Главная страница "Первого сентября"Главная страница журнала "Классное руководство и воспитание школьников"Содержание №16/2008

Архив

Идеи. Внеклассное мероприятие

Акция – одна из форм развивающей педагогической и психологической работы в школе. По своей сути акция – это тематическая среда, часто – игровая, которая на некоторое время создается в пространстве школы, параллели или отдельного класса.

Ирина Копейкина ;
Татьяна Меркулова

Психолого-педагогические акции в работе классного руководителя

ОСОБЕННОСТИ АКЦИЙ

Акция не мешает разворачиваться другим видам деятельности детей и взрослых (прежде всего – учебной), но имеет некоторое собственное содержание, правила, запланированный результат. Основная цель коллективных акций – расширение представлений участников за счет внесения в их жизнь новых дополнительных смыслов, чувственных красок, культурных значений.

Важные особенности акции – ненавязчивость и необычность. Она окрашивает в новые яркие краски жизнь тех, кто готов в нее включиться, но не мешает тем, кто не хочет ее замечать. Акции на время их проведения создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние. Школа начинает восприниматься учениками как единое целое, а находящиеся в ней люди – как близкие и интересные собеседники.

НАЗНАЧЕНИЕ АКЦИЙ

Акции можно эффективно использовать на этапе адаптации детей после летних каникул. В начале учебного года они позволяют реализовать «мягкое вхождение» детей в школьную жизнь, поскольку участие в них добровольно. Однако акции имеют свои рамки: все участники в игровой форме настраиваются на регламентированную деятельность, требующую выполнения определенных правил.

Акции могут быть использованы как начало большого тематического события на этапе погружения в данную тематическую среду, например, для предметной недели, Недели психологии, Дня рождения школы, Театрального фестиваля и т.п.

Акции нередко бывают и традиционными явлениями, приуроченными к календарным праздникам, таким, как День учителя, День Победы, День знаний. Такие традиционные акции позволяют не только создать настроение и удержать особый «дух» дня, но и быть неким школьным барометром изменений, происходящих в школьном сообществе.

Акции могут закрывать то или иное большое событие в школе и носить рефлексивный характер, то есть помогать подвести эмоциональные и содержательные итоги. В данном случае в ходе акции участникам предлагают задуматься над тем, чем данное событие стало лично для него.

Акции бывают адресными, то есть имеющими своих героев, которым посвящаются слова пожелания, поддержки, благодарности. Цель таких адресных акций – показать, что каждый человек или группа людей в школе значим и важен. Так, накануне экзаменов все желающие могут написать ободряющие слова выпускникам или слова поддержки команде школы, которая проиграла (или выиграла) соревнования. Акции могут быть посвящены человеку, который в данный момент болеет или вернулся после долгой болезни в класс. Главное – показать свое неравнодушие к жизни и переживаниям других людей.

Акции могут быть частью социальных проектов, если их целью является привлечение внимания к актуальным и острым проблемам современности. В таких ситуациях акции работают как «нравственный будильник» – активизируют внимание всех, кто стал их участником и познакомился с проблемой («А что сделал ты для решения этой проблемы? – один из ключевых вопросов данных акций). В социальных акциях доля игрового компонента минимальна. Это в большей степени деловая игра, имитирующая реальную жизненную ситуацию. Чаще всего подобные акции представляют собой какое-то реальное дело, приобретение социального опыта по решению конкретных проблем.

СЦЕНАРИЙ АКЦИИ

Предлагаем познакомиться со сценарием акции, направленной на решение задач адаптационного периода в начале учебного года. Акция «Зернышки лета» рассчитана на детей 9–12 лет. Особенность этой акции в том, что она проводится на первой учебной неделе в течение трех дней на большой перемене.

Цель

Подведение итогов лета, некое эмоциональное «закрытие лета». В ходе акции создается комфортная атмосфера для общения детей. Структура акции такова, что она сочетает в себе свободное общение детей в регламентированном пространстве и времени.

Материалы

Заготовки футболок по количеству участников (заранее на половинке разноцветных листов А4 рисуется контур футболок и вырезается).

Бельевая веревка с прищепками.

Контур подноса.

Плакат «Выставка “Остановись, мгновенье!..”»

Фломастеры или карандаши.

Вырезанные контуры плодов – яблоко, груша, помидор, огурец, морковь, свекла, грибы и т.п.

Рамка для картины или фото по количеству учеников, нарисованная на половинке листа А4.

Клей, скотч.

Первый день акции

Классный руководитель накануне объявляет, что на следующий день на большой перемене все ребята приглашаются в классный кабинет для проведения особенного мероприятия.

Классный руководитель встречает ребят на перемене словами:

– Здравствуйте, ребята! Наверняка, у каждого из вас летом были какие-то события или впечатления, воспоминания о которых надолго остались в памяти, согревая душу. К этим воспоминаниям можно еще долго возвращаться, как к некоему запасу внутренних сил. Предлагаю вам акцию, которая называется «Зернышки лета». Акция будет состоять из трех частей. В течение трех последующих дней я буду ждать вас в классе на большой перемене, каждый раз я буду просить вас что-то нарисовать или написать. В результате на нашем стенде появятся ваши «зернышки лета», а какими они будут, мы с вами узнаем чуть позже.

Первый день акции посвящен «девизу лета». У нас есть вот такие выкройки летних футболок (классный руководитель показывает вырезанные из разноцветной бумаги формата А4 контуры футболок). Выберите себе по одной такого цвета, который вам понравился. Что с ними нужно делать? Попробуйте выразить основной девиз, основное стремление вашего прошедшего лета. Например, у кого-то это могло звучать как: «Все на борьбу с сорняками!», «Даешь экстрим», «Путешествуйте сами, путешествуйте с нами!», «Здравствуй, море!», «Опять английский!» и т.п.

Ваш девиз нужно сформулировать в виде короткой эмоциональной фразы и написать его на майке.

После получения задания дети на заготовках футболок записывают свои девизы. Пока дети оформляют футболки, классный руководитель на стенде прикрепляет бельевую веревку. По мере выполнения дети подходят к стенду и прикрепляют свои футболки на прищепки. В итоге получается длинная бельевая веревка с разноцветными футболками, на которых написаны девизы лета. У каждого по окончанию работы есть возможность познакомиться с девизами других ребят.

В заключение классный руководитель спрашивает о том, какие девизы удивили, показались необычными, о чем ребятам хотелось бы поподробнее узнать у авторов. Далее педагог благодарит всех за участие в акции, напоминает о продолжении акции на следующий день.

Второй день акции

День посвящен результатам лета. Эта часть акции называется «Плоды лета».

Классный руководитель обращается к ученикам:

– Ребята, у нас в классе уже появились футболки с девизами лета (вот они, «сушатся» у нас на веревке). А сегодня хотелось бы узнать о том, какие особые достижения или результаты были для вас самыми важными этим летом.

Вот перед вами плоды (показывает на вырезанные из бумаги контуры традиционных летних плодов – овощей, фруктов, грибов). Выберите себе плод и напишите на нем о том, что вы считаете важным летним достижением. Например: «Научился нырять», «Нашел 35 белых грибов», «Прочитал 15 книг», «Подружился с…», «Загорел как шоколад» и т.п.

Пока ребята выполняют задание, классный руководитель прикрепляет рядом с веревкой с футболками вырезанное из листа ватмана овальное блюдо. Дети после выполнения задания подходят к стенду и приклеивают плоды на контур блюда. Подведение итогов проходит аналогично первому дню.

Третий день акции

Этот день называется «Остановись, мгновение!». Он посвящен эмоциям, ярким впечатлениям, переживаниям.

Классный руководитель предлагает:

– Сегодня последний день нашей акции «Зернышки лета». И, прежде чем мы расстанемся с нашими воспоминаниями о лете, я хочу попросить вас поделиться самым ярким эмоциональным впечатлением. Сделайте иллюстрацию к этому событию. Иллюстрация может быть любого жанра: пейзаж, натюрморт, сценка, абстрактная живопись (например, цветные пятна) – выбор за вами. Главное, чтобы под каждым из ваших рисунков могла бы быть надпись: «Остановись, мгновение, ты прекрасно!».

Возьмите вот эти листы (показывает на стол, где лежат заготовки), у них уже есть рамка, как на картине. Через некоторое время все ваши работы появятся на нашей выставке «Остановись, мгновение!».

Дети рисуют иллюстрации. Классный руководитель прикрепляет рядом с футболками и плодами небольшой плакат – «Выставка “Остановись, мгновение!”» Под этим плакатом дети прикрепляют свои иллюстрации.

Классный руководитель подводит итоги:

– На этом акция «Зернышки лета» завершена, она показала нам, каким было это лето для вас. Пусть эти воспоминания станут для нас нашим запасом солнечной энергии, которая поможет нам в этом учебном году.

Оформленная выставка сохраняется после проведения акции еще на одну неделю. Затем все экспонаты снимаются и убираются в архив класса.

Советы по проведению

При выполнении задания необходимо дать возможность каждому ребенку максимально самостоятельно проявить себя.

Поддержку и помощь классный руководитель предлагает лишь в тех случаях, когда дети не смогут справиться без взрослого.

Предложенная акция может трансформироваться в классный час.

Для сохранения динамики акции (деятельность в течение 15 минут на большой перемене) необходимо заранее подготовить место для стенда и все шаблоны для заданий.

Выставка может стать элементом первого родительского собрания, игровым упражнением «Найдите работы своего ребенка».

Для младших подростков акция может проводиться в начале дня, в свободном режиме, при наличии письменной инструкции и образцов-шаблонов.

TopList