Архив
Материалы. Родительское собрание
Марина Чибисова ,
кандидат психологических наук, доцент МГППУ
кандидат психологических наук, доцент МГППУ
Первое родительское собрание в классе
Организация, темы и формы
Традиционно первое в учебном году родительское собрание используется для решения организационных проблем. Необходимо собрать деньги на классные нужды, утвердить или выбрать заново родительский комитет и так далее. Понимая важность и нужность решения данных вопросов, обратим внимание на то, что первое родительское собрание – это уникальная возможность для классного руководителя наладить контакт с родителями своего класса.
Каждый педагог знает азбучную истину: основа отношений с классом закладывается в начале работы с ним. Сначала педагог вращается вокруг детей, потом дети вращаются вокруг педагога. Это будет справедливо и для работы с родителями. Первое родительское собрание закладывает основы для конструктивного взаимодействия между классным руководителем и родителями, особенно если это новый класс. Родители в начале учебного года максимально мотивированы на взаимодействие с педагогом, и очень важно использовать эту ситуацию.
Попробуем очертить формы работы, которые, с одной стороны, помогут классному руководителю использовать потенциал собрания, а с другой – разнообразят его содержание и поспособствуют контакту с родителями.
Мини-мониторинг
Каждый новый учебный год – это своего рода новый период. А начало нового периода сопровождается определенными ожиданиями. Поэтому первое собрание – это идеальное время для выяснения и, по необходимости, коррекции таких ожиданий. Эти ожидания могут касаться самого ребенка, его учебных успехов, деятельности классного руководителя или учителей-предметников. Выяснить эти ожидания можно с помощью мини-мониторинга.
Преимущества мини-мониторинга:
• Мини-мониторинг не требует большой подготовки и обработки результатов.
• Мини-мониторинг позволяет получить данные сразу же.
• Он проводится в интерактивной форме и повышает активность родителей.
Как это можно сделать?
– Подготовьте на листах формата А3 формулировки возможных родительских ожиданий или убеждений. Их должно быть немного (не более 5). Важно, чтобы все формулировки были достаточно нейтральными. Например: «Считаю, что в начальной школе можно обойтись без домашних заданий», или: «Дисциплина на уроке – это прежде всего проблема учителя».
– Развесьте эти листы на доске.
– Предложите родителям выразить свое согласие с одной из формулировок. Это можно сделать различными способами: нарисовать черту, приклеить стикер и т.д.
– Подсчитайте количество голосов на каждом листе и определите, какой вариант был выбран большинством родителей.
– Прокомментируйте результат.
Если высказанное родителями мнение кардинально расходится с реальностью (например, большинство родителей высказали пожелания, чтобы дисциплинарные вопросы решались без их участия), необходимо в корректной форме выразить свое несогласие.
Другим вариантом может быть размещение на одном листе прямо противоположных высказываний, например справа: «Дисциплина на уроке зависит от родителя», а слева: «Дисциплина на уроке зависит от учителя». В этом случае попросите родителей отметить степень своего согласия с данными утверждениями, сделав отметку ближе к тому утверждению, с которым они больше согласны. Так, если родитель согласен с первым утверждением, он приклеивает стикер прямо рядом с этим утверждением, если с обоими – посередине. Объясните родителям, что степень близости стикера к утверждению отражает степень согласия с ним.
Темы собрания
На первом собрании родители максимально восприимчивы к той информации, которую они получают от классного руководителя. Как утверждают психологи, в начале любой деятельности имеется период ориентировки, когда человек планирует для себя предстоящую активность. Именно поэтому так важно в начале учебного года предоставить родителю необходимую информацию.
Какие темы возможно рассмотреть на собрании?
1. Особенности возрастного периода: младшего школьного, подросткового и т.д.
2. Новые школьные требования. Это особенно важно, если дети переходят на новый этап обучения (5-й или 9-й класс). В этом случае полезно рассмотреть возможные трудности, с которыми могут столкнуться дети, и способы профилактики этих трудностей.
3. Помощь ребенку в учении. Это могут быть рекомендации по подготовке домашних заданий, по подготовке к экзамену и т.д.
Важно, чтобы данное выступление было кратким (10–15 минут) и завершалось практическими рекомендациями. По завершении сообщения можно попросить родителей в письменном виде сформулировать вопросы по данной теме, ответы на которые они хотели бы получить. Это поможет спланировать тематические выступления на следующих собраниях (возможно, с привлечением психолога).
Анкетирование родителей
Анкета обладает рядом преимуществ:
• она достаточно компактна в проведении и обработке;
• обладает высокой вариативностью: она может быть составлена в зависимости от целей, стоящих перед конкретным классом или школой;
• обеспечивает конкретную информацию по интересующей классного руководителя проблеме.
Анкеты могут помочь классному руководителю в реализации следующих целей:
– Выяснение ожиданий родителей относительно общей организации и содержания работы классного руководителя, предпочитаемых форм работы и их тематики. Например, анкетирование позволяет понять, какие трудности детей родители считают наиболее актуальными, как они представляют себе работу классного руководителя и т.д.
– Сбор сведений о детях, их интересах, увлечениях, а также знакомство с представлениями родителей о своих детях. Анкетирование позволяет узнать, какими родители видят своих детей.
– Прояснение мнений родителей по определенным вопросам воспитания, например о предпочитаемых профессиях, способах помощи в приготовлении домашних заданий и т.д.
Как составить анкету
Начинать составление анкеты необходимо с формулировки цели. Иными словами, ответить на вопрос: зачем эта анкета нужна и какую информацию она должна предоставить.
Анкета состоит из вступления и вопросов.
Вступление к анкете должна начинаться с обращения: «Уважаемые родители», «Дорогие мамы и папы». Вводная часть анкеты необходима для того, чтобы разъяснить родителям цели анкетирования, например: «Ваши ответы помогут спланировать мероприятия для класса», «Нам очень важно знать интересы ваших детей». Во вводной части также подробно объясняется, как заполнять анкету: «В каждом вопросе вам предлагается несколько вариантов ответа. Пожалуйста, выберите один из предложенных ответов или впишите свой». (Если анкета включает вопрос, на который нужно отвечать как-то иначе, это можно указать рядом с этим вопросом: «Выберите не более трех ответов»).
Завершается анкета выражением благодарности: «Спасибо за сотрудничество», «Благодарим вас за ответы».
При составлении анкеты можно использовать различные типы вопросов:
1. Закрытые вопросы, имеющие заранее заданные варианты ответов («Ваш ребенок посещал дошкольное учреждение? Да, нет»).
2. Открытые вопросы («В организации каких классных мероприятий вы могли бы помочь?»).
3. Вопросы с вариантами ответов («В организации каких мероприятий вы могли бы помочь: классные часы, экскурсии, праздники, что-то еще (напишите, что именно)»).
4. Вопросы-оценки («Оцените свой интерес к предложенным темам по 10-балльной шкале: 10 – очень интересная тема, 0 – абсолютно неинтересная»).
Каким образом провести обработку анкет
Вначале производится обработка отдельных вопросов. Закрытые и полузакрытые вопросы, вопросы с вариантами ответов обрабатываются следующим образом: подсчитывается количество родителей, выбравших тот или иной вариант ответа, и переводится в проценты от общего количества родителей, ответивших на данную анкету.
Например, 15 родителей (60%) готовы помогать в организации классного часа, 10 родителей (40%) – в организации экскурсии и т.д.
При обработке открытых вопросов проще всего воспользоваться таким способом: выписать все ответы, данные родителями на один вопрос, на один лист, объединить их в смысловые группы, дать каждой группе название и определить количество и процентное соотношение родителей, давших те или иные ответы. Например, при систематизации названных родителями детских интересов можно получить, например, такую картину: спорт (футбол, фигурное катание) – 47%, искусство (рисование, музыка) – 31% и т.д.
Затем делается вывод по всему анкетированию.
Если вы предлагали родителям выразить свои пожелания, лучше не откладывать обработку анкет или хотя бы просмотреть их как можно быстрее, потому что там могут быть пожелания, требующие достаточно быстрой реакции со стороны классного руководителя.
Хорошо, если в дальнейшем при взаимодействии с родителями классный руководитель так или иначе ссылается на результаты анкетирования: «В соответствии с вашими пожеланиями, высказанными в анкетах…», «Ориентируясь на ваше мнение, изложенное в анкетах…», «Как показало анкетирование, многие из нас считают, что …»
Способы завершения собрания
Завершить первое в учебном году родительское собрание можно ярким, коротким, эмоционально насыщенным упражнением. Оно поможет создать положительный эмоциональный настрой и поспособствует контакту между родителями класса.
Возможные варианты:
• Подготовьте цветок: сделайте середину и цветные лепестки по количеству родителей. Попросите каждого родителя написать на лепестке то качество ребенка, которое ему особенно нравится или которым он гордится. Прикрепите все лепестки к середине и обратите внимание родителей на то, какие разные дети учатся в классе.
• Предложите каждому родителю написать пожелание самому себе на будущий учебный год и положить его в красивую шкатулку или мешочек.
• Нарисуйте большое солнце со множеством лучей и попросите родителей написать пожелания классу на каждом из лучей. Повесьте это солнце в классе.
Желаю вам удачного учебного года!