Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Материалы. Классный час

Татьяна Беглова

Годовое планирование деятельности класса

Сценарий классного часа

Работая в школе, мне очень часто приходится слышать от коллег жалобы на то, что современные дети ничего не хотят. Избалованные компьютерными играми и Интернетом, ученики пассивно реагируют на все предложения взрослых. Но так ли это на самом деле? Мне кажется, что мы, взрослые, сами сдерживаем инициативу детей.

Какой активности мы чаще всего ждем? В лучшем случае – это выполнение задач, которые мы ставим перед ними. В худшем – радостного и благодарного участия в том, что придумали мы. Конечно, я утрирую. Но в школе действительно очень мало ситуаций, в которых дети могут проявить свою активность, ответственность и самостоятельность.

Школьная жизнь ребенка жестко структурирована взрослыми. Мы лучше знаем, что сейчас необходимо сделать и какие задачи решать. И даже внеурочная жизнь выстраивается так, чтобы педагоги могли решать свои профессиональнее задачи. Низкая активность и самостоятельность детей, на мой взгляд, во многом результат повышенной опеки со стороны взрослых.

Сценарий занятия, который мы предлагаем, ставит своей задачей пробудить активность учеников, помочь им занять позицию проектировщика по отношению к внеурочной жизни класса. Наш опыт показывает, что, при всей простоте этого сценария, он достаточно эффективен и подходит для работы с детьми 5–10-х классов. Основное условие проведения – ученики и классный руководитель должны понимать и доверять друг другу.

Время проведения: 1–1,2 часа.

Цель: пробудить детскую активность, поставить учеников в позицию активных проектировщиков собственной жизни.

Ход занятия

Этап 1 – мотивирующий:

• Работа в командах.

• Создание общего списка.

• Кроссворд.

Этап 2 – проектировочный:

• Работа в мини-группах: мозговой штурм.

• Создание общего списка.

• Индивидуальное самоопределение.

Этап 3 – планирование.

 

Этап первый – мотивирующий

Работа начинается с того, что дети вспоминают все мероприятия, проведенные в классе в прошлом учебном году. Педагог предлагает участникам разбиться на несколько команд. Каждая команда должна назвать как можно больше внеурочных мероприятий, в которых принимал участие класс. Это могут быть поездки, вечера, экскурсии и т.д.

Отдельная команда по очереди вспоминает по одному мероприятию. Побеждают те, чье слово будет последним. Все ответы детей фиксируются на доске. В итоге мы получаем список внеурочных мероприятий, в которых принял участие класс в прошлом учебном году.

Затем учитель просит ребят вспомнить свое отношение к каждому из этих мероприятий. Здесь наверняка будут события, оставившие яркие положительные воспоминания. Будут мероприятия, которые не понравились, вызвали неприятные эмоции. А будут и такие, которые с трудом вспоминаются, – они оставили мало впечатлений. Отношение к ним можно назвать нейтральным. Всем ученикам предлагается поработать со списком и отметить свое отношение к каждому событию.

Этот этап можно проводить двумя способами. Либо классный руководитель заранее готовит список мероприятий, и детям раздается готовый бланк, в котором они знаками («+», «–», «±») отмечают свое отношение. Либо эта работа проводится на доске со списком, составленным со слов детей.

Преимущество первого способа в том, что дети выражают именно свое отношение, здесь нет давления большинства. Зато второй вариант позволяет сразу увидеть выборы детей. В зависимости от особенностей класса и решаемых задач, педагог может сделать свой выбор в пользу того или иного варианта.

Хотелось бы предостеречь ведущих от ситуации, в которую мы однажды попали с коллегами. Начало классного часа построено как соревнование. Дальнейшая работа предполагает равноправное сотрудничество детей. Как правило, участники очень быстро и безболезненно переходят к равноправному взаимодействию.

Но как-то мы работали в классе с очень выраженными конкурентными отношениями. И соревнование команд актуализировало реальные проблемы участников. Нам потребовалось вводить специальные игры для объединения класса. Эта работа заняла много дополнительного времени, эффективность проектировочного этапа была низкой.

Поэтому мне кажется, что разбивка на команды оправдана лишь в том случае, если отношения в классе доброжелательные и партнерские. Тогда этот этап помогает настроиться участникам, повышает мотивацию к дальнейшим действиям. Если отношения остро конкурентные, лучше работать всем классом, по очереди вспоминая мероприятия прошедшего года.

Следующая процедура также направлена на мотивирование детей. Ведущий заранее готовит кроссворд, в котором зашифрованы слова, имеющие отношение к внеурочной жизни класса. Например: кто исполнял главную роль в спектакле, который поставили девочки в подарок мальчикам на 23 февраля? Или: в каком городе экскурсоводы будут с умилением вспоминать Васю П.?

Этап второй – проектировочный

Участники разбиваются на несколько мини-групп. Состав и количество определяется особенностями класса. Иногда мы проводим просто жеребьевку, создавая случайные группы. Иногда специально разбиваем детей, например для того, чтобы разделить учеников, находящихся в состоянии конфликта. Очень важно, чтобы в мини-группе были дети, готовые плодотворно сотрудничать друг с другом.

Задача участников – придумать как можно больше мероприятий, которые можно провести в своем классе в этом учебном году. В зависимости от степени активности классного коллектива можно расширять задание. Если дети готовы работать не только для себя, предложите им придумать мероприятия, которые можно провести во всей школе – или для учителей, или для учеников младшей школы.

Далее составляется общий список предполагаемых мероприятий. Как правило, он получается очень большим. Для того чтобы понять, какие из этих мероприятий интересны большинству учеников, проводится процедура голосования. Каждый ученик должен подойти и отметить те события, в которых он готов принять участие. Кроме того, каждый отмечает еще и степень своего участия: готов включиться как рядовой участник, или готов быть организатором, или готов быть помощником при подготовке. Например, напротив заинтересовавшего мероприятия ученик ставит букву «У», если готов быть только участником, «О» – если готов выступать как организатор, «П» – как помощник.

Этап третий – планирование

Дальнейшая работа проводится только с мероприятиями, помеченными знаком «О». Педагог говорит о том, что все пожелания учеников будут учитываться при составлении плана работы. Но если никто из класса не готов отвечать за проведение какого-то дела, нам остается надеяться только на добрую волю других людей: учителей или, может быть, детей из других классов. Планироваться будут только те мероприятия, за которые готовы отвечать конкретные ученики.

Классный руководитель знакомит учеников с планом работы на год, рассказывает, какие мероприятия, носящие обязательный характер, туда уже вошли (например, общешкольные мероприятия или учебные дела, проводимые во внеурочное время). Составляется единый план работы.

На этом классный час завершается. Проведя детей через эту процедуру, мы обязаны сделать все, чтобы их интересы реализовались. К сожалению, я и мои коллеги были свидетелями того, что идеи этого классного часа не находили своего отражения в реальной жизни школы и класса. Дети не прощают этого взрослым. В следующий раз пробудить их активность и творческую мысль будет невероятно сложно. А мы будем вздыхать и говорить о том, что детям ничего не нужно.

Поэтому, в заключение, хочется предостеречь классных руководителей. Если вы понимаете, что в школе нет условий для проявления детской активности и самостоятельности или в силу каких-либо обстоятельств такой возможности нет в вашем классе, лучше не проводить этот классный час. Перефразируя известное выражение, хочется сказать о том, что мы в ответе за тех, в ком пробудили активность.

TopList