.

Инструкция: Однажды два барана встретились на середине мостика, перекинутого через пропасть в горах. Далеко внизу бурлит смертельно опасный горный поток. Каждый баран должен перейти на другой берег. Представьте себе, что это вы оказались на месте этих двух баранов.

Во время чтения инструкции детям помогают встать сначала «на противоположных берегах горного потока», затем дойти до середины мостика.

В этот момент включается кассета с шумом горного ручья, и дети начинают движение по мостику. Ведущий задает вопрос: «Ваши дальнейшие действия?»

Для мостика нужна доска шириной не более одной ступни человека. Чем больше трудностей создается при переходе, тем интереснее решения, которые придумывают ребята. Наша доска – шершавая, горбатая и перекошенная. Но она такая существует в природе!

Чаще всего дети пытаются каким-то образом, поддерживая друг друга, поменяться местами. Однако выполнить задачу таким образом им не удается. «Падает» в пропасть или один, или два «барана». Вариант, при котором один или оба участника пытаются скинуть в пропасть другого, не встретился только в одном классе из семи. В некоторых классах этот вариант выбирают несколько пар участников. Иногда дети предлагают оригинальные решения:

– один «баран» ложится вдоль мостика, а другой переходит на другой берег по спине «благородного барана»;

– «бесстрашный баран» спрыгивает в пропасть, держась руками за мостик, другой в это время переходит на другой берег, а затем бесстрашный вновь запрыгивает на мостик, демонстрируя перед восхищенными «овечками» ловкость, мастерство и т.п.;

– один из игроков отходит назад, предоставляя другому возможность беспрепятственно, без риска для жизни перейти на другой берег.

После показа последнего варианта детям демонстрируется снятый фильм (фрагментарно) о выполнении упражнения каждой парой.

Затем участников спрашивают, довольны ли они выбранным вариантом решения задачи, если нет, то почему? Чье решение удивило больше всего?

Во время обсуждения ребята очень часто продолжают придумывать новые варианты решения задачи. Дети говорят о том, насколько связан с риском тот или иной вариант, какой из увиденных вариантов наиболее безопасен для обоих участников.

Обсуждение обязательно выходит на такие вопросы:

• Что влияет на принятие того или иного решения?

• Уступить – это всегда проиграть?

• Что такое психологическая выгода?

Некоторые дети сожалеют, что не они первые догадались пропустить другого. Практически всегда участники, которые сталкивали других, были недовольны собой.

У некоторых родителей это упражнение вызывает бурю негативных чувств. Недовольны те, чьи дети, по их мнению, «не так поступили». Многим не нравится то, к каким морально-нравственным правилам общежития в конце концов приходят дети: «Эти правила не подходят для современной жизни».

Мы по этим вопросам дискутируем с родителями. Объясняем нашу позицию. Каждый день в школе дети демонстрируют то или иное социально нежелательное поведение: дерутся, обзываются, ломают чужие вещи, даже воруют. И эти поступки становятся достоянием гласности, их разбирают, вызывают родителей. Тренинг позволяет проиграть те или иные ситуации, что помогает детям избежать многих из них или выйти из них менее болезненно.

Мой портрет в лучах солнца

Детям предлагается на листочках нарисовать солнышко, лучики которого символизируют те качества, способности, за которые они себя уважают и любят. Затем именной листочек с солнышком передается по кругу (если участников более 15 человек, то класс делится на 3–4 группы), и каждый участник подчеркивает лучики, если он согласен с тем, что такие качества есть у его товарища, и добавляет другие лучики – качества, которые он видит в этом человеке.

В конце концов листочки возвращаются к авторам, и каждый комментирует те изменения, которые произошли с его солнышком. У кого-то стало значительно больше лучиков. Кого-то приятно удивило, что качество «веселый» подчеркнули все одноклассники. Кто-то не ожидал, что все в классе к нему относятся хорошо, и т.д.

Это – мы!

Последнее упражнение – кульминационное. Дети и родители надувают воздушные шарики, которые дети принесли с собой. На шарики прикрепляется рисунок с солнышком.

Ведущий просит детей по очереди, как они сидят в круге, подойти и отдать ему свой шарик. Сначала у ведущего в руке только один шарик, затем – несколько и наконец – все шарики.

Ведущий спрашивает детей: «Что у меня в руке?». Звучит хор голосов: «Шарики! Мы!» Вопрос необходимо повторить. И тогда звучит: «Это – мы! Это наш класс!»

Ведущий передает все шарики классному руководителю. Звучат пожелания психологов и педагогов детям. Обращается внимание участников на красоту созданной композиции из разноцветных шаров.

Детей просят назвать тему тренинга. Ответы могут быть разные: «играли», «знакомились», «хотели нас подружить», но, как правило, бывает несколько ответов, очень близких к названию нашего тренинга: «Я не такой, как ты, и все мы разные».

TopList